Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер119 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
  • Практическая работа.


Опираясь на материалы сборника «Методические рекомендации для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», подготовьте конспект урока, концептуальной основой которого станут идеи системно-деятельностного подхода.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 КЛАССЕ

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Проблематика и художественное своеобразие стихотворения.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха

Задачи:

- ввести учащихся в художественный мир В.Маяковского на примере одного из стихотворений;

- совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения;

-выявить проблематику и художественное своеобразие стихотворения;

- развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся.

Этапы

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Методы обучения/технологии/формы организационной деятельности

1. Организационный. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала. Мотивация к деятельности.

Работа с именем автора.

О чём говорит вам имя автора?

С какими его стихотворениями вы знакомились ранее?

Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.

Участвовал в революционных выступлениях молодежи. Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.

Маяковский писал стихи детям. Особое место занимает стихотворение «Что такое хорошо, что такое плохо»


Пропедевтическая беседа, организация фронтальной, индивидуальной работы.

Работа с темой и целью урока.

Исходя из темы (записана на доске), скажите, чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке?

Что значит «проблематика» стихотворения?

Как вы понимаете слова «художественное своеобразие?

Для чего мы будем изучать эти моменты?

Работа над заголовком.

Прочитайте внимательно название стихотворения. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?


Мы продолжим знакомство с личностью поэта, с его творчеством, а именно со стихотворением

« Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Это то, какие проблемы поднимает и рассматривает поэт в своём стихотворении.

Это то, чем стихотворение автора отличается от других. Его особый художественный стиль, внимание к ритму стихотворения, своеобразные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В. Маяковского от традиционной лирики.

Чтобы более близко познакомиться с личностью самого автора и его творчеством.

О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.

Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.


2. Учебно-познавательная деятельность. Чтение и анализ художественного произведения.

Работа над теоретическими понятиями.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.


Чтение стихотворения.

Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации.

Оправдались ли наши первоначальные предположения, о чем будет идти речь в стихотворении?

Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?


Читает подготовленный ученик.

Интонация разная: вначале – спокойная, неторопливая; затем мы чувствуем, как накаляется обстановка (слова «крикнул» употребляется трижды, восклицательные предложения в речи поэта), повышенная интонация; во время беседы за чаем царит доброжелательная атмосфера, интонация спокойная, плавная, а к концу стихотворения интонация достигает своего пика.

Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем.

В основе стихотворения лежит соединение двух начал: реального и фантастического.

Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу


Эвристическая беседа, работа в группах, технология «смыслового чтения».

Работа с художественным текстом, поисковая деятельность, участие в аналитической беседе.

Организация фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Работа с толковым словарём.


Работа в группах

Обратимся к началу стихотворения. Выпишите ключевые слова, характеризующие работу солнца и состояние поэта. Заполните соответствующие графы таблицы.

Какое чувство испытывает человек во время такой жары?

Соотносится ли наше чувство с чувствами героя?

Работа в группах (1,3 группы заполняют таблицу №1; 2,4 группы – таблицу №2) *ПРИЛОЖНИЕ 1

Ответы групп по заполненным таблицам:

1, 3. Солнце совершает свою привычную работу: «спускалось солнце каждый раз», «завтра снова мир залить вставало», «солнце ало». Его работа – постоянный, утомительный, однообразный труд.

Выразительные средства помогают нам представить эту работу (метафоры «мир залить», «жара плыла», эпитет «солнце ало»). Слово «залить» используется в значении покрыть сплошь, полностью – это помогает понять полноту действия. Важнейшим приемом создания образа является аллитерация (повторение одинаковых согласных звуков). Начало стихотворения, повтор звуков з, с, р, л. Какой эффект достигается этим приемом

2, 4. («Разозлясь», «ужасно злить», «в страхе», «в упор я крикнул»)

Употребление разговорной лексики: «дармоед», «довольно шляться», «черт дернул». Повтор слова тоже является средством создания образа.

Он разгневан, зол и срывает зло на солнце. Такое порой бывает и с нами.

Меняется ли авторское отношение к солнцу?

Чем это вызвано?

Как названо солнце во второй части?

Какие чувства вызывает у нас вторая часть?

Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

Одинаково ли лексическое значение слов «заходить» и «на чай зашло бы»

«...чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»?

Маяковский прибегает к приему каламбура.


Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма «ни зим, ни лет», т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: «Слазь!», «шляться в пекло».

Но отношение автора к солнцу изменяется во второй части стихотворения. Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости.

И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.

Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации.

Смешение стилей помогает автору создать комический эффект.

Нет. Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

Работа с толковым словарём.

Каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.




Найдите в тексте еще примеры каламбура.

Для чего он используется?

Как передан испуг поэта?

Какими художественными приёмами он вызван? он вызван?

Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Черт дернул дерзости мои

Орать ему...?

В чем смысл разговора поэта с солнцем?

Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде?

В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Как меняются взаимоотношения героев?

Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? Какая общая цель у поэта и солнца?

В словах солнца «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

Каламбур помогает создать юмористическую картину.

Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце. Это вызывает улыбку.

Восклицательные предложения («Что я наделал! Я погиб») передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем.

А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается.

Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.

В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!

Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца..

Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.

Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление

Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.

Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в мире, чтобы искоренить это черное





3. Контроль и оценка результатов деятельности.

Разноуровневое задание по группам. Проверка.

1, 3 группы – тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); 2, 4 группы – творческое задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Организация групповой работы.

4. Подведение итогов.

Понравилось ли стихотворение?

Что особенно понравилось?

Каким останется в вашей памяти наша встреча с Владимиром Маяковским?

Маяковский любил точные, меткие, необычные слова. Закончите фразу ёмко и образно: «Маяковский – это…»

«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека» - так сказал один из русских писателей

XIX века Ф.М. Достоевский.

Ребята! Не забывайте. Что в каждом из вас есть солнце. Только помогите ему в себе раскрыться, дайте ему светить.

Отвечают.




5. Информирование о домашнем задании.

Выучить стихотворение наизусть.

Более слабым учащимся – часть стихотворения.







ПРИЛОЖНИЕ 1

Образ солнца

Работа солнца (цитаты)

Художественные приемы создания образа

«в сто сорок солнц закат пылал»

«спускалось солнце каждый раз»,

«завтра снова мир залить вставало»,

«солнце ало».


метафоры «мир залить», «жара плыла»,

эпитет «солнце ало»,

аллитерация (начало стихотворения, повтор звуков з, с, р, л).



Образ лирического героя


Состояние лирического героя (цитаты)

Художественные приемы создания образа

«разозлясь»,

«ужасно злить»,

«в страхе», «в упор я крикнул»


Слова разговорного стиля (разговорные «дармоед», «довольно шляться», «черт дернул»).

Использование разговорной лексики, повтор слова тоже является средством создания образа.


ПРИЛОЖНИЕ 2

1. Заглавие и первые строки стихотворения вводят читателя в атмосферу:

а) рассказа;

б) поэмы;

в) весёлой сказки.

2. Литературный прием, использованный автором в строке: «В сто сорок солнц закат»:

а) гипербола;

б) сравнение;

в) антитеза.

3. Разговор о поэзии с читателем – другом Маяковский ведет в форме:

а) поучительного рассказа;

б) задушевной полушутливой беседы;

в) нравоучительной истории.

4.Поэт и Солнце в стихотворении предстают как:

а) божество и маленький человек;

б) непримиримые враги;

в) два друга.

5. Диалог и авторские ремарки насыщены:

а) разговорной лексикой;

б) высокопарными словами;

г) сатирическими выпадами.

6. Поэт рисует встречу с Солнцем:

а) в сатирическом плане;

б) с юмором;

г) восторженно.

7. В стихотворении есть неологизм:

а) слазь;

б) шляться;

в) златолобо.

8. В этом стихотворении автор утверждает, что:

а) поэзия играет созидательно-преобразующую роль;

б) поэт возвышается над миром простых людей;

в) поэзия должна скрашивать тёмные стороны жизни.

9. Тема стихотворения:

а) жизнь поэта летом на даче;

б) фантастическая встреча человека и Солнца;

в) поэтический труд и назначение поэзии.

ПРИЛОЖНИЕ 3

Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.

Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово залить имеет значение (какое?) _______.

Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.

Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.

Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск