Скачать 251.58 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Методические рекомендации по проведению общегородского родительское собрания «Формирование семейных ценностей». Доцент кафедры теории и методики воспитания ОГ БОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Бартенева Инна Юрьевна Цель проведения родительского собрания: актуализация вопросов значения семейных ценностей в жизни ребенка. Задачи: - определить значение термина «семейные ценности»; - определить значение семейных ценностей в жизни ребенка; - определить основные направления формирования «семейных ценностей» в семье. Пояснительная записка. Отличительной чертой данного собрания является семейная тематика и способ организации и проведения собрания. Для проведения общегородского собрания необходимо определить количество участников, состав участников и место проведения. Собрание является общегородским, и этот формат определяет следующие условия:
Данная методическая разработка подходит для организации родительского собрания в форме проекта, поэтому необходимо запланировать 1)время проведения собрания не менее 1,5 астрономических часов; 2) способы деления на группы (по возрасту детей, по принадлежности к образовательному учреждению, по желанию, по случайному выбору и т.д.). В ходе проведения родительского собрания возможно несколько вариантов. Вариант первый «смешанный», который включает в себя элементы беседы и проектной деятельности. Вариант второй - чисто проектно-исследовательский. Для организации по первому варианту необходимо пригласить специалиста в области семейной педагогики и психологии для сообщения на тему «Семейные ценности. Значение семейных ценностей в жизни ребенка». Для организации проектно-исследовательской деятельности необходимо подобрать соответствующий материал: - определение понятия «семейные ценности». - тексты педагогов и психологов, отражающие тему «значение семейных ценностей в жизни человека», «пути формирования семейных ценностей» (см. Приложение). Примерный сценарий проведения родительского собрания в форме исследовательского проекта. Этап 1. Сообщение темы, целей и задач общегородского собрания, деление на группы (10 минут). Этап 2. А) Работа по группам по вопросу определения понятия .«Семейные ценности» Группы должны в течение 10 минут обсудить вопрос «Как вы понимаете выражение «семейные ценности» и представить свое определение для всех участников собрания. Б) Ведущий (или ведущие)записывает определение понятий каждой группы на доске, флипчарте (и т.д.). Путем голосования определяется наиболее точное определение. (Примечание. Группам можно предложить определения семейные ценности в раздаточных материалах).Обсуждение занимает не более (15 минут) Этап 3. Используется метод «водоворот проблем и решений». Необходимо раздать группам листы ватмана и маркеры (каждой группе свой цвет). -Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения «Самые важные семейные ценности» (10 минут). -По часовой (против часовой стрелки) родители обмениваются записанными на листе идеями. -Каждая группа отмечает напротив каждого пункта другой группы (на полученном листе): «+»-согласны с суждением, «-» - не согласны с суждением; «?» - данная идея требует уточнения авторов (по 5 минут на работу с листом других групп). - каждая группа дополняет идеи своими предложениями (не менее одного предложения) После совершения полного круга, лист возвращается к команде. - родители презентуют свои позиции и отвечают на уточняющие вопросы других групп. Этап 4. Группам предлагается выбрать одну ценность и определить проект формирования ценности в семье. (обсуждение в группе 10 мин). Представление всему родительскому коллективу проекта (не более 5 минут). Обсуждение проекта группы (на каждую группу не более 7 минут). Этап 5. Подведение итогов работы. Ведущий обобщает работу групп и предлагает родителям памятку «Заповеди семейной жизни» (См. Приложение). Этап 6. Рефлексия. Используется принцип метода «водоворот проблем и решений». Одна группа пишет ответ на вопрос: «какой опыт был получен в результате работы общегородского собрания?» на листе ватмана(1 минута) и передает следующей команде, которая в свою очередь пишет свою идею и т.д. После завершения полного круга, ведущий зачитывает ответы всех групп. Без обсуждения. Приложение Семейные ценности Довольно часто можно слышать фразу «родных не выбирают». Говоря такое, человек подразумевает, что никакой связи с родственниками нет, и если бы не правила приличия, то встреч с ними вовсе бы не было. А как же семейные ценности, традиции, все то, что связывает несколько поколений в одно целое, неужели в современном мире им вовсе нет места? Что такое семейные ценности? Мы с удовольствием в разговорах используем словосочетание «семейные ценности», а вот что это такое представляем с трудом. Дать определение действительно непросто, наверное, семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей с похожим генетическим кодом объединяет в дружное сообщество. Получается, что в каждой семье главное что-то свое: одним необходимо доверие, а другим требуется процветание семейного бизнеса. Очевидно, что в этих двух семьях ценности будут разными. Поэтому сказать, какие должны быть семейные ценности, и уж тем более рассказать об их иерархии, миссия невыполнимая, каждая семья имеет свой взгляд на то, что для нее важно, сама расставляет приоритеты. И это неудивительно – все мы разные. Например, сравнительно недавно образовалась форма отношений, при которой главными семейными ценностями являются комфорт, общие интересы, уважение. Это так называемая семья-клуб, взаимные нежные чувства здесь отходят на второй план или же вовсе никакой роли не играют. Для семей, считающих основой любовь, такая форма отношений покажется дикостью, но, тем не менее, они существуют. Как существуют и многие другие формы семейных отношений. Поэтому-то и нет готового рецепта того, какие ценности следует культивировать в своей семье. Можно только рассмотреть какие бывают семейные ценности и подумать, что подходит именно для вас, а что будет бесполезным. Какие бывают семейные ценности?
Семейных ценностей масса, перечислены лишь самые распространенные из них. Для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости. (Источник: http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti#ixzz2j7AewTZD Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни) Заповеди семейной жизни: • Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе. • Решай вместе с человеком, а не вместо человека. • Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера. • Будь другом друзей супруга. • Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай. • Спеши сделать доброе дело и не жди награды. • Не верит тот, кто сам обманывает. • Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене. • Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга. • Смейся вместе, а не над… • Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах. • Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе. • Не давай советов, если тебя не просят. • Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт. • Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья! «Словарь здоровых партнерских отношений» • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.) • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.) • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.) • Компромисс. (Умение уступать друг другу.) • Признание. (Уважение и благодарность.) • Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.) • Любовь. (Нежная забота друг о друге.) • Верность. (Преданность друг другу.) • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.) • Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.) • Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.) • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.) • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.) • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.) Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. (По материалам сайта: http://mou2.ru/semya-i-semeyniye-tsennosti) Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то иное? Ответ на этот вопрос должно знать, так как наличие семейных ценностей - это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого её члена. Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами. Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её. К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции, и семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками, и какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом. К духовным ценностям можно отнести идеи сохранения определенного семейного порядка (уклада) путем соответствующего воспитания детей, а кроме того культуры половых отношений (в том числе целомудрия), идею многодетности. Будущее творится воспитанием детей. Это факт. Таким образом, сохранение семейных ценностей это сотворение будущего. Это созидательный труд на благо поколений. Но сегодня, вышеописанное слабо сочетается с жестко эгоистичным подходом к жизни. Такой подход навеян концепцией общества потребления. Ветер дует с запада, но посев этих заморских спор стал возможен в результате разрушения семьи в коммунистический период. С одной стороны разврата в СССР не было, это хорошо. Поддерживалось многодетность, это тоже замечательно. Но духовная составляющая была подмята под себя социалистическими нормами. Партия заменила семью. Матери были отправлены работать, а воспитание детей поручено государственному органу – пионерии и комсомолу. Сегодня люди сходятся друг с другом из эгоизма, живут из эгоизма и разводятся тоже из эгоизма. Без культурного наследия молодые люди не умеют выстроить семьи, так как культура это её фундамент. Семья понимается извращенно, как место удовлетворения личных потребностей, тогда как истинная семья - это алтарь отречения от личного и непрерывная жертва личным на благо семьи и всего общества. Не только семья - оптимальное место для воспитания личности, но и личность - это субъект семьи должный работать над созданием этой оптимальной среды. Вернемся к материальным ценностям. Ценности материальные - это семейное имущество, передаваемое по наследству. Зачастую из-за этого имущества происходит множество ссор. Отсутствие духовной наполненности превращает семейное имущество в обычные вещи. Издревле дом и всякий скарб имели свой духовный смысл. В доме был и бабий кут (угол) и красный угол. Дом был храмом семьи. Тесно связанный с духовными ценностями дом являлся продолжением всех идей и устремлений. Одежда отражала социальный статус (младенец, ребенок, парень, муж, дед, девушка на выданье, жена, мать, бабушка). Сегодня это утрачено, и одежда стала работать на имидж, а, говоря на русском языке - одежда стала работать на гордыню. Украшения раньше были оберегами, каждый из которых изготавливался или дарился с определенной идеей. Сегодня обереги превратились в побрякушки не несущие никаких идей. Пустышки и не более того. Одной из моих идей на эту тема стало создание семейных произведений искусства. Скульптура или ювелирное украшение создается в честь определенной духовной семейной ценности и является своего рода идолом, который не дает забыть членам семьи об их общей идее. Произведение искусства в этом случае можно назвать настоящим культурным наследием и фамильной ценностью семьи. Материальная ценность, в которую вдохнули ценность духовную, становится сильным оберегом семьи и помогает нести традиции через поколения. Дорогая вещь передается детям и внукам с заветом и особо почитается. «Семья — это совместное духовное взросление, которое не может быть возможным без трудностей. Это надо осознавать. Когда человек осознает необходимость этого взросления — в зрелом, престарелом возрасте он пожинает великолепные плоды. Это понимание должно быть у обоих супругов. У супругов должна быть общая цель, к которой оба должны идти вместе, рука об руку. Если цели нет — брак обречен». Кризисный психолог Михаил Хасьминский http://sibac.info Материалы международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья, общество: вопросы современной психологии» 30 января 2011 г. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. Кондрашова Виктория Олеговна аспирант, ГУО «Академия последипломного образования», г. Минск E mail: vkondrashova@tut.by На современном этапе, когда институт семьи претерпевает серьезные изменения, важно рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности сегодня и предвидеть ее развитие в перспективе. Ценность – «то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение в своейжизнедеятельности». Понятие ценностей и их сущности на всех исторических этапах интересовали философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, политиков (Аристотель, Гессен С.И., Каптерев П.Ф., Платон, Рубинштейн С.Л., Ушинский К.Д. и др.). Изменения социальных условий жизни, развитие потребностей общества и личности ведут к существенным изменениям семейных ценностей. Понятие «семейные ценности» различными авторами (Головин С.Ю., Крайг Г., Немов Р.С., Сизанов А.Н., Шарфф Д., Шварц Р. и др.) определяется и рассматривается по-разному. Согласно Эйдемиллеру Э.Г., «семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности входят в психологическую культуру личности каждого родственника в виде важного источника мотивации его поведения». Пергаменщик Л.А. находит ценность семьи в том, что «семья, созданная представителями одного поколения, рождается, живет и умирает, но, подобно человеку, в определенном смысле, обретает бессмертие в своем потомстве». Формирование семейных ценностей определяется содержанием воспитания в семье. Семья формирует физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием. Белорусскую семью стабилизируют эмоциональные отношения, в первую очередь, отношения любви и привязанности. В семье закладывается фундамент ценностей, на которых базируется отбор информации, предпочтения ее одних форм и источников другим. Семья считается хранительницей культурных ценностей и традиций, которые она в ходе духовной, нравственной, трудовой, творческой деятельности обогащает и передает новым поколениям. Семья для ребенка является не только, местом, где он родился и живет. Она играет существенную роль в формировании у ребенка представлений о самом себе. Именно здесь его должны принимать и понимать таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. В силу этого значимым фактором для развития ребенка в семье является отношение к нему родителей, а также педагогические установки взрослых. Важны ценности и идеалы, которые родители считают приоритетными в воспитании и формировании личности, отношение родителей к детям, выбор средств и способов воздействия на ребенка. Взаимоотношения в семье представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско - детские, детско - детские, прародительско - родительские, прародительско - детские отношения. Особая ценность семьи – это целостность семейной общности, ценностное единство ориентаций, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. Семейные отношения представляют систему взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях – и сверху вниз по возрастной лестнице и снизу вверх. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, общепринятыми в обществе. При этом каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего индивидуального пути достижения гармонии и баланса. В каждой отдельной семье преобладает свой определенный тип взаимоотношений. Петровский А.В. указывает на типы взаимоотношений, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Сотрудничество и совместные переживания радости, горя, надежды, мечты сплачивают семью, укрепляют ее основы. Именно на этой основе строится единство, гармония семейных взаимоотношений – это главные семейные ценности. Гармония отношений рассматривается как одна из ценностей взаимоотношений в семье. Карабанова О.А. считает, что выполнение требований, которым отвечает гармоничная семья, можно отнести к ценностям семейных взаимоотношений. Это взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами. Эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения обеспечивают защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав. Разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех существующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Ценности, на которых базируется семья, оказывают существенное влияние на семейные взаимоотношения. Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену – и к взрослому, и к ребенку. Эти требования зафиксированы в социальных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.д. Выполнение семейных норм и правил обусловливает взаимодействие в семье, которое обеспечивает взаимосвязь поколений в семье, не оставляя места равнодушию, черствости,эгоизму. Гармония семейных отношений предполагает совместные переживания, без которых немыслимы передача семейных ценностей и сотрудничество поколений в семье. Человеку важно знать о своих прародителях и прапрародителях, на этом строятся его чувства, формируются его семейные ценности. На основе чувства по отношению к своим предкам воспитываются такие качества, как гордость за своих предшественников, стремление превзойти их достижения, здоровое соперничество, желание сохранить семейные традиции, которые определяют правила и нормы отношений к другим людям и вещам. От одного поколения к другому передаются не только материальные блага, но и структура мировоззрения и отношения от родителей к детям. Семейные традиции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, укореняются, усваиваются детьми и передаются следующему поколению. Главенствующая роль старшего поколения в семейных взаимоотношениях дает серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка и формирования семейных ценностей. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери част не хватает ни сил, ни времени. Появление бабушки в семье существенно трансформирует всю систему семейных взаимоотношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания. Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий всех членов семьи. Хухлаева О.В. утверждает: «Гармоничное сочетание психологических особенностей всех поколений в семье дает возможность формирования личности детей, семейных ценностей и норм, сохранения активной позиции в своей жизнедеятельности. Прародители признаются центром семьи, источником сплоченности, основаниями ощущения собственной силы и жизнестойкости». Во многих белорусских семьях присутствует мнение о наличии тесной связи через поколение. Утверждается не только сходство внуков и прародителей, но и фактически тождество внешности и характера, что делает отношения детей с бабушками и дедушками особенно доверительными. Влияние старшего поколения в семье состоит в любви и доброте, поэтому, если бабушка и дедушка несут эти чувства своим поведением, то складываются хорошие взаимоотношения с детьми и внуками, а также благоприятный микроклимат в семье, что является семейной ценностью белорусов. К психологическим особенностям белорусской семьи относится ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Эйдемиллер Э.Г. считает, что это особое качество настоящей семьи. В семьях, в которых личность оценивается через следование нормам и требованиям, у ребенка формируется ценностность действовать в соответствии с нормами и требованиями. Формирование личности ребенка обусловленоопределенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, общения с ребенком, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок, являясь главной ценностью в белорусской семье. Таким образом, семейные ценности, с одной стороны, – это семья как общечеловеческая ценность, с другой стороны, – это семейные ценности как социокультурные предпочтения людей в браке. Особенностями семейных ценностей являются взаимоотношения в семье, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей осуществляется в тесной связи с содержанием семейного воспитания белорусов. В пилотажном исследовании семейных ценностей современной белорусской семьи, проведенном в 2010 году, приняли участие случайно выбранные белорусские семьи. В состав каждой семьи входят родители, прародители (бабушки и дедушки), один, два и три ребенка, в том числе дошкольники 5-летнего возраста. Папам, мамам, бабушкам и дедушкам было предложено пять вопросов, касающихся ценностей семейных взаимоотношений, главных семейных традиций, темы общения с ребенком, значимости семейных ценностей. При анализе ответов на вопрос о ценности семейных взаимоотношений, не смотря на разницу в возрасте, ярко выделены такие ценности, как взаимопонимание в семье, взаимоуважение и любовь – 90 % ответов. Проанализировав ответы на вопрос о главных семейных традициях, родители и прародители в белорусских семьях указывают на семейные праздники, совместное времяпровождение всей семьей, уважение к старшему поколению –95 % ответов. Результаты опроса показывают, что главной темой общения с внуками прародители считают обучение, воспитание ребенка, передачу жизненного опыта, приобщение к культуре и принятому в обществе поведению. В то время как молодые родители считают главной темой общения с ребенком совместные игры, прогулки и удовлетворение интересов ребенка. В общении с ребенком как бабушки и дедушки, так и родители главным считают понимание ребенка, радость от общения с ним, положительный эмоциональный контакт – 75 % ответов. Особый интерес представляют результаты ответов на вопрос о значимости семейных ценностей для сохранения семейных взаимоотношений. Проанализировав полученные данные, выявлено, что, не зависимо от возраста и семейной роли, родители и прародители выделяют: уважение к старшему поколению, опыт поколений – 35 % ответов, материальное благосостояние – %, любовь и взаимоуважение – 20 %, взаимопонимание – 10 %, здоровье исчастье – 10 %. Проведенный анализ результатов показал, что в каждой отдельной белорусской семье существуют свои семейные ценности и традиции. Вместе с тем, мнения прародителей о семейных ценностях в большинстве случаев совпадает с мнением молодых родителей не только в своей семье, но и с другими семьями. Таким образом, взаимосвязь поколений состоит в единстве взглядов на те семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение, в том числе от прародителей к внукам. Список литературы: 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 328с. 2. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 351с. 3. Пергаменщик Л.А., Мороз В.Е. Психология и педагогика: курс лекций [Текст] / Л.А. Пергаменщик, В.Е. Мороз. – Минск: БГУ, 2002. – 62с. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. пособие [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 512с. 5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 324с. 6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. – 336с. – ил. 7. Scanzoni J. Contemporary families and relationships / J. Scanzoni – New York, 1995. – 383p. 8. Schwartz S.H. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. – pp. 550-562.__ Информационно-методические материалы для организации работы с учащимися и родителями (интернет-ресурсы и литература)
|
Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | ||
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры развития профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает... Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и... | ||
Методические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития... | Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Методические рекомендации для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» огбоу... | Викторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке» «Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях... | ||
Образовательная программа Государственного бюджетного Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | Учебного курса по алгебре для 7-го класса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Формирование семейных ценностей в образовательных учреждениях В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых... | Методические рекомендации для проведения педагогических советов по... Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,... |