Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район»





Скачать 40.03 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район»
Дата публикации23.09.2014
Размер40.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Методические рекомендации к проведению уроков географии

в 9 классе по теме «Уральский экономический район»

Тип: урок с применением ИКТ

В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся, которая подразумевает:

  • умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;

  • способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

  • применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению. Предложенная система уроков по теме «Уральский экономический район» позволяет:

  • целостно рассмотреть весь район и выделить основные системообразующие категории: человек – территория – время – человеческая деятельность;

  • синтезировать информацию о территории УЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем;

  • развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов.

Уроки представлены в виде единой презентации . Это позволяет значительно расширить иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

На первом уроке учащимся объявляется тема урока и предлагается проблемный вопрос: «Почему Урал – опорный край державы?». Для того, что бы ответить на проблемный вопрос учащимся предлагается решить ряд задач:

  • Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;

  • Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;

  • Выделить этапы освоения территории Урала;

  • Установить специфические черты населения;

  • Определить отрасли специализации УЭР;

  • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Поставленные перед учащимися задачи решаются в ходе поисковой, исследовательской, творческой работы.

На первом этапе урока учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала и оценивают экономико – географическое положение Уральского экономического района (УЭР).

Для создания «образа» территорий, входящих в состав УЭР, проводится знакомство с сетевыми материалами по выбранной теме. Поиск информации (текстовой, графической, цифровой) производится учащимися по двум направлениям: через сетевые поисковые серверы по ключевым словам и через образовательные географические серверы, представленные в Интернеты.

Учащимся объясняется, что для создания «образа» необходимо выбрать конкретные признаки, характеризующие территорию.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 2 человека и выбирает из списка территорию, входящую в состав УЭР, опираясь на свою личную мотивацию.

Выполнение этого задания начинается в классе, на уроке. По – необходимости, для продолжения работы учащиеся используют внеурочное время и домашний компьютер.

Второй урок начинается с представления результатов деятельности учащихся . На защиту отводится 5-7 минут.

Учитель, совместно с учащимися, анализируют представленные презентации и выставляет оценки. При защите учитываются следующие критерии: научность, лаконичность, обоснованность, оформление.

Далее учащиеся работают по текстам учебника и выделяют основные этапы освоения территории Урала.

Учитель говорит учащимся о том, что Урал является «жемчужиной минерального царства» и природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на уровень его развития. И в ходе практической работы учащиеся определяют, какими природными ресурсами богата территория и наносят их на контурную карту.

Изучение населения УЭР начинается с анализа таблицы «Население Уральского экономического района», по которой учащиеся строят диаграмму «Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.»

Более полная характеристика населения Уральского экономического района даётся учащимися в ходе самостоятельной поисковой работы с помощью Интернет – ресурсов. Используя предложенные сайты, учащиеся находят данные о численности и плотности населения района, анализируют динамику численности, оценивают урбанизированность территории и составляют рассказ о народах, проживающих на Урале.

Выполнение этого задания развивает у учащихся такие ИКТ компетентности, как управление, интеграция, оценка и т.д.

На третьем уроке учащиеся представляют результаты своей работы.

При характеристике хозяйства Уральского экономического района установить его особенности помогут Интернет – ресурсы. Задача учителя – подвести учащихся к пониманию того, почему именно такая специализация сложилась в районе.

Учащимся предлагается составить характеристику отраслей специализации: черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, оборонная промышленность (по выбору).

В ходе самостоятельной работы с ресурсами Интернета учащиеся готовят сообщения об отраслях специализации района путём интеграции, используя типовой план.

Учащиеся должны самостоятельно подойти к определению проблем УЭР и обосновать причины существования этих проблем.

Далее подводятся итоги урока.

Уральский экономический район является районом проживания учащихся и рассматривается более детально. Изучение района проводится по комплексному плану, но для того, что бы выделить своеобразие территории, можно какие – то моменты опускать, менять последовательность изложения.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по проведению открытых уроков по донорству...
Создать благоприятный образ донора – взрослого, ответственного человека, достойного уважения
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации к проведению урока географии по теме «Рельеф Южной Америки»
Дать знания об основных народах Южной Америки; расах, к которым они принадлежат. Истории заселения материка
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по организации и проведению педагогической...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconТеория государства и права
Москвы; методические рекомендации по проведению уроков права и внеклассных мероприятиях; примерные программы элективных курсов для...
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации к проведению уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» iconМетодические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные...
Макарцева Л. В., к г н., доцент кафедры экономической географии сгу им. Н. Г. Чернышевского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск