Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе





Скачать 323.81 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
страница1/3
Дата публикации27.09.2013
Размер323.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДС.6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература
1.1 Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ.

1.3 Пояснительная записка:

Цель курса – познакомить студентов с тем, как история родного края, своеобразие его климата, ландшафта, культурного и социального развития отражается в языковых и паралингвистических феноменах, как использование этих фактов в обучении и воспитании школьников развивает их кругозор и повышает культурный и лингвистический уровень, воспитывает любовь к своему языку, культуре и истории и чувство уважения к истории, культуре и языку других народов.

Задачи курса:

1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплины и основные лингвокраеведческие концепции,

2) познакомить студентов с современной научной и художественной региональной литературой, связанной с проблемами лингвокраеведения;

3) способствовать совершенствованию умения студентов собирать местный языковой материал и обрабатывать его;

4) учить анализировать специальную литературу с целью извлечения из нее необходимой информации;

5) дать конкретные методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе;

6) воспитывать уважение и любовь к родному языку во всех формах его существования, к его истории и народу – его носителю;

7) развивать творческие способности студентов.
Место курса в общей системе подготовки специалиста

Лингвокраеведение как отрасль языкознания и учебная дисциплина рассматривает разнообразные и сложные лингвистические факты в связи с историей и культурой того локального социума, к которому человек (учащийся) принадлежит по рождению, воспитанию и родному языку. История социума тесно связана с историей носителей языка, их культурой, литературой, искусством, поэтому данный учебный предмет имеет важное значение в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы, повышает их общекультурный уровень, расширяет лингвистический кругозор.

Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов изучения лингвокраеведческих знаний на уроках и внеклассных занятиях в школе.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны знать:

1) своеобразие языковой ситуации на Кольском полуострове в настоящем и прошлом; особенности местной речевой культуры:

2) значение лингвистических факторов для изучения история заселения Кольского полуострова; как и какие лингвистические факты (прежде всего топонимы) позволяют это узнать;

3) современную региональную научную и художественную литературу в аспекте лингвокраеведения;

4) особенности организации и проведения лингвокраеведческой работы в школе.
В результате изучения курса студенты должны уметь:

  1. анализировать факты местной топонимики, антропонимики с точки зрения языковой и культурной истории Кольского полуострова;

  2. применять полученные знания в профессиональной работе для расширения лингвистического кругозора школьников, воспитания у них любви и интереса к родному языку и родному краю;

  3. использовать лингвокраеведческие знания для подготовки школьных факультативных занятий и внеклассных мероприятий.


При подготовке программы использовались программы, учебно-методические пособия и научные статьи Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д., Демидовой Е.В., Лыжовой Л.К., Майоровой Т.М., Ященко А.И. и др.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050301 Русский язык и литература


5


9


90


22


16


6


-


68


зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Лингвистическое краеведение как учебная дисциплина

1

1

-




4
















2.


Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом. Особенности функционирования русского языка на территории города и области

2

2

-




6
















2.1

Тематические группы региональной лексики

1

1

-




6
















2.2

Особенности языка местных СМИ.

2

2

-




6
















2.3

Поморские говоры Кольского полуострова

2

-

2




4
















2.4

Саамский язык и культура на Кольском полуострове

2

-

2




6
















2.5

Языковые контакты жителей Кольского п-ва со скандинавами

2

2

-




4
















2.6

Памятники письменной культуры Кольского полуострова

2

2

-




6
















3.

Язык художественной литературы Кольского Севера

2

2

-




6
















4.1

Ономастика Мурманской области. Топонимика

2

-

2




8
















4.2

Региональная антропонимика

2

2

-




6
















5.



Организация лингвокраеведеческой работы в школе

ВСЕГО:

2

22

2

16

-

6




6

68

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Лингвистическое краеведение как учебная дисциплина. Значение родного языка в жизни человека. Язык как культурно-историческая среда. Лингвокраеведение в узком и широком смысле. История вопроса. Связь лингвистического краеведения с историческим и литературным: общее и различия в подходах.

Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом. Современное состояние русского языка и особенности функционирования его разновидностей на территории города и области. Современное просторечие и вопросы культуры речи.

Тематические группы региональной лексики: особенности функционирования.

Особенности языка местных СМИ. Вопросы речевого этикета в нашем регионе.

Поморские говоры Кольского полуострова и их место среди поморских говоров русского языка. Диалектные особенности старожильческих говоров. Научная литература, посвященная вопросам изучения старожильческих говоров Мурманской области. Язык фольклора Кольского полуострова.

Саамский язык и культура на Кольском полуострове: история и современность. Роль саамского и других финно-угорских (финны, карелы, вепсы, коми) и уральских (ненцы) языков в культурном и языковом своеобразии Кольского полуострова.

Языковые контактах в древности жителей Кольского полуострова со скандинавами. «Моя-по-твоя»: русско-норвежский язык-пиджин.

Лингвистические особенности памятников письменной культуры Кольского полуострова: состав и жанровое своеобразие, география хранения и публикации.

Язык художественной литературы Кольского Севера. Лингвокраеведческий анализ произведений местных писателей и поэтов. Специфика художественного слова о Кольском Севере.

Ономастика Мурманской области. Топонимика как отражение истории и языковых контактов Кольского полуострова. Соотношение саамских, финских и русских (поморской) названий. Специфика названий как важный индикатор национального и языкового своеобразия разных культур. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п.

Региональная антропонимика: история и современность.

Организация лингвокраеведческой работы в школе. Формы, методы и содержание лингвокраеведческой работы. Специфика использования диалектной речи на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Лингвистическое кра-еведение как учебная дисциплина

Конспект статьи: Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обуче-ния русскому языку с учетом региональ-ного компонента// РЯШ. – 1993. - № 4.

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.

Особенности функ-ционирования рус-ского языка на терри-тории области

Конспект статьи: Карицкая Л.Ю. Из на-блюдений над речевой практикой пере-одических изданий Мурманской облас-ти.// III Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С.137-140/

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.1

Тематические группы региональной лексики

Конспект статьи: Карицкая Л.Ю. Воен-но-морская лексика на страницах флот-ской печати.// IV Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С.120-123/

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.2

Особенности языка местных СМИ

Конспект статьи: Берченко Т.В. Дискус-сия о современном русском языке в СМИ // Мы сохраним тебя, русская речь!: регион. науч.-практ. конф., 18-19 мая 2005 г., сборник докладов. – Мурманск: МГОУНБ, 2005 г. – С. 58-61.

4

Проверка и обсуждение конспекта

2.3

Поморские говоры Кольского полуострова

Конспект статей: Демидова Е.В. Слово «сопка» в русских народных говорах.// IV Масловские чтения: Сборник науч-ных статей. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С.50-51: Демидова Е.В. Наименование берега и суши в Поморских говорах.// Мы сохраним тебя, русская речь!: регион. науч.-практ. конф., 18-19 мая 2005 г., сборник докладов. – Мурманск: МГОУНБ, 2005 г. – С.107-109; Антошина С.А. В чем «русскость» тра-диционной культуры терских поморов? // Там же, с. 103-106.

8

Проверка и обсуждение конспекта

2.4

Саамский язык и ку-льтура на Кольском полуострове

Конспект статей: Шохина О.А. Трифоно-Печенгский монастырь как центр про-священия и образования коренного насе-ления – саамов. // III Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С. 203-204; Гринченко Т.О. История национальной саамской одежды. // Там же, с. 205-207.

4

Проверка и обсуждение конспекта

2.5

Языковые контакты жителей Кольского полуострова со скандинавами

Конспект статьи: Клонова О.Ю. Контак-тные языки на севере Европы: к вопросу о формировании руссенорска // Культур-ное разнообразие в эпоху глобализации: Материалы международной конферен-ции. Март 2006 г. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. 83-86.

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.6

Памятники письмен-ной культуры Коль-ского полуострова

Конспект отрывка: Духовная жизнь: древние книги. // Ф.И.Ушаков. Изб. произведения в 3 тт. – Т.2, Мурманск, 1998. – С. 285-313.

4

Проверка и обсуждение конспекта

3

Язык художествен-ной литературы Кольского Севера

Конспект статей: Долгова Л.А. Диалек-тизмы в произведениях В.С.Маслова // V Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2007. – С. 78-82; Родченко О.Д. Поэтические обра-зы Кольского Севера (Опыт региональ-ного комплексного словаря).// III Масло-вские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С.103-109.

6

Проверка и обсуждение конспекта

4.1

Топонимика. Мурма-нской области.

Конспект отрывка: Географические названия – памятники побед. // Ф.И. Ушаков. Изб. произведения в 3 тт. – Т.3, Мурманск, 1998. – С. 271- 288.

8

Проверка и обсуждение конспекта

4.2

Региональная антропонимика

Конспект статьи: Благова Н.Г. Эволюция русских антропонимов.// Культурное разнообразие в эпоху глобализации: Материалы международной конферен-ции. Март 2006 г. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. ; Антошина С.А. Особенности антропонимики г. Колы по данным писцовой книги Алая Михалкова. / V Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2007. – С.

6

Проверка и обсуждение конспекта

5

Организация лингво-краеведческой работы в школе

Конспект статьи: Майорова Т.М. Онома-стика в лингвокраеведческой работе.// РЯШ. – 2000. - № 4.

4

Проверка и обсуждение конспекта


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1-2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации...
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н....
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconРефератов «Кругозор» Путешествие к истокам ( топонимика родного края )
Введение. Изучение топонимов, как часть лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению семинарских занятий и самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены очного отделения экономического факультета специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconОсновное содержание работы
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе...
В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся, которая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск