Скачать 161.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет БИОФИЗИКА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ Методические указания по самостоятельной работе Красноярск СФУ 2011 Составитель: Свидерская И.В. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Биофизика сложных систем». В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерская программа «Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора». 1 Цели и задачи изучения дисциплины Данная учебная дисциплина основана на методах и результатах исследований последних десятилетий в области физики неравновесных состояний и теории динамических систем, которые оформились в отельное направление науки, сложные системы, независимо от их природы (физическая, биологическая, социальная и т.д.). С классической точки зрения существовало резкое различие между стохастическим (случайным) и детерминированным поведением. Исследования сложных систем показывают, что в действительности существуют промежуточные формы поведения, которые связаны с особыми решениями простых детерминистских уравнений. Поэтому особое внимание отводится изучению хаотической динамики, как естественной тенденции широкого класса систем к переходу в состояния, которые обладают свойствами, как детерминистского поведения, так и непредсказуемости. Изучение дисциплины «Биофизика сложных систем» включает рассмотрение применений разработанных методов к анализу поведения систем в биологии, экологии, климатологии, химии. Дисциплина «Биофизика сложных систем» имеет своей целью сформировать научное мировоззрение, расширить и углубить знания студентов по вопросам фундаментальных свойств динамики систем и дать инструмент для изучения сложного поведения систем вне зависимости от их природы. Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении основных закономерностей и механизмов поведения сложных систем разной природы, поскольку они лежат в основе многих явлений окружающего нас мира. Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины
3.2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Биофизика сложных систем» предусматривается объемом 1,2 з.е. или 44 часа и организуется в соответствии с используемыми в учебном процессе формами учебных занятий. Выполнение всех видов самостоятельной работы по изучению курса поможет студентам сориентироваться в понимании основных понятий и проблем курса, освоить приемы и способы решения конкретных задач из различных областей науки, овладеть научным проектированием, необходимым для написания любого уровня научных текстов от проектов до научных статей, выработать умение выделить общие закономерности развития науки на фоне конкретного содержания состояния науки в определенную эпоху, конкретных фактов и научных биографий известных ученых. В конечном итоге студенты должны понять свое место в науке, определить свои цели в жизни и в занятиях профессиональной деятельностью, развить свои творческие способности, подготовить к будущей деятельности молодых специалистов. Самостоятельная работа по курсу «Биофизика сложных систем» включает: - самостоятельное изучение теоретического материала с использованием рекомендуемой литературы; - подготовка реферата. Структура самостоятельной работы представлена в табл. 3.2. Таблица 3.2 Структура самостоятельной работы
Самостоятельное изучение теоретического материала При самостоятельном изучении теоретического курса студентам необходимо: 1. Самостоятельно изучить темы теоретического курса в соответствие учебной программой дисциплины; 2. Подготовить устные ответы на контрольные вопросы по каждой теме. Самостоятельное изучение теоретического материала
При самостоятельной работе над теоретическим курсом студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний, используемых в учебном процессе, приведенными в п.4. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.4. Задания на самостоятельную работу по изучению теоретического материала выдаются лектором на первой лекции каждого модуля вместе со списком учебной литературы по соответствующему модулю. Контроль освоения теоретического материала осуществляется во время проведения практических занятий. Написание реферата Написание и защита реферата в конце семестра занимает объем в зачетных единицах (часах) - 0,55 (20). Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время практических занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point согласно требованиям СТО СФУ. Оформление реферата должно соответствовать государственному стандарту ГОСТ 7.32-2001 и требованиям СТО СФУ, устанавливающим общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20–30 страниц. Реферат включает следующие структурные элементы:
Примерная тема реферативных работ приведена ниже: 1. Определение размерности аттрактора по временной последовательности одной переменной. Корреляционный интеграл и корреляционная размерность. Алгоритмы Грассбергера-Прокацция и Скагля. 2. Количественные характеристики хаотических сигналов в биосистемах. Динамические болезни. 3. Моделирование динамики сердечного ритма методами нелинейной динамики. 4. Климатические аттракторы. 5. Фракталы в биологии. 6. Явления флаттера (flutter) как пример автоколебательного процесса. 4 Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы:
Информационные ресурсы:
4.2 Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Биофизика сложных систем» включают: 1) перечень тем рефератов; 2) перечень контрольных вопросов. По дисциплине предусматривается итоговый контроль - зачет. Форма проведения зачета: устный и письменный ответ на вопросы. Контрольные вопросы:
|
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Задереев Е. С Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск... Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,... | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ипк сфу 2012 Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» |