Конспект урока.
| Методические рекомендации
|
Организационный момент:
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
|
|
Проверка домашнего задания.
Установление соответствия географической карты и географических объектов (работа с компьютером).
Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов и маршрутов исследователей материка
| Проверка д/з с целью выявления знаний географических объектов и умения работать с контурными и географическими картами
|
Мотивация.
Проведение игры
«Угадай слово»
Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.
Если вы выберете правильное решение, то получите ключевое слово.
Б А ерега Южной Америки сильно изрезаны
Панамский канал – это условная граница
м Р ежду Северной и Южной Америкой
Южная Америка расположена в западном
Е полушарии
И Край южной точки Южной Америки – м. Йорк
В Л месте с Северной Америкой Южная
Америка образует единую часть света.
П Ь о величине она занимает четвертое место
среди других материков.
Т О ерритория Южной Америки похожа на
огромный треугольник, суживающий к северу.
Этот материк пересекается как экватором
т Е ак и южным тропиком.
Честь открытия Южной Америки в 1498 году
П К ринадлежит Америго Веспуччи
Экспедицию под руководством А. Гумбольта
на материк называли «вторым открытием
Ф Америки»
Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф». Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.
Звучит отрывок из перуанской мелодии «Полет кондора» (авт. Дорос).
В ней мы чувствуем красоту бескрайних просторов материка.
Природа этого материка разнообразна и полна контрастов.
Почему?
Вот на этот вопрос и на другие мы с вами постараемся ответить.
| Мотивация учащихся к изучению темы «Рельеф» через проведение игры «Угадай слово» и прослушивание отрывка из перуанской мелодии «Полет кондора» (авт. Дорос).
|
Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые» (тема урока записана на доске. Учащиеся записывают в тетради).
Приступая к изучению нового материала мы должны
Знать:
Особенности рельефа Южной Америки;
Причины, обусловившие эти особенности;
Характеристику отдельных частей материка;
Особенности распространения полезных ископаемых.
Уметь:
Работать с источником знаний;
Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
Делать выводы и обобщения.
Почему изучение любой территории начинается с рельефа?
(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?
(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).
Чем объясняется такое размещение?
(строением земной коры)
Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?
(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).
Работа в группах.
1 группа – «Восток»
2 группа – «Запад»
Задание 1-ой группе: используя учебник, физическую карту и карту «Строения земной коры» и дополнительный материал, который приготовили ребята, дайте характеристику основным формам рельефа Востока материка и заполните таблицу.
Название объекта
| Форма рельефа
| Тектоническая структура
| Полезные ископаемые
|
|
|
|
| Задание 2-ой группе «Запад»: самостоятельно дайте характеристику горной системе по плану.
Вопросы
| Ответы
| Географическое положение гор
|
| Направление гор
|
| Длина и ширина гор
|
| Средняя и абсолютная высота гор
|
| Горообразовательные процессы
|
| Полезные ископаемые
|
| Параллельно ребята работают с контурной картой Южной Америки.
Практическое задание:
На контурной карте Южной Америки обвести границы и подписать крупные формы рельефа.
Обозначить полезные ископаемые.
Сделать вывод: существует связь между размещением полезных ископаемых и формами рельефа и почему?
(В процессе выполнения самостоятельного задания учащиеся знакомятся с дополнительным материалом (опережающее задания) о Боливийском нагорье, о «птичьем береге» и одновременно идет показ слайдов).
|
Работа с картой с целью формирования умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи
Работа учащихся в группах с использованием различных источников с целью формирования умения составлять характеристику географического объекта
Работа с учебником с целью установления причинно-следственных связей между тектоникой и рельефом
|
V.Первичное закрепление знаний.
Работа с профилем Южной Америки (показ слайдов)
| Выполнение самостоятельного практического задания с целью формирования умения наносить на контурную карту крупные формы рельефа.
|
Закрепление знаний.
Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова. (ответы по группам).
-
1
| В основе Южной Америки находится __________ плита.
| 2
| Складчатые горные пояса у южных материков лежат на __________.
| 3
| Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ________________ и _____________ литосферных плит.
| 4
| В рельефе Южной Америки выделяют __________ части.
| 5
| Восток занят _____________, а на западе __________.
| 6
| Наиболее крупные низменные равнины - _________, ___________, _______________.
| 7
| Они соответствуют прогибам _____________.
| 8
| Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _____________ и ____________ плоскогорья.
| 9
| Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.
| 10
| Впадинам платформы соответствуют месторождения - ____________________.
| 11
| Наивысшая точка Южной Америки ____________.
| 12
| Анды образуют ___________________ на суше.
| 13
| В настоящее время Анды продолжают ______________.
| 14
| Анды на языке инков означают _____________ горы.
|
| Закрепление первичных знаний по теме через использование текста с пропущенными словами.
|
Чтобы оценить ваши знания, полученные на уроке, ответьте на карточках с таблицей (в нужную клетку вы должны поставить крестик).
Заполните таблицу.
(в нужную клетку поставить крестик)
-
Название объекта
| № вопроса
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Анды
| +
|
| +
|
|
| +
| +
|
| Амазонская, Ла-Платская, Оринокская низменности
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
| Бразильское и Гвианское плоскогорья
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
Вопросы:
Область новой складчатости.
В основании лежит Южно-Американская платформа.
Есть действующие вулканы.
Рельеф сформировался на выступах фундамента платформы.
Территории богаты нефтью и газом.
Характерны интенсивные движения земной коры.
Территории богаты оловом и медными рудами.
Территории, принадлежавшие бывшей Гондване.
Ответ сверьте с образцом №1.
Критерий оценивания: 8 ответов – «5»
7-6 ответов – «4»
5-4 ответов – «3»
Меньше 4 - «2»
| Взаимопроверка знаний с использованием карточки с тестом с целью контроля деятельности учащихся
|
Подведение итогов.
Что вы узнали на уроке?
Вернуть с целями на уроке (слайды).
Оценивание учащихся.
| Рефлексия деятельности учащихся.
|
Домашнее задание.
Учить стр. 148-150.
Доделать дома таблицу и нанести географические объекты на контурную карту.
Заполните таблицу.
«Черты сходства в рельефе южных материков и черты различия».
Черты сходства в рельефе материков
| Черты различия в рельефе материков
| Южная Америка
| Африка
| Австралия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияет ли рельеф на климат? Что произошло бы с климатом, если бы Анды были на востоке материка?
| Резноуровневое д/з с целью дифференциации обучения
|