Скачать 0.79 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования Подготовка и проведение занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области (Методические рекомендации) Автор-составитель: Шевцова Маргарита Михайловна, методист, старший преподаватель кафедры проблем воспитания и дополнительного образования Кемерово 2012 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель: Маргарита Михайловна Шевцова, методист, старший преподаватель кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО – руководитель регионального методического объединения педагогов дополнительного образования Кемеровской области. В методических рекомендациях использованы методические материалы члена регионального методического объединения педагогов дополнительного образования Кемеровской области: Цибизовой Елены Борисовны, доцента кафедры начального и дополнительного образования МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка. Кемерово, 2012. – 56 с. Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования. В рекомендациях представлены информационно-методические материалы по организации и проведению занятий, уроков семьи и семейных ценностей с детьми дошкольного и школьного возраста, включающие информационно-методические материалы по составлению семейного герба, генеалогического древа и исторического родословия семьи, обозначены основные формы работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и обучающимися школьного возраста. Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении занятий и уроков семьи и семейных ценностей в образовательных учреждениях с детьми дошкольного и школьного возраста. Содержание Введение……………………………………………………………………….. 4
проведению занятий семьи и семейных ценностей с детьми дошкольного возраста и их родителями………………………………….. 9
флаг своей семьи» с детьми дошкольного и школьного возраста…… 19
генеалогического древа и исторического родословия с детьми дошкольного и школьного возраста»…………………………………….. 22
проведению уроков семьи и семейных ценностей с детьми школьного возраста……………………………………………………………………….. 31 Список литературы………………………………………………………….. 47 Приложения…………………………………………………………………… 49 Приложение 1 Задания к занятию по теме «7 х Я = Семья» для обучающихся 1-х классов (дидактический материал)…………………… 49 Приложение 2 Тексты мини-сочинений к занятию по теме «7 х Я = Семья» обучающихся 1-х классов (дидактический материал)……………………………………………………………………………. 50 Приложение 3 Методика «Моя семья» (для учащихся 4-11 классов)….. 51 Приложение 4 Анкетный материал для учащихся………………………. 54 Введение Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению к друг другу. Семья как социальный институт выполняет ряд функций. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая (экономическая), первичной социализации личности, оздоровительная, досугово-творческая, рекреативная или психотерапевтическая и др.) важное место занимает функция воспитания. Воспитательная функция семьи заключается в духовном воспроизводстве населения. На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действии в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиции как основы основ российского общества, и государства. Не случайно, сегодня в обществе деятельность социальных структур определяется приоритетами государственной политики и направлена на построение «образа семьи». «Образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка и то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование этого образа происходит во взаимоотношениях в собственной семье, в реализации особенностей межличностных отношений, семейных ценностей, традиций, в участии в семейных праздниках, участии в совместной трудовой деятельности и т.д. В связи с этим в преддверии начала нового учебного года 1 сентября 2012 года в учреждениях дошкольного и общего образования Кемеровской области пройдут занятия и уроки семьи и семейных ценностей. Урок – это не только основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. И не только учебная работа, заданная школьнику на дом, как отмечено в словаре русского языка С. И. Ожегова. Урок – это нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего [10]. А одним из определений Д. Н. Ушакова в толковом словаре русского языка является следующее понимание: урок – это еще учебный час (или иной период времени), посвященный отдельному предмету или проблеме (в школе или в домашнем обучении) и еще урок – это поучение, нравоучение, наставление. Вывод, следствие из чего-нибудь, могущие служить руководством на будущее время [13]. Таким образом, урок семьи – это учебный час (или иной период времени), посвященный проблеме формирования семейных ценностей у обучающихся. Важнейшая цель первого урока семьи – воспитательная. Основные задачи его в рамках достижения поставленной цели следующие:
Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогическим работникам провести занятия и уроки семьи и семейных ценностей с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, учащихся образовательных учреждений, их возрастных особенностей и специфики воспитания и обучения на ступени дошкольного образования, начальной, основной и старшей школах. В дошкольном возрасте важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности ребенка. Мы не ставим своей целью перечислять все эти особенности, а лишь напомним, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. В связи с этим, учет возрастных особенностей детей данного возраста требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Также необходимо помнить, о том, что большую часть времени дошкольник проводит не только в играх, но и в слушании сказок, занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Значительное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность. Выбирая те или иные формы работы, педагогу необходимо ориентироваться на все выше перечисленное. С детьми дошкольного возраста можно уже начинать работу по составлению генеалогического древа и герба своей семьи. Так как семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Основная цель при проведении занятий семьи и семейных ценностей с дошкольниками: формирование у ребенка полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада. Примерный перечень возможных форм по формированию у дошкольников интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи представлены ниже. В начальной школе (1 - 4 классы) происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой для организации и проведения уроков семьи и семейных ценностей должен стать личностно – ориентированный подход. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально – чувственное отношение к миру. Через слово и образ в детском сознании закрепляются важные ценностные ориентиры. Поэтому приоритетными формами проведения таких уроков могут стать рассказ, беседа, конкурсы рисунков и фотографий «Моя семья», игра – путешествие, создание совместных с родителями мультимедийных презентаций «Почитай мне папа книжку!» и др. В основной школе (5-9 классы) урок семьи и семейных ценностей может в более полной мере, чем в начальной школе, решать задачи познавательного характера. Учащимся данного возраста будет интересно обратиться к семейной истории при составлении генеалогического древа и исторического родословия своей семьи. Приоритетными формами проведения уроков семьи на данном возрастном этапе могут стать сюжетно-ролевые игры, беседы: «Традиции почитания старших у разных народов»; дискуссии: «Как построить взаимоотношения с «трудными родителями»; диспуты, вечера вопросов и ответов, конкурсы рисунков и фотографий: «История одной фотографии», «Загляни в семейный альбом»; викторины; просмотры видефильмов и видеофрагментов с их последующим обсуждением и др. В старших классах (10-11 классы) можно в большей степени уделять внимание обсуждению вопросам проблемного характера и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Важно помнить, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя определенные знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, проявляющего это ценностное отношение. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее; усвоенные в более ранние периоды привычки и установки, отношения к окружающим явлениям и людям постепенно складываются в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение; ярко выражена эмоциональная впечатлительность; более богатый, чем у подростков жизненный опыт – все это создает благоприятную основу для развития высокого уровня ценностного отношения к семье. В частности, с помощью учителя школьники могут анализировать особенности семейных взаимоотношений, учиться находить пути выхода из конфликтных семейных ситуаций, вырабатывать собственную тактику принятия решений; развивать у себя навыки семейной дипломатии, умения убеждать собеседника, осмысливая своё мнение в ходе дискуссий. Благодаря чему у учащихся формируется активная позиция по данной проблеме, воспитывается (возникает) стремление создать в будущем духовно и физически здоровую семью. Поэтому приоритетными формами проведения уроков семьи и семейных ценностей могут стать философские круглые столы: «Семья и общество», «Моя семья – опора нации», «Семья – остров милосердия»; дискуссии: «Нравственные основы любви, семьи и брака», «Миссия семьи»; лектории семейных знаний, диспуты: «Трудные родители или трудные дети?», «Отцы и дети»; конкурсы и викторины, просмотры видеофильмов, видеофрагментов с их последующим обсуждением и др. Примерные формы и тематика мероприятий, планы-конспекты занятия и мероприятия с детьми школьного возраста, представлены ниже. Обращаем внимание педагогов, что для проведения урока семьи и семейных ценностей с детьми любого школьного возраста необходимо учитывать следующие методические аспекты, а именно:
При этом проведение урока семьи и семейных ценностей может включать в себя следующие этапы: I. Подготовительный этап. Чтобы урок стал ярким событием в жизни класса, необходимо сделать его приближение ожидаемым. С этой целью можно использовать следующие средства:
II. Создание психологического настроя. Эмоциональное состояние, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала урока. Средства для достижения этой цели:
|
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | ||
Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает... Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и... | Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей... Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования... | Викторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке» «Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях... | ||
Методические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей» Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление... | Методические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей» Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление... | ||
Методические рекомендации по проведению общегородского родительское... О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей» | Методические рекомендации для преподавателей … 15 2 Методические... Изучается методология формирования финансовых планов территорий, муниципальных образований. Активно используется статистический материал... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | Формирование семейных ценностей в образовательных учреждениях В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации... | Урок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;... | ||
Распоряжение уполномоченный по правам ребенка в ивановской области Ивановской области «Уроков семьи и семейных ценностей», руководствуясь Положением об Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы |