Скачать 260.74 Kb.
|
Требования к лекции, семинару и практическому занятию (материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор) I. Понятие, содержание и требования видов занятий 1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов. Лекция должна отвечать следующим требованиям:
Структура лекции включает элементы: - вступление (вводная часть); - основная часть (раскрытие основных вопросов); - заключительная часть. Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции. Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции. 1. Критерии оценки содержания лекции:
2. Критерии оценки методики чтения лекции:
3. Критерии оценки организации лекции:
4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
6. Критерии оценки результативности лекции: • степень реализации плана лекции (полная, частичная); • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;
1.2. Семинарское занятие Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов. Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачи семинарского занятия:
Функции семинарского занятия:
Виды семинарских занятий. Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя. Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем. Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области. Формы проведения семинарских занятий:
• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя; • смешанная форма, с элементами различных форм проведения. Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов. СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся: - вступительное слово преподавателя, - основная часть, - заключительное слово преподавателя. Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов. Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения. Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:
2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
3. Критерии оценки организации семинарских занятий:
• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;
• наличие необходимых средств наглядности и технических средств. 4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:
1.3. Практическое занятие Практическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств. Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения. В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки. Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Задачи практических занятий:
Функции практических занятий:
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:
• выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями; • занятия-конкурсы. СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Типичными структурными элементами (практического) занятия являются: - вводная часть, - основная часть, - заключительная часть. Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:
• пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;
Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:
Заключительная часть содержит:
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Критерии оценки содержания практического занятия:
• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей. 2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:
• ясность и четкость требований к результатам работы; • логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний; • демонстрация приемов выполнения заданий; • последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;
3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:
• технологичность занятия. 4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия: • осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения; • оказание помощи студентам в выполнении заданий;
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя: • знание предмета, профессиональная компетентность; • убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента; • эмоциональность, увлекательность изложения материала; • умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия; • способность устанавливать контакты со студентами;
6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:
II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта. При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине. Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками). План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части. Во вводной части необходимо изложить: - тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения; - контрольные вопросы по ранее пройденному материалу. В основной части план-конспекта отражается: - краткое содержание учебных вопросов; - порядок действий преподавателя; - действия студентов при рассмотрении каждого вопроса; - применяемые методы и методические приемы; - порядок использования ТСО; - вопросы, подлежащие закреплению на занятии. В заключительной части указывается: - действия студентов и оценки; - наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения; - задания для самоподготовки; - время для ответов на вопросы студентов; - тема проведения очередного занятия. План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать: - список рекомендованной к семинару литературы; - примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара; - план или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара); - дополнительные вопросы к семинару.; - организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля); - порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала; - заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любая из технологий может быть здоровьесберегающей, если будет отвечать следующим требованиям | Об утверждении административного регламента При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | ||
Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... | И соискателей Объем текста – 15 000 печ знаков. Литература должна отвечать ряду требований: быть современной (не ранее 2000г.); тематически связанной... | ||
Любая система знания о мире должна отвечать на следующие вопросы:... В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет | Федеральное агентство по рыболовству (росрыболовство) федеральное... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | ||
Урок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы | Xx международная научная конференция (школа) по морской геологии... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | ||
Методические рекомендации по организации и изучению дисциплины. Практическое... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям... | ||
Лекция Современные классификации опасных природных процессов Опасные явления могут быть классифицированы следующим образом: по генезису (происхождению), по площади проявления (контуру влияния),... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | ||
Лекция №1 по дисциплине «Базы данных» Изначально такие системы существовали в письменном виде. Для этого использовались различные картотеки, папки, журналы, библиотечные... | Лекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир... Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мхк по теме "Архитектура" 9 кл. В работе над проектом учащиеся не только активизируют знания об архитектурных стилях, но и узнают,... | Лекция №5 Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии |