Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности
страница1/8
Дата публикации11.07.2013
Размер0.86 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе»

для студентов специальности 040104 – Организация работы с молодежью

Автор:

Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Социальное прогнозирование»:

- дать студентам целостное теоретическое представление об основах методологии и конкретных методах сбора и анализа социальных явлений и процессов, характеризующих положение молодежи в современном обществе и научить самостоятельно применять существующие методы в практике работы.

Основные задачи курса «Социальное прогнозирование»:

  1. раскрыть теоретико-методологические основы комплексного исследования молодежи, содержание исследовательских концепций;

  2. дать представление о существующих в общественных науках видах исследований молодежи, их функциях, видах и структуре;

  3. расширить представления о существующих методах и методиках исследования, специфике их использования при решении ряда научных и практических задач;

  4. определить специфику и возможности формирования комплексных показателей оценки положения молодежи;

  5. раскрыть особенности научного исследования положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям:

Должны знать

- понятийный и категориальный аппарат, применяемый при проведении исследования;

- основные принципы и закономерности, формы и уровни осуществления научного исследования в социальной сфере,

- содержание основных концепций исследования молодежи,

- основные методы сбора, обработки и хранения материала, позволяющие доказывать гипотезу; специфику опросных, неопросных и качественных методов сбора и анализа данных в комплексных исследованиях молодежи,

- значение комплексных исследований молодежи и оценки положения молодежи в обществе в практической деятельности организатора по работе с молодежью.
Должны уметь

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений и положения молодежи в современном мире;

  • применять методы и конкретные методики прикладных исследований в целях изучения и оценки положения молодежи;

  • разрабатывать и самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по одному из направлений оценки положения молодежи в обществе на федеральном, региональном или местном уровнях;

  • использовать результаты проведенных исследований в информационно-аналитическом обеспечении деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, различных учреждений по работе с молодежью;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данные, логично и аргументировано предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей;

  • грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов и рефератов);

  • выполнить и правильно оформить научно-исследовательскую работу

умения применения

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб




5 семестр


















Раздел I. Комплексное изучение молодежи - теоретико-методологические аспекты












1.

Комплексное изучение молодежи в современном социально-гуманитарном знании.

4

2

2

-

4

2.

История исследования молодежной проблематики в России

4

2

2




4

3.

Методология комплексных исследований и оценки положения молодежи в обществе.

6

4

2

-

6

4.

Программа прикладного социологического исследования молодежи. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе.

10

6

4

-

8

5.

Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи

4

2

2

-

6




Раздел II. Методы исследования и изучения положения молодежи










-




6.

Опросные методы сбора социологической информации о молодежи

8

4

4

-

10




Экзамен



















6 семестр
















7.

Неопросные методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

8

4

4




8

8.

Качественные методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

8

4

4

-

8

9.

Социально-психологические методы исследования в изучении и оценки положения молодежи. Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

12

6

6

-

8

10.

Экспертные методы в комплексных исследованиях положения молодежи в обществе

6

2

4

-

6

11.

Обработка и анализ данных

о положении молодежи в обществе

10

4

6

-

8




Зачет

44

20

24










7 семестр



















Раздел III. Комплексные показатели оценки положения молодежи










-




12.

Формирование комплексных показателей оценок положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого капитала.

8

4

4

-

6

13.

Оценка эффективности решения молодежных проблем и молодежных программ

8

4

4

-

6

14.

Особенности исследования и оценки положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.

10

6

4

-

6

15.

Основные требования к оформлению итогов исследования

4

2

2

-

6




Экзамен










-







Итого:

110

56

54

-

100


Содержание практических занятий

Практическая работа № 1

Тема: Комплексное изучение молодежи в современном социально-гуманитарном знании
План:

  1. Значение исследования молодежи в современном обществе.

  2. Задачи изучения молодежи. Основные подходы.

  3. Трудности и методологические сложности изучения молодежи.

  4. Понятие молодежь, молодость. Современные подходы к возрастной периодизации.

  5. Науки, изучающие молодежь как особую группу и молодость как особый период бытия.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. В чем заключается основное значение молодежи как особой социальной группы?

    2. Каково значение изучения молодежи и молодости для государства, общества?

    3. Возможно ли полное постижение проблем молодежи и особенностей ее бытия?

    4. В чем заключаются методологические сложности изучения молодежи?

    5. Каковы современные подходы к возрастной периодизации молодости?

    6. Какие науки вносят вклад в формирование интегративного представления о молодежи и в чем это заключается?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.


Основная литература:

  1. Добреньков В. И. Методология и методы научной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Добреньков В. И., Осипова Н. Г. ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М. : КДУ, 2009. - 276 с.

  2. Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учебник для студ. Вузов / Добреньков В. И., Кравченко А. И. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 768 с.

  3. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.

  4. Математическая статистика для социологов / отв. ред. Ю.Н. Толстова. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010. – 184 с.

  5. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

  6. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: «Книжный дом «Университет», 2007. – 287 с.

  7. Шовина Е.Н. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов. – Мурманск, 2008. – 70 с.

  8. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.


Дополнительная литература:


    • Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков. / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Инс-т молодежи, 1999. – С. 237 – 259.

    • Вопросы методологии социологического исследования проблем молодежи. Учебное пособие / Под ред. Б.К. Лисина. - М., 1978. – 71 с.

    • Иваненков С.П. Молодежь как объект изучения // Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – СПб., 2008. – С. 15 – 49.

    • Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: Учебное пособие. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – С.3 – 13.

    • Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

    • Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. – М.: ТО ЮНПРЕСС, 2000. – 73 с.

    • Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е.Г. Слуцкого, В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – С. 25 – 35.


Практическая работа № 2

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информационное...
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития...
Цель освоения дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» формирование...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconИнтеллект и творческие способности. Тест оценки интеллекта
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»...
Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconКритерии оценки знаний студентов VI курса педиатрического факультета...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск