Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области





НазваниеМетодические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области
страница1/5
Дата публикации03.07.2014
Размер0.7 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2   3   4   5
Приложение № 1

Методические рекомендации

по проведению уроков Семьи и семейных ценностей

в общеобразовательных учреждениях Иркутской области
В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Сознание школьников XXI века пронизано атмосферой, ценностями и символами современной, по преимуществу, массовой культуры. Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется молодежью, формируя легкомысленное отношение к ценностным основаниям бытия человека, которые отрабатывались веками и всегда были первостепенны и значимы.

Важнейшей задачей школы становится вооружение школьников смысловыми ключами и нравственными основаниями жизнедеятельности человека, которые всегда лежали в плоскости общечеловеческих ценностей. Необходимы педагогические усилия для упорядочения и организации того хаоса впечатлений, представлений и знаний, которые обрушиваются на наших детей. Такое упорядочение становится возможным при условии актуализации ценностных, нравственно-эстетических, духовно значимых параметров жизни - представлений о Человеке, Смысле Жизни, Счастье, Свободе, Совести, Воле, Долге, Чести; на таких общих характеристиках достойной Человека жизни, как Добро, Истина, Красота.

Подобно тому, как семья – начало начал в жизни каждого человека, так и первый школьный урок Семьи и семейных ценностей – побудительный импульс для нравственного осмысления жизни, формирования смысловых значений в определении субъектной картины мира, наконец, самоосмысления растущего человека.

Сверхзадача учителя заключается в защите духовных ценностей человечества; привлечении внимания к родителям, предкам, прошлому рода; ценностям и традициям семьи (Любовь, Верность, Здоровье, Почитание родителей, Забота о младших и старших).

Смысл урока - создать предпосылки для формирования ценностного отношения к семье как основе российского общества; понимания истинного значения семьи как важнейшего института общества; осознания значения семьи в развитии личности и общества.

Цель урока - расширить представление о семье как о важнейшей человеческой ценности, естественной и основной ячейке общества; раскрыть ее значение для общества и каждого человека.
Содержание урока – базовые российские ценности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Примерные темы для обсуждения:

  • Биография семьи как биография страны

  • Генеалогическое древо

  • Дом, в котором я живу

  • Имена наших предков и семейные имена

  • История моей семьи

  • История одной фотографии

  • Культурная память семьи

  • Мир нашего дома

  • Мой дом и семья – моя крепость

  • Моя родословная

  • Моя семья – мое богатство

  • Отцы и дети: дуэт поколений

  • Семейная история

  • Семейная память

  • Семейные отношения: вопросы и ответы

  • Семейные реликвии

  • Семейные традиции

  • Семейный альбом

  • Семейный кодекс

  • Семейный уклад: вчера, сегодня

  • Семь Я

  • Семья – это любовь

  • Семья в истории города, региона, страны

  • Системы и степени родства

  • Феномен семьи в прошлом и настоящем


Варианты представления темы:

  • Изложение материала самим учителем

  • Работа с текстом (литературным текстом, фильмом, медиатекстом, аутентичным артефактом, и т.д.) с последующим его обсуждением.

  • Подготовка и презентация учащимися небольших сообщений (3—5 мин).


Логика представления темы:

  1. Определение актуальности темы.

  2. Работа с ключевыми понятиями

  3. Работа с основной темой.

  4. Коллективная рефлексия, выводы.


Ключевые понятия

  1. Семья. Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

  2. Ценность. Ценность - то, что значимо для человеческой жизни на земле, что обеспечивает счастье жизни, как условие жизни; абстрагированное обобщенное явление жизни, содействующее развитию и процветанию общественной жизни; в индивидуальном проявлении, то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни. Ценности - положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.

  3. Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

  4. Духовный мир личности. Будучи тесно связанным с духовной жизнью общества, это понятие характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе. Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.


Примерные методы и средства

Взаимосвязь знания - чувства -поведения - важный принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития, стимулирующий их включение в опыт поведения.

Рекомендуется избегать дидактизма, догматизма, механического усвоения и заучивания школьниками теоретических положений и понятий, важно инициировать духовную энергию школьника, стимулировать максимальное выражение его «я» «здесь и теперь», необходима педагогическая помощь ребенку в освоении мыслительных, рефлексивных механизмов, способствующих смыслообразованию.

Побудительной основой «проживания», самоосмысления может стать эмоциональной насыщенный диалог учителя и учащихся.

Урок планируется, организуется и проводится как очень тонкое психолого-педагогическое влияние, в котором педагог должен занять «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным только в том случае, когда он сам увлечен вопросами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников коллективного размышления.

Педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.

Рекомендуется при обсуждении такого рода информации инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии, которые позволяют школьнику соотнести собственное отношение к рассматриваемому вопросу с отношениями других детей и могут способствовать коррекции этих отношений.

Проблемно-ценностное общение затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей и может быть организовано в форме философских, этических бесед, дебатов, проблемно-ценностных дискуссий.

Этическая беседа – это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к детям развернутое личное высказывание учителя, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях или художественных текстах. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные варианты развития коммуникации. Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в обсуждении. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.

Практическая направленность общения (что важно для субъективного смыслообразования) обеспечивается использованием технологии «Студия», назначение которой - вооружение школьников умениями на основе знаний. При этом школьник обязательно ставится в субъектную позицию при помощи различных форм работы, заданий, способствующих созданию для ситуации выбора, успеха, при помощи «технологических» приемов, типа: «проекция результата», «положительное подкрепление», «оглашение мотива» и др. Самостоятельная деятельность является главным условием проведения студии.

Алгоритм технологии «Студия» включает:

Пролог (психологический настрой на предстоящую деятельность): обращение к группе (друзья, исследователи, мыслители и др.); обозначение темы (ее границ), цели (каким будет продукт); личностного смысла

Этюд (образное представление явления) может разыгрываться, как ролевая игра, художественный образ (живопись, литература, танец и др.), факт из жизни великого человека, эпизод реальной жизни, графическое изображение, либо видео, аудиозаписи.

Экспликацию (центральная часть студийной работы)

  • «Что?» - что за явление? Каковы его существенные признаки? Какова форма его проявления? Каковы связи с другими явлениями?

  • «Почему? (зачем)» - почему оно существует? Зачем оно создано людьми? Педагогами? Каково его основное назначение в жизни?

  • «Где?» - в каких сферах располагается данное явление?

  • «Когда?» - в какой период жизни данное явление разворачивается? При каких условиях присутствует?

  • «Как?» - как организуется взаимодействие с данным явлением? Как организовать данное проявление?

Практикум в форме ролевых упражнений, игрового воспроизведения реальной ситуации, деловой игры, сценической иллюстрации.

Рефлексию (осмысление значимости проведенной работы)

  • Содержательный аспект: отражение прошлого (что делали, что поняли, как себя чувствовали, что было важным…)

  • Организационный аспект: методика «недописанного предложения» («За этот час я понял, что…» Главным для меня было…» и др.)

Технологии организации групповой деятельности «Презентация мира»

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное ребенку (скамейка, человек, палка и т.д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения.

«Презентация мира» как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие.

Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета» смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Избирается предмет из окружающей школьника действительности (в контексте обсуждаемой темы) задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.

Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например из «Семейного шкафа»: на драпированном столике — очки, на красивом блюде — красное яблоко, через эпидиаскоп на экране — старый альбом с фотографиям, на демонстрационном кубе — пожелтевшая от времени газета и т.д.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только, «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» — это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».

Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов.

Презентация объекта — это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира.

Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, «презентация мира», таким образом, приобретает дополнительную функцию — быть формой диагностирования воспитанности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения.
«Социодрама»

Социодрама — это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры — носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается, так или иначе, в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, — а также способность предвосхищать результаты личного выбора.

Назначение социодрамы — в упражнении духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах — формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение, обусловливают легкость, вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.

Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла,, не разъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск