Скачать 202.84 Kb.
|
Примерная тематика рефератов (выбрать любые 5 тем)
8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1) Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с. 2) Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры и факультетов физического воспитания / Под ред. В.И.Тхоревского – М.: ФОН, 2001. – 492 с. 3) Физиология человека: Учебник для ин-ов физ.культуры. Изд. 5-е /Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 1975. – 496 с.
б) дополнительная литература: 1) Агаджанян Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций) /Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова /под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. СПб.: СОТИС, 1998. – 528 с. 2) Аганянц, Е.К., Пирожков О.В., Бердичевская Е.М. Некоторые практические основы физиологии физических упражнений. Методическое пособие. Краснодар, 1994.-65 с. 3) Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений./ Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПБМ Межд. фонд истории развития науки. Т.1. – 1994. – 412 с. 4) Петрушкина Н.П. Физиология (пособие для самостоятельной работы). / Н.П.Петрушкина. –Челябинск: УралГУФК. 2007. – 276 с. 5) Петрушкина Н.П. Практикум по физиологии человека (учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры). Часть I. / Н.П.Петрушкина, Е.Ф.Сурина-Марышева, А.И.Пустозеров. –Челябинск: УралГУФК. 2006. – 102 с. 6) Петрушкина Н.П. Практикум по физиологии человека (учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры). Часть II. / Н.П.Петрушкина, Е.Ф.Сурина-Марышева, А.И.Пустозеров. –Челябинск: УралГУФК. 2006. – 136 с. 7) Тристан В.Г. Практикум по физиологии висцеральных систем: учеб. пособие /В.Г. Тристан, В.И. Черяпкин. Ч.1. – Омск: СибГАФК, 1997. – 72 с. 8) Тристан В.Г. Практикум по физиологии висцеральных систем: учеб. пособие /В.Г. Тристан, В.И. Черяпкин. Ч.2. – Омск: СибГАФК, 1997. – 56 с. 9) Физиология человека (Compendium): учебник / Под ред. Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. – СПб-Самара: Дом печати. – 2002. – 416 с. 10) Функциональные системы организма : руководство / ред. К.В. Судаков. – М.: Медицина, 1987. – 432 с. Задания по анатомии на 4 семестр Раздел 3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Студент должен знать: - Основное функциональное предназначение нервной системы; - Строение нервной системы; - Опыт отечественных физиологов в понимании функций нервной системы; - Роль нервной системы в спорте. Уметь: - Использовать теоретические данные на практике: закрепление двигательного навыка, автоматизм движений, предстартовые и стартовые состояния. 3.1. Общий обзор нервной системы. Строение и функция нервной системы. Классификация по топографическому и функциональному признакам. Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов. Понятие о рецепторах и синапсах. Понятие о нервных процессах: возбуждение и торможение. Механизм деятельности центральной нервной системы. Рефлекс, рефлекторный путь. Виды рефлексов. 3.2. Центральная нервная система. Спинной мозг. Местоположение, форма, строение и функции. Нервные центры. Головной мозг. Отделы головного мозга. Продолговатый мозг. Строение, функции, жизненно важные центры. Задний мозг. Мозжечок, его функции и значение в регуляции мышечного тонуса и координации движений. Средний мозг и его функции. Ориентировочные и тонические рефлексы. Промежуточный мозг и его функции. Функции таламуса и гипоталамуса, их значение в регуляции вегетативных функций. Конечный мозг. Полушария, внешнее и внутреннее строение. Кора больших полушарий как высший отдел центральной нервной системы. Сенсорные и моторные зоны коры как органа психической деятельности 3.3. Периферическая нервная система. Черепные нервы, ход основных ветвей и области иннервации. Спинномозговые нервы, их сплетения, ветви и области иннервации. 3.4. Вегетативная нервная система. Общий обзор. Функции симпатической и парасимпатической части. Лабораторные работы №5 и 6. Проекция периферических нервов на поверхность тела человека. Исследование рефлексов у человека. Раздел 5. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. Студент должен знать: - Функциональное предназначение сенсорных систем; - Строение органов чувств; - Взаимосвязь органов чувств и их адаптационные возможности; - Значение органов чувств в спорте; - Возрастные изменения сенсорных систем. Уметь: - Зарисовывать схемы строения сенсорных систем; - Определять чувствительность и быстроту реакций органов чувств. Общая характеристика сенсорных систем. Их строение, функции. Основные физиологические свойства сенсорных систем. двигательная сенсорная система и ее значение для координации движений и пространственных восприятий. Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Светопреломляющие свойства глаза. Аккомодация и адаптация. Механизм восприятия света и цвета. Центральное и периферическое зрение, поле и острота зрения. Слуховая сенсорная система. Строение и функции. Механизм восприятия звуков. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат, его строение и функции. Возбудимость и функциональная устойчивость вестибулярной системы. Текстильная, болевая и температурная сенсорные системы. Значение сенсорных систем при двигательной деятельности. Строение и функция кожи. Лабораторная работа №7. Исследование точности выполнения движений с заданной амплитудой и силой при зрительном контроле и при его выключении. Изучение реакций организма на раздражение вестибулярной сенсорной системы. Раздел 6. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. Студент должен знать: - Функции желез внутренней секреции; - Органы внутренней и внешней секреции; - Их роль в жизнедеятельности спортсменов. Уметь: - Проецировать на себе органы желез внутренней секреции; ч” Свободно ориентироваться в схемах и таблицах по теме. Анатомо-физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Понятие о гормонах, их значение. Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидная, вилочковая, поджелудочная железы. Надпочечники, половые железы. Раздел 7. СИСТЕМА КРОВИ. Студент должен знать: - Основные понятия по темам; - Строение С.С.С. и функции; - Возрастные особенности строения и функционирования С.С.С.; - Особенности функционирования С.С.С. при физических нагрузках; основные числовые показатели С.С.С. в покое и под влиянием физических нагрузок. Уметь: - Проецировать сердце и сосуды на поверхность тела человека; - Ориентироваться и правильно снимать пульсовые показатели; - Правильно пользоваться тонометром и освоить методику определения Ад. Система крови и её функции. Кровь как внутренняя Среда организма. Эритроциты, гемоглобин, и их значение для жизнедеятельности. Виды лейкоцитов и их функции. Иммунная система. Иммунитет и его виды. Иммунный дефицит. Тромбоциты и их функции. Группы крови. Плазма крови, её состав и свойства. Изменение состава крови при мышечной деятельности. Раздел 8. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. Студент должен знать: - Основные понятия по темам; - Строение С.С.С. и функции; - Возрастные особенности строения и функционирования С.С.С.; - Особенности функционирования С.С.С. при физических нагрузках; - Основные числовые показатели С.С.С. в покое и под влиянием физических нагрузок. Уметь: - Проецировать сердце и сосуды на поверхность тела человека; ч” Ориентироваться и правильно снимать пульсовые показатели; - Правильно пользоваться тонометром и освоить методику определения АД. 8.1. Общий обзор сосудистой системы. Сердце. Местоположение, форма, вес, размеры. Камеры сердца. Строение стенки, клапанный аппарат, сосуды, функции сердца. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, автоматия, сократимость. Проводящая система сердца. Механические и электрические процессы в сердце. Электрокардиограмма. Сердечный цикл и его фазы. Частота сердечных сокращений. Систолический и минутный объем крови. 8.2. Кровеносная система. Понятие о кругах кровообращения. Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга. Аорта и её части. Артерии шеи и головы. Артерии верхней конечности. Артерии грудной и брюшной полости. Артерии нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Система нижней полой вены. Система верхней полой вены. Система воротной вены. 8.3. Движение крови по сосудам. Скорость движения крови. Кровяное давление в различных отделах сосудистой системы. Артериальное давление. Факторы, влияющие на его величину. Изменения артериального давления под влиянием мышечной деятельности. 8.4. Лимфатическая система. Общая характеристика. Отличие лимфы от крови. Пути, проводящие лимфу. Лимфоидные органы. 8.5. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Регуляция работы сердца. Саморегуляция. Регуляция просвета сосудов. Изменения кровообращения при мышечной деятельности. Понятие о рабочей гиперемии. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Методы исследования. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа № 8. Проекция сердца и сосудов на поверхность тела человека. Лабораторная работа № 9. Определение частоты сердечных сокращений и артериального давления до и после мышечной деятельности. Лабораторная работа № 10. Освоение методики проведения и оценки функциональной пробы сердечно-сосудистой системы с физической нагрузкой. Раздел 9. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. Студент должен знать: - Основные понятия по теме; - Строение системы дыхания; - Возрастные особенности строения и функционирования системы дыхания; - Особенности функционирования системы дыхания под влиянием физических нагрузок; основные числовые показатели системы дыхания и методы их определения. Уметь: - Проецировать органы дыхания на поверхность тела человека; - Использовать на практике методы определения числовых показателей системы дыхания. 9.1. Общий обзор органов дыхания. Воздухопроводящие пути. Легкие, плевра, средостения. Особенности строения, функции. 9.2. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Внешнее и внутренне дыхание. Механизм дыхательных движений. Жизненная емкость легких и её составляющие. Вентиляция легких в покое и при мышечной деятельности. Методы исследований внешнего дыхания. 9.3. Обмен газов в легких. Парциальное давление газов. Перенос газов кровью. Кислородная ёмкость легких. Обмен газов в тканях. Понятие об артериовенозной разности по кислороду. 9.4. Потребление кислорода в покое, при мышечной деятельности и после неё. Максимальное потребление кислорода и аэробная производительность организма. Кислородный запрос и кислородный долг при различных видах мышечной деятельности. Анаэробная производительность организма. Регуляция дыхания: гуморальная и рефлекторная. дыхательный центр. Дыхание при мышечной деятельности. Искусственное дыхание. Лабораторная работа № 11. Определение жизненной емкости легких и её составляющих. Определение частоты дыхания в покое и после различных физических нагрузок. Определение времени задержки дыхания и вдохе и выдохе. Раздел 10. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ Студент должен знать: - Строение системы пищеварения; - Основные функции отделов пищеварительной системы; - Возрастные особенности функционирования пищеварительной системы; Уметь: - Проецировать отделы пищеварения на поверхности тела человека; - Ориентироваться в таблицах и схемах по теме. 10.1. Общий обзор органов пищеварения. Органы и железы пищеварительной системы. Раздел 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛООБМЕН. Студент должен знать: - Основные понятия по темам; - Сущность обмена веществ и энергии; - Основные органические вещества, обеспечивающие выделение энергии, их характеристику; - Основные методы исследования энергозатрат; Уметь: - Использовать теоретические знания на практике: рассчитывать суточную потребность калорий в покое и при мышечной деятельности. 11.1. Сущность обмена веществ и энергии. Регуляция этих процессов. Обмен белков. Обмен липидов и жиров. Обмен воды и минеральных солей. 11.2. Обмен энергии. Образование и расход энергии. Методы исследования энергозатрат: прямая и непрямая калометрия. Понятие об основном обмене. Энергозатраты при различных видах мышечной деятельности. 11.3. Тепловой обмен. Понятие о теплорегуляции. Температура тела человека. Раздел 12. МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА. Студент должен знать: - Строение и функции почек; - Строение и функции половых органов; ч’ Их взаимосвязь; - Возрастные особенности; - Функционирование мочеполовой системы под влиянием физических нагрузок. Уметь: - Ориентироваться в схемах и таблицах по темам. Почки. Нефрон — функциональная единица почек. Мочевыводящие пути. Местоположение, строение и функции. ПЛАН-ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ 2-ОГО КУРСА ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
|
Название Курс 1 семестр Методическое пособие по математической физиологии. Количественная оценка вегетативных энерготрат и восста-новления человека: Часть... | Темы рефератов по физиологии растений | ||
Устные темы I семестр | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Базируется на дисциплинах «Информатика» (1 семестр), «эвм и периферийные устройства» (2 семестр), «Киберпространство как особая социальная,... | ||
Темы рефератов 7 семестр Проблема лидерства в политической психологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | ||
Примерные темы рефератов по курсу морфологии (1 семестр):* Морфологическая классификация немецких глаголов и их структурно-семантические классы | Темы рефератов за 1 семестр Требования к реферату Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации | ||
Курс лекций по патологической физиологии 2010 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных фгоу впо «Кубанский государственный... | Темы рефератов на весенний семестр 2009 / 2010 уч г Контрнаступление под Сталинградом (19. 11. 42г.). Окружение немецко-фашистской группировки Паулюса | ||
Функциональная активность нейронов ствола мозга в ответ на афферентную... Работа выполнена в лаборатории кортико-висцеральной физиологии Института физиологии И. П. Павлова ран | Рабочая программа учебной дисциплины «процессы и аппараты химической технологии» Моделирование химико-технологических процессов (8-й семестр), Химические реакторы (7-ой семестр), Системы управления химико-технологическими... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты... Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд | Темы рефератов 8 семестр Формирование основных понятий и специфики исследовательского подхода психологии масс (Тард, Сигеле, Лебон, Канетти, Московичи) | ||
Рабочая программа по физиологии с основами анатомии. Медико биологического... Распределение учебной нагрузки по нормальной физиологии на фармацевтическом факультете 1-го курса | З курс д/о ( 6 семестр) темы рефератов по курсу «Социология сми» Использование указанных источников обязательно (сверх указанных – приветствуется) |