Лекция №1





Скачать 205.84 Kb.
НазваниеЛекция №1
Дата публикации24.05.2015
Размер205.84 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
Лекция № 1

Предмет и задачи радиобиологии
Содержание предмета радиобиологии. Цели, задачи, методы. Связь радиобиологии с другими науками. Открытие ИИ и явления радиоактивности. Открытие и изучение биологического действия ИИ. Основной радиобиологический парадокс. Этапы развития радиобиологии. Использование ИИ в разных сферах народного хозяйства, биологии и медицине. Клиническая радиобиология. Перспективы развития радиобиологии.
Современная радиобиология, представляющая собой самостоя­тельную, комплексную, фундаментальную науку, создавалась на стыке таких естественнонаучных дисциплин, как биохимия, биофизика, эко­логия, генетика, цитология, медицина, путем их слияния, объединения усилий исследователей для решения специфических радиобиологиче­ских проблем.

Роль радиобиологии как фундаментальной науки в естествознании в настоящее время возросла. Все увеличивающееся техногенное ис­пользование радиации, последствия аварий на АЭС, продолжающиеся испытания ядерного оружия и все еще существующая опасность воен­ного применения ядерной энергии постоянно ставят перед радиобио­логией новые задачи.

Ионизирующее излучение – удобный инструмент изучения основ жизни. В природе не существует феномена, не подвержен­ного модифицирующему воздействию ионизирующих излучений, так как энергия их всегда превосходит энергию внутримолекуляр­ных и межмолекулярных связей.

Поэтому радиобиология неминуемо в той или иной степени отражает все области биологии. Соответственно, исключительно разнообразен набор объектов, являющихся предметом радиобио­логических исследований – макромолекулы, фаги, вирусы, про­стейшие, клеточные, тканевые и органные культуры, многоклеточные растительные и животные организмы, человек, популя­ции, биоценозы.

Фундаментальной задачей, составляющей предмет радиобиоло­гии, является вскрытие общих закономерностей биологического от­вета на воздействие ионизирующих излучений, которые являются научной основой гигиенической регламентации радиационного фак­тора и овладения искусством управления лучевыми реакциями орга­низма.

Задача эта невероятно трудна прежде всего потому, что для ее решения необходимо, по меткому выражению Н.В. Тимофее­ва-Ресовского, понять и преодолеть основной радиобиологический парадокс, состоящий в большом несоответствии между ничтожной величиной поглощенной энергии и крайней степенью выражен­ности реакций биологического объекта вплоть до летального эффекта.

Радиобиологический парадокс – несоответствие между ничтожным количеством поглощённой энергии ионизирующего излучения и крайней степенью реакции биологического объекта, вплоть до летального эффекта. Так, для человека летальная поглощённая доза при однократном облучении всего тела гамма-излучением равна 10 Гр (1000 рад). Вся эта доза, превратившись в конечном счёте в тепло, вызывает нагрев тела всего лишь на 0,0014 °C т. е. меньше, чем от стакана выпитого горячего чая.

Причина того, почему ничтожное количество поглощенной в организме энергии приводит к катастрофе, составляет загадку ра­диобиологического парадокса. При изучении многочисленных ра­диобиологических эффектов в модельных системах на молекуляр­ном, клеточном и организменном уровнях потребовалось созда­ние соответствующих собственных экспериментальных методов исследования.

Часто, по недоразумению, к радиобиологии относят радиоизо­топные методы исследования, используемые в радиобиологиче­ском эксперименте так же широко, как и в других научных дисци­плинах. Это является примером неправильного отождествления предмета, его целей и задач с методами, способами и средствами их изучения. Научную дисциплину определяет сам предмет иссле­дования, тогда как методы его изучения могут быть самыми разно­образными, но обязательно адекватными решению основной за­дачи.

Радиобиология является ярким примером экспериментальной дисциплины. Ни одно утверждение в радиобиологии не может быть серьезно воспринято, если оно не подтверждено экспери­ментально. При этом наиболее ценны экспериментальные ре­зультаты, позволяющие охарактеризовать изучаемое явление ко­личественно.

Специфические, присущие только радиационному агенту свойства, определяемые его взаимодействием с любыми молеку­лами и структурами клетки, обусловливают другую особенность радиобиологи – необходимость проведения исследования на всех уровнях биологической организации – от молекулярного до популяционного. Неизбежные при этом экстраполяции результатов экспе­риментов на высшие уровни определяют и следующую особен­ность радиобиологии, связанную с большой практической значимо­стью получаемых экспериментальным путем выводов и их ответственностью, например, при оценке стохастических, в частности, радиационно-генетических последствий облучения.

Наконец, еще одна особенность радиобиологии, определяемая ее прикладными аспектами, – овладение способами искусственно­го управления лучевыми реакциями биологических объектов и чело­века с помощью различных модифицирующих средств.

Указанные особенности радиобиологии определяют специфи­ку подходов к ее изучению как к предмету. Она состоит в том, чтобы из множества проявлений лучевого воздействия, обусловленного самой физической природой радиационного агента, каждый раз стремится выделить ведущие, критические звенья, ответственные за исход рассматриваемой реакции. Кроме того, важной чертой радиобиологических методов исследования является количествен­ное сопоставление рассматриваемого эффекта с вызвавшей его до­зой излучения, ее распределением во времени и в объеме реаги­рующего объекта.

В поле зрения радиобиолога должны находиться и опосредо­ванные эффекты, особенно при анализе сложных интегральных лучевых реакций организма, где их влияние проявляется наиболее значительно, в связи с неизбежным вовлечением регулирующих систем и нейрогуморальных механизмов гомеостаза.

За сто с лишним лет, прошедших со времени открытия ионизи­рующих излучений, накоплен огромный фактический материал, прежде всего феноменологического плана, обобщение которого позволило построить стройную систему представлений, допус­кающих их широкую экспериментальную проверку.

Уже сегодня радиобиология прочно служит человеку в самых разнообразных областях народного хозяйства. В сельском хозяй­стве используют предпосевное облучение семян как метод повы­шения всхожести и урожайности многих культур. Методы радиа­ционной генетики применяют для получения и закрепления в по­томстве полезных признаков, возникающих в результате мутаци­онных изменений. Таким путем удается создавать новые ценные сорта растений, а также уничтожать вредителей направленной од­нополой стерилизацией насекомых. На основе радиобиологиче­ских предпосылок осуществляется лучевая стерилизация овощей, консервов, многих медицинских средств и реактивов.

Таким образом, современная радиобиология представляет не только самостоятельную комплексную дисциплину, но имеет чет­ко выделенные отдельные направления, главные из которых – радиационная биохимия, цитология, генетика, экология, иммунология, космическая радиобиология, противолучевая защита и терапия, радиационная гигиена и радиобиология опухолей. Такие направления, как противолучевая за­щита и терапия радиационных поражений, космическая радиобиология, радиационная иммунология, радиационная гигиена и радиобиология опухолей могут быть объединены в одну крупную ветвь радиобиологии – медицинскую радиобиологию.

Каждое из перечисленных направлений имеет свои конкрет­ные задачи, достаточно полно определенные их названием, для ре­шения которых, однако, применяют специальные радиобиологи­ческие количественные методы исследования, что и объединяет их в одну общую дисциплину.

В последнее десятилетие активное развитие получило исследо­вание биологического действия электромагнитных излучений неионизирующего диапазона в связи с бурным развитием радио- и электронной промышленности, сопровождающимся увеличени­ем числа различных приборов и установок исследовательского, промышленного и бытового профилей. Это обстоятельство поро­дило новую научную дисциплину, также тяготеющую к радиобио­логии – радиобиологию неионизирующих излучений.

Возникновение радиобиологии обязано трем великим откры­тиям, увенчавшим окончание девятнадцатого века:

1895 г. – открытие Вильгельмом Конрадом Рентгеном Х-лучей;

1896 г. – открытие Антуаном Анри Беккерелем естественной радиоактивности урана;

1898 г. – выделением Марией Кюри-Склодовской и Пьером Кюри двух элементов с высочайшим уровнем радиоактивно­сти – полония (в июле) и радия (в декабре).

Дорого оплатило человечество открытие тайн природы. По­гибли почти все первые исследователи, в том числе многие меди­ки, не знавшие «коварства» нового агента и работавшие с ним без каких-либо предосторожностей. В середине XX в. мир стал свиде­телем массовой одномоментной гибели сотен тысяч людей в результате атомной бомбардировки японских городов.

Напротив госпиталя Святого Георга в Гамбурге, где много лет трудился один из пионеров медицинской рентгенологии Г. Альберс-Шонберг, погибший от лучевого рака, 4 апреля 1936 г. со­стоялось открытие памятника, воздвигнутого германским общест­вом рентгенологов. На передней стороне колонны, увенчанной лавровым венком, высечена надпись: «Памятник посвящается рентгенологам и радиологам всех наций, врачам, физикам, хими­кам, техникам, лаборантам и сестрам, пожертвовавшим своей жизнью в борьбе против болезней их ближних. Они героически прокладывали путь для эффективного и безопасного применения рентгеновских лучей и радия в медицине. Слава их бессмертна».

На памятнике в алфавитном порядке высечены имена 159 че­ловек, умерших к тому времени от мучительных радиационных поражений, вызванных рентгеновскими лучами и радием. Годом спустя их биографии и портреты были помещены в специально выпущенной «Книге почета». Позже мемориал был дополнен че­тырьмя стеллами с именами жертв радиации, а в 1959 г. «Книга почета», вышедшая вторым изданием, содержала уже 360 фамилий, в том числе 13 наших соотечественников.

Знаменательно, однако, что за период с 1936 по 1959 гг., когда развитие ядерных исследований приобрело гигантские масштабы, а в сферу воздействия ионизирующих излучений было вовлечено гораздо больше людей, чем раньше, число жертв науки увеличи­лось лишь вдвое, причем многие из них погибли вследствие луче­вых поражений, возникших еще в ранние годы, предшествовав­шие этому периоду. Причины такого диссонанса между резким повышением контактов человека с ионизирующими излучениями и значительным снижением частоты лучевых поражения опреде­лялись успехами появившейся новой области знаний – радиобио­логии.

Как ни парадоксально, бурному развитию радиобиологии в значительной степени способствовала угроза ядерной катастро­фы, которая с 40-х годов прошлого века нависла над миром. Атом­ная бомбардировка Японии, повышение радиационного фона планеты, а также аварии на атомных производствах выдвинули глобальную проблему обеспечения радиационной безопасности, а также необходимости разработки способов противолучевой защи­ты и лечения радиационных поражений, что, в свою очередь, по­требовало глубокого изучения механизмов биологического дейст­вия ионизирующих излучений.

Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности

В 1995 г. научная общественность отмечала столетие открытия рентгеновских лучей, в связи с чем в Вюрцбурге состоялся Между­народный радиологический конгресс, озаривший прогресс миро­вой науки XX столетия, по праву названного атомным веком.

Вильгельму Конраду Рентгену ко времени его великого откры­тия было 50 лет. Он руководил физическим институтом и кафед­рой физики Вюрцбургского университета. 8 ноября 1895 г. он как обычно поздно вечером закончил эксперименты в лаборатории, помещавшейся этажом ниже его квартиры. Погасив свет в комна­те, заметил в темноте зеленоватое свечение, исходившее от флюоресцирующего экрана, покрытого платиносинеродистым барием. Оказалось, что находившаяся поблизости разрядная трубка, за­крытая светонепроницаемым чехлом, была под высоким напряже­нием, которое Рентген забыл выключить перед уходом. Свечение немедленно прекращалось, как только отключался ток, и тотчас возникало при его включении. Катодные, как и видимые, лучи не проникали сквозь черный чехол, и Рентгена осенила гениальная догадка о том, что при прохождении тока через трубку в ней возни­кает новое излучение, которое он и назвал Х-лучами.

В эту ночь ученый не вернулся домой. Следующие пятьдесят суток были также поглощены напряженной работой. Венцом са­мозабвенного творчества была рукопись с семнадцатью тезисами о свойствах открытого излучения, которую Рентген вручил 28 декаб­ря 1895 г. председателю вюрцбургского физико-медицинского об­щества вместе с первым рентгеновским снимком своей руки. В первых числах января 1896 г. брошюра Рентгена вышла из печати, а в последующие несколько недель появились ее переводы на русском, английском, французском и итальянском языках. Рус­ский перевод под названием «Новый род лучей» был выпущен в Петербурге и содержал фотографию первой рентгенограммы, про­изведенной уже в России 16 января 1896 г.

6 января 1896 г. известие об открытии Рентгеном всепроницающих лучей было передано Лондонским телеграфом по всему миру, и все культурное человечество восприняло эту весть как ве­личайшую сенсацию.

23 января состоялось триумфальное выступление Рентгена на заседании общества естествоиспытателей в Вюрцбурге, где уче­ный под овации аудитории произвел снимок руки председателя общества известного анатома Рудольфа Альберта ван Кёликера. Маститый ученый заявил, что за 48 лет работы общества он еще не присутствовал при столь значительном научном событии. Он провозгласил троекратное «ура» в честь великого Рентгена и предло­жил назвать новые лучи именем их первооткрывателя.

А в середине марта Рентген направил в печать материалы даль­нейшего изучения свойств открытого излучения. Тезис под номе­ром 18 особенно важен для будущей радиобиологии – в нем гово­рилось о том, что это излучение является ионизирующим, вызы­вающим разряд заряженных объектов (за счет ионизации газа во­круг них).

10 декабря 1901 г. В.К. Рентгену присуждена первая из Нобе­левских премий по физике.

О значении самого открытия и глубине произведенного Рент­геном экспериментального анализа нового вида излучения напи­саны тома. Все это, однако, можно легко подытожить словами на­шего замечательного соотечественника академика А.Ф. Иоффе, проработавшего около трех лет ассистентом Рентгена. В воспоми­наниях, посвященных 50-летию открытия рентгеновских лучей, Иоффе писал: «Из того, что Рентген опубликовал в первых трех со­общениях, не может быть изменено ни одного слова. Многие ты­сячи исследований не могли прибавить ни йоты к тому, что сделал сам Рентген в самых элементарных условиях с помощью самых элементарных приборов».

Рентгеновские лучи немедленно стали не только предметом глубокого изучения во всем мире, но и быстро нашли практиче­ское применение. Кроме того, они послужили непосредственным импульсом к обнаружению нового явления – естественной радио­активности, которое потрясло мир менее чем через полгода после открытия рентгеновских лучей.

Это были невидимые глазу человека первые проблески атомной зари. Они появились на фотографической пластинке, оставленной в столе профессором физики Парижского музея естественной исто­рии Анри Беккерелем. Он – признанный авторитет в области лю­минесценции – в это время, как и многие, заинтересовавшись природой всепроницающих рентгеновских лучей, проверял связь между возникновением рентгеновских лучей и люминесценцией стеклянной стенки разрядной трубки. В разрядных трубках не было антикатода, как в современных рентгеновских трубках, и ис­точником рентгеновских лучей служило стекло, которое при этом еще и люминесцировало. Беккерель помещал на фотопластинку, завернутую в черную бумагу, различные люминесцирующие материалы, выставлял их на солнечный свет, а затем, проявляя пла­стинку, пытался обнаружить почернение, вызванное Х-лучами, предположительно сопровождавшими процесс люминесценции. Искомая связь была вскоре «обнаружена», когда действию солнеч­ного света подвергли соли урана. Беккерель повторил «удачный» эксперимент, но в тот день погода оказалась пасмурной, и после короткой экспозиции фотопластинка с лежащими на ней солями урана была убрана в стол. Через два дня – 1 марта 1896 г. – снова выдался солнечный день, и можно было воспроизвести опыт. Дви­жимый интуицией, ученый решил проявить пластинку, не выстав­ляя ее на солнце, и, к удивлению, обнаружил на ней точные очер­тания креста, выложенного из солей урана. Так было установлено, что уран произвольно, независимо от солнечного освещения, ис­пускает невидимые глазу «урановые лучи».

Итак, оба великих открытия в значительной мере обязаны сча­стливым случайностям. Но напомним мудрые слова Луи Пастера о том, что «случай помогает лишь умам, подготовленным к открыти­ям». Действительно, еще задолго до Рентгена и одновременно с ним многие исследователи работали с катодными лучами, – наблю­дали даже свечение экрана, и, следовательно, «видели» рентгеновское излучение, но «увидел» (распознал) его только Рентген и не потому, что ему повезло, а потому, что «...при великих открытиях на случай наталкиваются те, кто его заслуживают» (Д. Лагранж).

Десятки исследователей после открытия Рентгена были заняты поиском новых таинственных излучений. Но лишь пытливому и талантливому Анри Беккерелю удалось отличить от индуцируемой солнечным светом люминесценции самопроизвольное испуска­ние ураном проникающего излучения.

Уже в 1897 г. Э. Резерфорд разделил излучение урана на две со­ставляющие, названные им α- и β-лучами. Он же показал, что α-частицы идентичны ядрам гелия, и высказал мысль, что β-частицы представляют собой электроны с атомных орбит, что позднее было подтверждено Дж. Томсоном в другого рода экспериментах.

Изучение радиоактивности стало предметом страстных иска­ний вначале великого польского ученого Марии Склодовской-Кюри, а вскоре и ее мужа, блестящего французского иссле­дователя Пьера Кюри. Одиннадцать лет их любви и совместного творчества – одна из замечательных и красивейших страниц ис­тории науки – ознаменованы открытием и выделением в 1898 г. нескольких радиоактивных (испускающих излучение) элементов, в том числе двух наиболее активных – полония и радия.

Андрей Белый в поэме «Первое свидание» воспел эти гениаль­ные искания словами: «Мир рвался в опытах Кюри».

Величие открытия радиоактивности было ознаменовано при­суждением в 1903 г. Нобелевской премии по физике Анри Бекке­релю, Пьеру и Марии Кюри.

В 1911 г. Мария Кюри за работы в области радиационной химии была награждена второй Нобелев­ской премией. Всего Марии Кюри присуждено 10 премий и 16 ме­далей; она была избрана почетным членом 106 различных научных учреждений, академий и обществ.

В 1935 г., спустя 32 года после открытий родителей, Нобелев­скую премию получает их дочь Ирен вместе с мужем Фредериком Жолио-Кюри за исследования в той же области, теперь – за от­крытие искусственной радиоактивности. История не знает приме­ра, чтобы две супружеские пары в двух последовательных поколениях внесли столь большой вклад в науку, как семья Кюри. Три Нобелевские премии и четыре ее лауреата в одной семье, один из них – дважды.

Чрезвычайный интерес и уважение человечества к двум поко­лениям Кюри-ученых объясняется еще и их высокими моральны­ми качествами. Преданность науке привела к тому, что жизнь их была в прямом смысле принесена ей в жертву. Мария, Ирен и Фре­дерик умерли вследствие облучения, и есть все основания полагать, что лишь трагическая ранняя гибель Пьера избавила его от той же участи.

Три этапа развития радиобиологии

Изучение биологического действия ионизирующих излучений началось тотчас после открытия рентгеновских лучей. Среди са­мых ранних работ известны классические исследования нашего соотечественника И.Ф. Тарханова, установившего уже в 1896 г. в опытах на лягушках и насекомых реакции на облучение во многих системах организма, на основании чего им было высказано сбыв­шееся вскоре предположение о возможности лечебного примене­ния рентгеновского излучения. Достаточно указать, что лишь за год после этого было издано 49 книг и более 1000 статей об исполь­зовании Х-лучей в медицине.

В 1896 г. в печати появились сообщения о поражениях кожи (эритемах, дерматитах, выпадении волос) у лиц, подвергавшихся частым и продолжительным воздействиям Х-лучей при проведе­нии экспериментов, а в 1902 г. Г. Фрибен описал первый случай лучевого рака кожи. Первые сведения о лучевом раке, повидимо­му, восходят к XVI в. Известные медики средневековья Т. Парацельс и Г. Агрикола писали о загадочной болезни легких у горня­ков, работавших в рудниках, где впоследствии стали добывать уран и радий. В 1879 г., еще до «эры радиации», в этом заболевании рас­познали рак легких.

О действии радия на кожу впервые сообщили немецкие ученые Г. Вальхов и Г. Гизель. Пьер Кюри тотчас проверил это на собст­венном предплечье, и, к его великой радости, участок кожи, со­прикасавшийся с радием, оказался пораженным. 3 июня 1901 г. Анри Беккерель на протяжении 6 ч носил в кармане жилета ампулу с радием и тоже получил ожог. Об этом через 10 дней, когда появи­лась эритема (а потом и долго не заживающая язва), он, одновре­менно обуреваемый восторгом и яростью, прибежав к Марии Кюри, воскликнул: «Радий я люблю, но сердит на него».

Эти наблюдения, а также эксперименты на животных, свиде­тельствовавшие о повреждающем действии радия на ткани, позво­лили Пьеру Кюри вместе с известными учеными-медиками К. Бушаром и В. Бальтазаром прийти к выводу о лечебном действии ра­дия на волчанку и некоторые формы рака, что и послужило нача­лом кюритерапии.

Первой в истории попыткой рентгенотерапии рака была, оче­видно, работа доктора Дж. Джиллмана из Чикаго. К нему обратил­ся за помощью физик Е. Груббе, который, узнав об открытии Рентгена, начал опыты с Х-лучами и получил сильные ожоги руки. Джиллмана поразил эффект Х-лучей, и он отправил на облучение к Груббе больную с неоперабельным раком молочной железы. Этот сеанс лечения был проведен 29 января 1896 г., т. е. спустя не­делю после доклада Рентгена. По-видимому, был получен хоро­ший эффект, так как Груббе продолжил практику рентгенотера­пии после медицинской подготовки. Позже и он стал жертвой лу­чевого рака.

Долгое время объектом наблюдения оставалась главным обра­зом кожа, так как никто не предполагал, что рентгеновские лучи могут влиять на глубоко расположенные ткани. В 1903 г. Г. Альберс-Шонберг обнаружил дегенеративные изменения семяродного эпителия и азооспермию у морских свинок и кроликов, а в 1905 г. Л. Хальберштадтер наблюдал атрофию яичников у облу­ченных животных. Вскоре П. Броун и Дж. Осгоуд выявили азоос­пермию, явившуюся причиной бесплодия у людей – молодых ра­бочих завода рентгеновских трубок, проработавших на производ­стве более трех лет.

В 1903 г., в значительной степени под влиянием эксперимен­тов отечественного исследователя Е.С. Лондона, обнаружившего летальное действие лучей радия на мышей, Г. Хейнеке применил с этой же целью рентгеновские лучи. Ему также удалось вызвать гибель животных, причем он впервые описал лучевую анемию и лей­копению, а также обратил внимание на поражение органов крове­творения, видимое даже невооруженным глазом (атрофия селе­зенки). Детально описанные Г. Хейнеке типичные изменения кле­ток костного мозга и лимфатических узлов при гистологическом исследовании являются классическими и по сей день.

В многочисленных экспериментах Е.С. Лондон продемонст­рировал действие излучения радия на многие системы организма, в частности, на кроветворение. В 1911 г. вышла его книга «Радий в биологии и медицине». Она считается первой в мире монографией по радиобиологии (опубликована на немецком языке).

Приведенные примеры, а также многочисленные наблюдения других исследователей ознаменовали собой первый этап развития радиобиологии, характеризующийся работами описательного ха­рактера. Но уже в этом периоде установлены два кардинальных факта – вызываемое ионизирующим излучением торможение клеточного деления и различие в степени вы­раженности реакции разных клеток на облучение. Впервые это было отмечено в 1903 г. французскими исследователями И. Бергонье и Л. Трибондо, которые в ходе тщательных экспериментов об­наружили разную чувствительность к излучению отдельных видов семяродных клеток. Наиболее чувствительными оказались сперматогонии, наиболее резистентными – сперматозоиды, облуче­ние которых вообще не вызывало морфологических изменений. На основании этих экспериментов были сформулированы поло­жения, вошедшие в историю под названием «закона» или «правила» Бергонье и Трибондо. Суть этих положений состоит в том, что клет­ки тем более радиочувствительны, чем большая у них способность к размножению и чем менее определенно выражены их морфология и функция, т. е. чем они менее дифференцированы. Несмотря на ряд исключений, феноменологически это правило не утратило своего значения и по сей день.

Таким образом, уже в самый ранний период первоначальных наблюдений была подмечена наиболее важная особенность иони­зирующих излучений – избирательность их действия, определяе­мая не столько характеристиками самих лучей, сколько свойства­ми тех или иных клеток, т. е. их чувствительностью к излуче­нию – радиочувствительностью.

Очень рано – в 1903 г. – была выявлена роль поражения ядра в клеточной радиочувствительности. Заключение об этом сделал Д. Бун, отметивший примерно одинаково выраженное губитель­ное действие на развивающихся головастиков облучения сперматозоидов лягушек или неоплодотворенных икринок, резко отличающихся между собой по количеству цитоплазмы. Он пришел к заключению, что облучение последней не играет особой роли в развитии зародыша.

Уже в первое десятилетие XX в. началось изучение действия ионизирующей радиации на эмбриогенез, позволившее обнару­жить возникновение различных аномалий при облучении на опре­деленных стадиях развития эмбриона.

Ранние наблюдения, хотя и имели фундаментальное значение, носили описательный, качественный характер; отсутствовала ка­кая-либо теория, объясняющая механизм действия ионизирую­щих излучений на живые объекты.

Второй этап развития радиобиологии связан со становлением ее количественных принципов, имевших целью связать биологиче­ский эффект с дозой излучения. Этот этап характеризовался мас­совыми экспериментами на различных популяциях клеток и жи­вотных с количественным отражением результатов на кривых до­за–эффект. Такой способ анализа результатов радиобиологиче­ских экспериментов остается ведущим и в настоящее время, хотя интерпретация самих кривых изменилась.

Одна из знаменательных дат этапа – 1922 г., когда Ф. Дессауэром была предложена первая теория, объяснявшая радиобиоло­гический эффект дискретностью событий – актов ионизации в чувствительном объеме. Эти взгляды в последующем получили развитие в виде принципа попаданий и теории мишеней в трудах Н.В. Тимофеева-Ресовского; К. Циммера, Д. Ли и других исследо­вателей.

Одно из эпохальных событий радиобиологии – обнаружение действия ионизирующих излучений на генетический аппарат клетки, сопровождающегося наследственной передачей вновь приобре­тенных признаков. Впервые эти наблюдения были сделаны наши­ми соотечественниками Г.А. Надсоном и Г.Ф. Филипповым (1925) в результате опытов на дрожжах. К сожалению, это крупнейшее открытие не получило тогда должной оценки, и лишь после работ Г. Мюллера, описавшего в 1927 г. мутагенный эффект ионизирую­щих излучений в экспериментах на дрозофиле, радиационно-генетические исследования стали проводиться во всем мире и во многом послужили становлению количественной радиобиологии.

1927 г. был обозначен еще одной практически важной вехой – результаты экспериментов на яичках кроликов позволили К. Риго предложить использование фракционирования дозы при лучевой терапии, что уже в 1928 г. и было реализовано А. Кутаром при лече­нии опухолей человека.

В 1928 г. была введена единица экспозиционной дозы – рент­ген, принятая затем как международная единица для рентгенов­ского и гамма-излучения.

Мощным импульсом к бурному развитию радиобиологии яви­лись успехи ядерной физики, обозначившие перспективу овладе­ния энергией атомного ядра. В 1932 г. Чедвик сообщил об откры­тии нейтрона. В том же году Э. Лоуренс изобрел циклотрон, а уже в 1933 г. им, совместно с М. Ливингстоном, был построен первый циклотрон, генерировавший дейтроны с энергией 5 МэВ.

Особо интенсивное развитие радиобиологических исследова­ний началось в 1946 г. после взрывов атомных бомб – 16 июля в США в штате Нью-Мексико, 6 августа в Хиросиме и 11 августа в Нагасаки. Это выдвинуло в качестве неотложной задачи разработ­ку способов противолучевой защиты и лечения радиационных поражений, что, в свою очередь, потребовало детального изучения механизмов радиобиологического эффекта и патогенеза лучевой болезни. Поэтому в 40–50-е годы в Европе и на других континен­тах начали создаваться крупные исследовательские центры. Зачас­тую их организовывали при институтах и госпиталях, как правило, онкологических, ибо стало очевидным, что лучевая терапия рака может быть научно обоснована лишь в результате тщательного изучения радиочувствительности опухолей и нормальных тканей, а также овладения методами ее направленного изменения.

Широкое международное обсуждение вопросов радиобиоло­гии впервые было проведено в 1955 г. на Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии. К этому времени общепланетарной проблемой стало резкое увеличение радиацион­ного фона в атмосфере Земли вследствие массовых испытаний ядерного оружия. Вскоре перед радиобиологами возникла необходимость организации космических исследований.

Таким образом, с середины 40-х годов прошлого столетия на­чался третий этап в развитии количественной радиобиологии, про­должающийся и по настоящее время.

Радиобиология сегодня – самостоятельная наука с четко вы­деленными отдельными направлениями, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований и соот­ветственно свои специфические задачи.

Говоря о сегодняшнем состоянии радиобиологии, необходимо отметить, что именно медицинская радиобиология претерпела наибольшие изменения в связи с перемещением интересов в об­ласть изучения низких уровней радиационного воздействия и их влияния на здоровье человека. В значительной степени это связано с крупной аварией на Чернобыльской атомной электростан­ции, происшедшей 26 апреля 1986 г., в результате которой десятки миллионов людей оказались подвергнутыми длительному воздей­ствию низких уровней внешнего и внутреннего облучения, а также вследствие радиоактивного загрязнения больших территорий Со­ветского Союза и в меньшей степени других стран Северного полушария.

В наступившем столетии, как и во второй половине XX в., к проблемам биологии вообще, а следовательно, и к радиобиологии, привлечено внимание большого числа естествоиспытателей смеж­ных специальностей, прежде всего физиков и химиков. Поэтому современный этап развития радиобиологии можно охарактеризо­вать как накопление разносторонней информации о реакциях на облучение отдельных биологических объектов, систем и популя­ций разной степени сложности. Развитие ядерной физики делает возможным изучение таких взаимодействий с помощью новых ви­дов ионизирующих излучений, в том числе тяжелых ядерных час­тиц высоких энергий. Это, в свою очередь, создает не только пер­спективу решения традиционных задач радиобиологии, но позво­ляет надеяться и на ее роль в изучении фундаментальных законо­мерностей биологической формы существования и развития материи.
РЕЗЮМЕ

Анализ основных вех становления и развития радиобио­логии за более чем столетний период с конца XIX в. и до начала XXI в. позволяет выделить три ее временных этапа.

Первый – с 1895 по 1922 гг. – описательный этап, связан­ный с накоплением данных и первыми попытками осмысле­ния биологических реакций на облучение.

Второй – с 1922 по 1945 гг. – становление фундаменталь­ных принципов количественной радиобиологии, характери­зующийся стремлением связи эффектов с величиной погло­щенной дозы.

Третий – с 1945 г. по настоящее время – дальнейшее раз­витие количественной радиобиологии на всех уровнях биоло­гической организации – от молекулярного до организма чело­века, что необходимо для ее использования в медицинской практике.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №1 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция №1 iconЛекция №5
Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии
Лекция №1 iconЛекция. Проектирование графического интерфейса пользователя Лекция №11
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Лекция №1 iconЛекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат,...
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и приемы воздействия, побуждающие
Лекция №1 iconЛекция должна отвечать следующим
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное...
Лекция №1 icon«Давление газа»
Данный урок является развивающим, так как он проводится с использованием новых технологий (интерактивная лекция). Лекция сопровождается...
Лекция №1 iconЛекция «Олимпийские игры древности» Лекция «Возрождение Олимпийских игр»
Перечень мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в образовательных учреждениях Кемеровского муниципального...
Лекция №1 iconЛекция Компьютерные слайды как
Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе...
Лекция №1 iconЛекция 1"государство как социальная структура общества"(8часов) 61...
Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических...
Лекция №1 iconЛекция «Художественная литература о воспитании безнадзорных детей»,...
М 15 А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг. Серия:...
Лекция №1 iconЛекция Лаб

Лекция №1 iconЛекция «Художественная литература о воспитании безнадзорных детей»

Лекция №1 iconЛекция шишек, плодов, семян, деревьев и кустарников Коллекция «Лён»

Лекция №1 iconЛекция. Практик
Тригонометриянең төпбердәйлекләренһәм формулаларынкабатлау, искэ төшерү. Мисалларчишү, өстендээшләу
Лекция №1 iconЛекция №1
Первая двухпартийная связка: федералисты-антифедералисты (республиканцы), 1789-1825


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск