Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»





Скачать 130.79 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Дата публикации09.09.2014
Размер130.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Методические рекомендации по проведению

«Уроков семьи и семейных ценностей»

Преамбула

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» приуроченного к началу учебного года.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана рядом проблем. В частности «продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal).

Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в позитивной социализации подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

Исходя из этого, проведение «Урока семьи и семейных ценностей должно быть направлено на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.

Проведение одного урока не решит поставленные задачи. Эту работу, по словам протоирея Сергея Дмитриева, нужно вести постоянно на системной основе. Поэтому в этом году стартует школьный конкурс «Семья года». Вместе с тем, урок «Урок семьи и семейных ценностей» является частью реализации воспитательной программы образовательного учреждения «Семья и школа – социальные партнеры» (2010-2015гг), направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи, включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Роль и место семьи в воспитании ребенка.

Благополучие страны начинается с благополучия сплоченной, здоровой, полной семьи – основы и опоры государства. Передача в семье жизненного опыта, этических норм и ценностей является главным фактором стабилизации всего общества.

Базисные функции семьи направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности, а именно: потребности в любви, развитии индивидуальности, потребности в самоутверждении, самореализации и личностном росте, в формировании позитивных отношений и культурной общности.

Важное значение для современной семьи приобретают функции обеспечения психологической безопасности, эмоциональной поддержки всех членов семьи, подготовка детей к жизни в обществе. Реализация указанных функций предполагает зрелость, глубину и устойчивость чувств, ответственность в выборе спутника жизни, нравственную культуру всей семьи и, прежде всего, родителей.

Основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. Благодаря родителям дети получают первые уроки жизни, формируют стереотипы поведения. Ответственность родителей за рождение и воспитание детей – залог счастливой жизни ребенка, его здоровья и благополучия.

Государство и общество заинтересованы в активно действующей здоровой семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, максимально использовать свой внутренний потенциал.

Сегодня семья и школа – партнеры в создании условий для полноценного развития детей на основе сотрудничества, взаимопонимания, обоюдной ответственности за формирование у них высокой духовности, гражданской позиции, любви к своему Отечеству, за воспитание хороших будущих семьянинов.

Важнейшая цель первого урока – воспитательная. Основные задачи в рамках достижения поставленной цели:

возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.
Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

- совместная работа классного руководителя и учащихся по подготовке Первого урока, ориентация школьников на творческий поиск активных форм проведения занятия;

– приглашение и привлечение родителей к организации и проведению Первого урока, многодетных семей, имеющих позитивный опыт воспитания детей, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом воспитания собственных детей, семейной жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям;

– использование различных социокультурных возможностей семьи (семейные фотографии; видеоматериалы и т.д.);

– максимально возможное использование наглядного, занимательного и игрового материала; литературных источников;

– обращение к творческим работам учащихся: их рисунки, сочинения, доклады, эссе, Интернет-проекты и др.;

– опора на имеющиеся положительные результаты проведенной диагностики по проблемам родительско-детских отношений в семье;

– корректность педагога в процессе ведения занятия в силу разного состава семей (возможного отсутствия одного из родителей в семье и т.д.).

Следует обратить внимание на то, чтобы первый урок нового учебного года, не превратился в формально проведенное занятие, а побудил бы каждого школьника к размышлениям о характере его отношений к родственникам или к другим близким людям независимо от того, из какой он семьи. Важным показателем удавшегося занятия можно будет считать появление желания у учащихся быть более внимательным и заботливым по отношению к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам, ко всем, кто нуждается в их помощи.

Технологическая карта подготовки и проведения Первого урока.

К основным компонентам занятия следует отнести:

I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием в жизни класса, необходимо сделать его приближение ожидаемым. С этой целью используются следующие средства:

  • Реклама, задача привлечь внимание, вызвать интерес. Виды рекламы: плоскостная (афиша, объявление), объемная (шар, дом и др.), театрализованная (её носители глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов), почтовые отправления (телеграммы, письма и др.);

  • Приглашение. Среди необычных форм пригласительных билетов: билеты-эмблемы ;

  • Репетиционные приготовления.

  • Секретные переговоры классного руководителя с родителями и учащимися в отдельности по поводу сюрпризных моментов.

II. Психологический настрой.

Эмоциональное состояние, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала занятия. Средства для достижения этой цели:

  • Оформление помещения в соответствии с темой занятия (стенды с тематическими рисунками учащихся, высказывания известных мыслителей о семье, семейные фотографии, пословицы и др.)

  • Музыкальный фон. Функции музыки: быть эпиграфом (визитной карточкой к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных этапов урока.

  • Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.

  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего.

III. Достижение предметного результата.

Здесь реализуется содержание основной части занятия, которая может отражать различные аспекты общей темы «Семья».

Для проведения основного этапа занятия рекомендуем обратить внимание на возможные аспекты общей темы в зависимости от возраста обучающихся:

1-й блок «Радуем семью»

(Младший школьный возраст)

В 1 классе: Вместе – дружная семья. Вежливое отношение в семье.

Во 2 классе: Праздники в моей семье. Семейные праздники в традициях народов.

В 3 классе: Мир общих дел и семейных увлечений. Семейные обязанности.

В 4 классе: Семейные традиции, помогающие быть здоровым.

2-й блок «Познаем семью»

(Подростковый возраст)

В 5 классе: Для чего нужна семья человеку? Что такое любовь к близким?

В 6 классе: Мой дом – моя крепость. Крепкая семья- барьер на пути асоциальных явлений: алкоголя, курения, наркомании.

В 7 классе: Генеалогия своей семьи. Семейные реликвии и традиции.

В 8 классе: Влияние общения на психологический климат в семье. Приемы конструктивного общения.

В 9 классе: Что такое семейное счастье? Понятие о смысле жизни (смысл труда, любви, счастья и здоровья) как реализации себя.

3-й блок «Укрепление семьи. Представления об идеальной семье»

(Юношеский возраст)

В 10 классе: Развитие свойств личности, необходимых для благополучия семейных отношений. Что обеспечивает благополучие семьи?

В 11 классе: Семья как основа психической стабильности, комфортности и защиты человека. Семейные взаимоотношения. Закон как возможность защитить жизнь и достоинство свое, своих близких людей.
IV. Финально-аккордная часть.

Назначение этой части – придать всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство общей радости. Средствами достижения этой задачи являются:

  • Слова признательности и благодарности всем участникам встречи

  • Заранее подготовленные сюрпризы

  • Подарки

Рефлексивно-оценочная деятельность школьников осуществляется в конце классного часа или во время свободного общения после его завершения. Оценка проведенного мероприятия детьми может быть отмечена в цветовой гамме или представлена в виде «секвейна». Процесс рефлексии должен проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка, тогда ее результатом может стать осознание им так называемой, «ближайшей перспективы» своего социального и личностного развития.

При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

- Учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях  в семье. В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Это может быть урок-сказка, урок-выставка, урок-праздник. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на развитии чувства духовной сопричастности младшего школьника с членами его семьи, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

- Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-9 классах урок может быть посвящен разговору с учащимися о детях, которые живут без родителей, обучаются в интернатных учреждениях, которые, как и они, 1 сентября пришли в школу. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроке.

Формы проведения урока могут быть самыми разнообразными: Это может быть урок обращения к родителям, урок поддержки сверстников из детского дома или школы-интерната. Этот урок может стать началом социального проекта класса или школы по поддержке детей, у которых нет родителей.

- Учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных  работ по данной теме.  Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущее, в котором они могут описать свою семейную жизнь через10-15 лет. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе, с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. Также можно выйти на описание идеального мужа или жены, что также будет интересно прочитать ребятам через несколько лет, так как наши представление об идеале с течением времени претерпевают изменения. На этом уроке можно обсудить тему взаимоотношений «отцов и детей», тогда можно использовать форму «телемоста».

Урок семьи и семейных ценностей может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста. Для успешного проведения классного часа педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Рекомендуем в процессе подготовки к классному часу, просмотреть дополнительную литературу по «вашей» теме.

Рекомендуемые интернет-ресурсы и литература:

- Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf

/ В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/.

- Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область. http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc

- Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область.

http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc /В рекомендациях представлены условия проведения занятия, технологическая карта проведения урока, рекомендации по подбору тем занятия исходя из возраста детей, а также семьи, а также учебные материалы - детские рассказы и сказки, задания и игры о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах.

Литература

Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.

Воспитание школьников

№ 1 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.

№ 2 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 - 79.

№ 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.

№ 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.

Классный руководитель № 8 2007

Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,

Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.

Уважаемые коллеги! Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. В связи с чем, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка инициировал в преддверии нового учебного года проведение «Урока семьи и семейных ценностей».В соответствии с письмом отдела образования и науки городского округа Протвино за № 471 от 14.08.2012 года необходимо организовать проведение указанных уроков с приглашением многодетных семей, успешных и авторитетных граждан, готовых поделиться с детьми позитивным опытом семейной жизни, своим бережным отношением к семейным ценностям и традициям. При проведении уроков рекомендовано использовать современные интерактивные средства обучения и связи, новые информационные технологии, методические рекомендации...

Разработки уроков в электронном виде предоставить 3 сентября. Указать название мероприятия, использованную интерактивную технологию, количество приглашенных родителей, семей. Сдать фотоотчет о классном часе.
Мысли о семье и семейном воспитании


  • Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз выдают замуж девушку – три эти дела делают лишь раз.

  • Женщина сияет – весь дом сияет, женщина мрачна – весь дом погружен во мрак.

  • Хозяйка дома – вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.

  • Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.

  • Друг познается в беде, герой - в битве, честный - в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах.

( Афоризмы древнего мира)


  • Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете.

(Гесиод)


  • Лучший дом тот, в котором хозяин так же ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов.

(Биант из Приены)


  • Родства и дружбы сила велика.

  • Страшен брак по принуждению.

(Эсхил)


  • Старость одинокая все бедам беда!

(Софокл)


  • Взаимная любовь скрепляется детьми.

  • Старость не высмеивай – ведь ты идешь к ней.

  • Хорошую жену нелегко сыскать.

( Менандр)


  • Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав.

  • Не золото нужно завещать детям, а наибольшую совестливость.

(Платон)

  • Жить с женой – дело нелегкое, но жизнь без нее вообще невозможна.

(Катон Старший)

  • Если хочешь быть любим, люби.

(Сенека)

1) "День знаний"- 1 сентября в 10.00

2) Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

3) На сайте школы создана страница " Семья и семейные ценности". Все разработки и фотоотчет Ваших уроков будут размещены на этой странице.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей...
Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconПротокол № от 2011 г
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconТема. Цель
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon«Уроков семьи и семейных ценностей»
Мдоу детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск