Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края
страница1/6
Дата публикации25.09.2013
Размер0.81 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации по проведению

«Уроков семьи и семейных ценностей»

в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края

Преамбула

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей». Хабаровскому краевому институту развития образования Министерством образования и науки Хабаровского края было предложено разработать примерные методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края.

Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценностей», приуроченного к началу учебного года».

Мы также обращаемся к педагогам с просьбой - предоставить разработки и сценарии занятий по данной тематике. Сценарии и конспекты занятий (не обязательно авторские) можно выслать по адресу kibirev2@yandex.ru, Кибиреву Андрею Александровичу. Поделитесь информацией и вашим педагогическим опытом с коллегами, сделайте свой вклад в развитие образования в Хабаровском крае! Консультативно-методическую поддержку по подготовке и проведению данных уроком педагоги могут получить на форуме сайта ХК ИРО «Подготовка и проведение уроков семьи». Методические рекомендации от московских специалистов мы также планируем выставить на сайте, как только они будут разработаны и предоставлены Министерству образования и науки Хабаровского края.

Уважаемые коллеги! Обращаем Ваше внимание на то, что содержание урока Вам необходимо разработать самим или выбрать из предложенных материалов с учётом успешного регионального опыта сохранения и поддержки семьи, укрепления семейных ценностей и традиций, особенностей вашего класса (воспитательной группы), вашего профессионального опыта.

Данные методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Роль и место семьи в воспитании ребёнка

Семья является важнейшим институтом социализации и фактором развития личности ребёнка. Именно в ней он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, опыт социального взаимодействия, усваивает систему человеческих ценностей и межличностных отношений. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и  общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность родителей за воспитание своих детей как активных граждан России, способных к свершению позитивных преобразований в обществе. /Более подробные материалы о роли видах, функциях семьи вы можете найти в Приложении 1./

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана рядом проблем. В частности «продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal). Проблемы в области поддержки семьи и защиты детства, пути и конкретные меры по их решению представлены краевой целевой программе «Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы» (http://sovgavan.ru/news/gubernator_khabarovskogo).

Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в позитивной социализации подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

Исходя из этого, проведение «Урока семьи и семейных ценностей должно быть направлено на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.
Рекомендации по подбору материалов и организации урока (занятия)

Проведение одного урока не решит поставленные задачи. Эту работу, по словам протоирея Сергея Дмитриева, нужно вести постоянно на системной основе. Для этого предлагаем вам подумать и спланировать проведение Дня семьи. Примерные темы и формы проведения вы можете найти в Приложении 2. Вместе с тем, урок «Урок семьи и семейных ценностей» является первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленных на возрождение воспитательного потенциала семьи, включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей. Поэтому каждый педагог должен для себя определить воспитательную цель и задачи данного урока, его место в Программе воспитания и социализации.

По нашему мнению, нецелесообразно предлагать какую-то одну разработку урока ввиду того, что каждая школа и класс уникальны (проблематика, возраст детей, традиции, ценности, интересы, уклад школьной жизни, особенности и возможности социальных партнёров), как уникален педагогический потенциал и жизненный опыт каждого учителя. Вместе с тем мы предлагаем определённые рамки, которые помогут Вам определиться в выборе формы и структуры построения данного урока, организовать процесс его подготовки и проведения, а также примерные сценарии проведения урока с различными возрастными группами учащихся (см. Приложение 3 и список рекомендуемых источников).

Разрабатывая сценарий урока, Вам необходимо сделать следующие шаги:

1. Просмотрите предложенные в приложении и рекомендуемых источниках учебные материалы и выберите тот сценарий, который более всего соответствует вашим педагогическим подходам и возможностям. Вы также можете разработать свой сценарий или подобрать необходимые материалы из других источников. Определите исходя из заказа и личных приоритетов тему вашего урока, сформулируйте его основные цели, воспитательные и учебные задачи. При этом нужно помнить, что за этот урок вам не нужно выставлять детям оценки. Его предназначение - вызвать интерес детей к семье, её ценностям, национальным и культурным особенностям, показать её дружественный воспитательный потенциал.

2. Помните, что хороший педагог не тот, кто транслирует готовые знания, передаёт на вербальном уровне информацию, а тот, кто умеет подключить к образовательному процессу новых интересных людей, создать условия для проявления детьми социальной и познавательной активности. Поэтому используйте, кроме позиции учителя позицию фасилитатора, человека, создающего оптимальные условия для самовыражения и самореализации участников, мотивирующего их на проявление личной гражданской позиции, совместный поиск и решение актуальных проблем.

3. Постарайтесь привлечь к участию многодетные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом воспитания собственных детей, семейной жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

4. Во время проведения урока особое внимание и заботу проявите к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приёмных и опекунских семей. Постарайтесь так построить так урок, чтобы не затронуть болезненные для них переживания. Помните, что за 40 минут вы невольно можете актуализировать их комплексы и психологические травмы, но не сможете их проработать.

5. Подумайте о разнообразии выразительных средств и форм проведения данного мероприятия. Возможные формы проведения: тренинг, викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт.

6. Позаботьтесь о соответствующем оборудовании. Вам могут понадобиться: выход в интернет и интерактивная доска, компьютерный класс и мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты,  журналы (для создания коллажа), картинная или фото галерея.

7. При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

- Учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях  в семье. В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Это может быть урок-сказка, урок-выставка, урок-праздник. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на развитии чувства духовной сопричастности младшего школьника с членами его семьи, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. Особенно это актуально в сельской школе, когда у учителя начальных классов обучались несколько поколений односельчан.

В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

- Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-9 классах урок может быть посвящен разговору с учащимися о детях, которые живут без родителей, обучаются в интернатных учреждениях, которые, как и они, 1 сентября пришли в школу. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроке.

Формы проведения урока могут быть самыми разнообразными: Это может быть урок обращения к родителям, урок поддержки сверстников из детского дома или школы-интерната. Этот урок может стать началом социального проекта класса или школы по поддержке детей, у которых нет родителей.

- Учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных  работ по данной теме.  Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущее, в котором они могут описать свою семейную жизнь через10-15 лет. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе, с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. Также можно выйти на описание идеального мужа или жены, что также будет интересно прочитать ребятам через несколько лет, так как наши представление об идеале с течением времени претерпевают изменения. На этом уроке можно обсудить тему взаимоотношений «отцов и детей», тогда можно использовать форму «телемоста».

8. Урок семьи и семейных ценностей может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.

Рекомендуем примерные этапы подготовки и проведения урока в форме классного часа:

Первый этап - подготовительный. В него входит реклама, приглашение, организационные приготовления.

1. Реклама необходима для того, чтобы урок стал ярким событием. Ее задача – пробудить интерес у детей к предстоящему занятию, привлечь к нему внимание. Реклама может быть представлена по-разному:

- традиционно, в форме устного приглашения или объявления по радио;

- нетрадиционно, в форме «ходячей» или движущейся; театрализованной (подготовленной группой «артистов»); почтового отправления, направленного в адрес класса (телеграммы, письма, карты) и др.

2. Приглашение - акт творческий, но всегда очень приятный. Приглашения могут быть коллективными (для всей школы) и индивидуальными (для класса). Чаще всего у детей вызывает интерес нестандартная форма пригласительных билетов: билеты-открытки, билеты-закладки и т.д.

3. Организационные приготовления к классному часу осуществляются узким кругом школьников (родителей и педагогов) или самим педагогом.

Для успешного проведения классного часа педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Рекомендуем в процессе подготовки к классному часу, просмотреть дополнительную литературу по «вашей» теме.

Второй этап – проведение классного часа. Он включает в себя эмоционально-мотивационный настрой детей, процессуальную часть, рефлексивно-оценочную деятельность школьников в процессе его завершения. При этом важно соблюдать заданную последовательность этапов самого классного часа, своевременно улавливая изменения в настроении детей и внося в ход проведения необходимые коррективы.

1. Любое мероприятие начинается с эмоционально-мотивационного настроя детей на ход его проведения. Средствами достижения этого могут быть: музыкальное и световое оформление помещения, преобразование пространства класса, создание необычной мизансцены, особые ритуалы, церемонии, магические слова, имеющие для данной группы детей символический смысл. Здесь особое значение приобретает специально подготовленное вступительное слово педагога – своеобразное приглашение к основной части занятия (притча, легенда, история, письмо). Эмоциональное обращение к участникам направленно не только на желание педагога возбудить интерес к происходящему, но и способствует мотивации детей на познание и дальнейшее действие, т.е. позволяет обнажить личностный смысл участия в нем каждого ребенка.

2. Процессуальная часть классного часа нацелена на достижение определенного воспитательного результата. В ней находит свое отражение процесс реализации поставленных педагогом задач. Здесь необходимо помнить, что мероприятие не должно затягиваться, эмоционально и информационно перенасыщать детей.

3. Рефлексивно-оценочная деятельность школьников осуществляется в конце классного часа или во время свободного общения после его завершения. Оценка проведенного мероприятия детьми может быть отмечена в цветовой гамме или представлена в виде «секвейна». Процесс рефлексии должен проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка, тогда ее результатом может стать осознание им так называемой, «ближайшей перспективы» своего социального и личностного развития.

4. Завершение классного часа представляет собой его заключительную часть. Его назначение - стать конечной точкой, придающей мероприятию определенную завершенность и вызывающей у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами достижения здесь могут быть слова признательности и благодарности всем участникам события, в том числе и сюрпризные моменты, оставленные «под конец», самодельные подарки и сувениры. Здесь же возможен привлекательный педагогический анонс следующего классного события.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей...
Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск