Скачать 323.81 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДС.6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература 1.1 Автор программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ. 1.3 Пояснительная записка: Цель курса – познакомить студентов с тем, как история родного края, своеобразие его климата, ландшафта, культурного и социального развития отражается в языковых и паралингвистических феноменах, как использование этих фактов в обучении и воспитании школьников развивает их кругозор и повышает культурный и лингвистический уровень, воспитывает любовь к своему языку, культуре и истории и чувство уважения к истории, культуре и языку других народов. Задачи курса: 1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплины и основные лингвокраеведческие концепции, 2) познакомить студентов с современной научной и художественной региональной литературой, связанной с проблемами лингвокраеведения; 3) способствовать совершенствованию умения студентов собирать местный языковой материал и обрабатывать его; 4) учить анализировать специальную литературу с целью извлечения из нее необходимой информации; 5) дать конкретные методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе; 6) воспитывать уважение и любовь к родному языку во всех формах его существования, к его истории и народу – его носителю; 7) развивать творческие способности студентов. Место курса в общей системе подготовки специалиста Лингвокраеведение как отрасль языкознания и учебная дисциплина рассматривает разнообразные и сложные лингвистические факты в связи с историей и культурой того локального социума, к которому человек (учащийся) принадлежит по рождению, воспитанию и родному языку. История социума тесно связана с историей носителей языка, их культурой, литературой, искусством, поэтому данный учебный предмет имеет важное значение в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы, повышает их общекультурный уровень, расширяет лингвистический кругозор. Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов изучения лингвокраеведческих знаний на уроках и внеклассных занятиях в школе. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студенты должны знать: 1) своеобразие языковой ситуации на Кольском полуострове в настоящем и прошлом; особенности местной речевой культуры: 2) значение лингвистических факторов для изучения история заселения Кольского полуострова; как и какие лингвистические факты (прежде всего топонимы) позволяют это узнать; 3) современную региональную научную и художественную литературу в аспекте лингвокраеведения; 4) особенности организации и проведения лингвокраеведческой работы в школе. В результате изучения курса студенты должны уметь:
При подготовке программы использовались программы, учебно-методические пособия и научные статьи Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д., Демидовой Е.В., Лыжовой Л.К., Майоровой Т.М., Ященко А.И. и др. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Лингвистическое краеведение как учебная дисциплина. Значение родного языка в жизни человека. Язык как культурно-историческая среда. Лингвокраеведение в узком и широком смысле. История вопроса. Связь лингвистического краеведения с историческим и литературным: общее и различия в подходах. Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом. Современное состояние русского языка и особенности функционирования его разновидностей на территории города и области. Современное просторечие и вопросы культуры речи. Тематические группы региональной лексики: особенности функционирования. Особенности языка местных СМИ. Вопросы речевого этикета в нашем регионе. Поморские говоры Кольского полуострова и их место среди поморских говоров русского языка. Диалектные особенности старожильческих говоров. Научная литература, посвященная вопросам изучения старожильческих говоров Мурманской области. Язык фольклора Кольского полуострова. Саамский язык и культура на Кольском полуострове: история и современность. Роль саамского и других финно-угорских (финны, карелы, вепсы, коми) и уральских (ненцы) языков в культурном и языковом своеобразии Кольского полуострова. Языковые контактах в древности жителей Кольского полуострова со скандинавами. «Моя-по-твоя»: русско-норвежский язык-пиджин. Лингвистические особенности памятников письменной культуры Кольского полуострова: состав и жанровое своеобразие, география хранения и публикации. Язык художественной литературы Кольского Севера. Лингвокраеведческий анализ произведений местных писателей и поэтов. Специфика художественного слова о Кольском Севере. Ономастика Мурманской области. Топонимика как отражение истории и языковых контактов Кольского полуострова. Соотношение саамских, финских и русских (поморской) названий. Специфика названий как важный индикатор национального и языкового своеобразия разных культур. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п. Региональная антропонимика: история и современность. Организация лингвокраеведческой работы в школе. Формы, методы и содержание лингвокраеведческой работы. Специфика использования диалектной речи на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическое занятие № 1-2. |
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Рефератов «Кругозор» Путешествие к истокам ( топонимика родного края ) Введение. Изучение топонимов, как часть лингвокраеведческой работы в школе | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий и самостоятельной... Методические рекомендации предназначены очного отделения экономического факультета специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» | Основное содержание работы Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | ||
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе... В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся, которая... |