Скачать 93.36 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Северо-Казахстанская область Мамлютский район Беловская средняя школа Конспект урока по географии для 7 класса на тему: «Реки и озера Южной Америки» Подготовила: учитель географии Ермолаева Татьяна Николаевна с.Белое, 2013 год Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка. Задачи:
Оборудование – мультимедийный комплекс, презентация Microsoft PowerPoint, физическая карта Южной Америки, атласы (7 класс), контурные карты. Тип урока – изучение нового материала Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый. Ход урока:
На этом материке выпадает огромное количество осадков, именно поэтому его называют самым важным. О каком материке идет речь? - На какие компоненты природы климат оказывает большое влияние? (на внутренние воды) - Что относится к внутренним водам? (реки, озера, ледники, болота, подземные воды) Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водами. Открываем рабочие тетради и записываем тему урока: «Реки и озера Южной Америки» - слайд 1. Сегодня нам предстоит познакомиться с реками и озерами Южной Америки, выявить влияние на них рельефа и климата, а также дать характеристику одной из рек по плану. Работа в парах – слайд 2: Пользуясь атласом, подготовьте устные ответы.
- Большинство рек Южной Америки имеют преимущественно дождевое питание. На внутренних равнинах к дождевому питанию присоединяется грунтовое, преобладающее у рек в западной пустынной части Центральных Анд. Снеговое питание играет значительную роль лишь у рек южной части материка, а ледниковое - южных Анд. Однако в каждом конкретном случае реки могут на отдельных участках иметь различные источники питания, обусловливающие очень сложный их режим. Слайд 3, 4 Подробнее влияние рельефа и климата на реки мы рассмотрим на примере крупнейших рек Южной Америки, таких как Амазонка, Ориноко и Парана. 1.Амазонка - слайд 5. Посмотрите внимательно на физическую карту. Слайд 6 Амазонка — река в Южной Америке, образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли, найдите ее в атасах. Длина от истока Мараньон 6400 км. По длине Амазонка уступает лишь Нилу(6671 км). Амазонка - величайшая река в мире по размерам бассейна и водоносности. Ей нет равных по полноводности: Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы + Обь, или равна 25 Волгам. Площадь бассейна 7180 тыс. км², почти равна всей Австралии. Русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье до 320 км,а глубина более 90 метров. Слайд 7 Протекая большей частью по Амазонской низменности в субширотном направлении близ экватора, Амазонка впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту - свыше 100 тыс. км² (показ по карте, запись в тетрадях). Среднегодовой расход воды в нижнем течении около 220 тысяч м³/с. Амазонку питают многочисленные притоки; около 20 из них длиной более 1500 км. Наиболее значительные притоки: правый —Мадейра; левый —Риу-Негру (показ по карте). Тип питания Амазонки – преимущественно дождевой. Полноводна река в течение всего года. -Как вы думаете, почему? (расположена в экваториальном поясе) Слайд 8, 9 Удивительное явление на Амазонке – поророка (по-индейски «грохочущая вода»). Это одиночная приливная волна поднимается вверх по течению во время полнолуния, новолуния или в дни равноденствия в виде вала высотой от 3 до 6 метров со скоростью курьерского поезда до 6 м/ч. Воды Амазонки богаты жизнью – слайд 10, 11, 12, 13, 14. Слайд 15 2.Ориноко - в переводе с языка индейцев – «Кольчатая змея». Одна из крупнейших рек Южной Америки. Берет начало с Гвианской возвышенности, а впадает в Атлантический океан многочисленными рукавами, образуя дельту (найдите ее на карте атласа). Слайд 16 Длина всего течения 2225 км., из которых половина судоходна; площадь бассейна 850тыс. Воды Ориноко поднимаются с апреля по октябрь, достигая наибольшей высоты в июле и августе, и заливают луга на большие расстояния. -Объясните причины половодья Ориноко в летний период? Слайд 17, 18, 19 Самый высокий водопад на планете – Анхель (слайд 21) (высота падения 1054 м) носит имя своего первооткрывателя Хуана Анхеля. Он расположен в верховьях р. Чурун (приток Ориноко). Слайд 20 Индейцы называют его Сальто – Анхель. А горный массив,с которого он срывается вниз, Ауян-Тепуи – в переводе «гора дьявола». Если соединить все вместе, получится «прыжок ангела с горы дьявола». 3.Парана - слайд 21, 22, 23 Река на юге материка. Длина 4380 км. Образует с р. Уругвай устье-эстуарий Ла-Плата. Главные притоки: Уругвай, Парагвай. Характеризуется ярко выраженной сезонностью режима. Много порогов и водопадов. Игуасу - слайд 24. Водопад на реке Игуасу, в 26 км от места впадения ее в реку Парана. На первого европейца, который обнаружил водопад Игуасу, он не произвел особо сильного впечатления. Конкистадор Альваро Нуньес Кавеса де Вака, продиравшийся через густые заросли с небольшим отрядом к новому городу Асунсьон, наткнулся на него совершенно случайно. При этом никакого восхищения этим чудом природы суровый воин не выказал. Испанец лишь зафиксировал в своем журнале, что нашел большой водопад и потому каноэ пришлось перенести по берегу в его обход. Слайд 25 Существует старое индейское предание, по которому отважный воин Кароба похитил Найпур - возлюбленную страшного лесного бога. В результате разгневанный бог расколол землю ниже по течению реки, чтобы беглецы не смогли уплыть на каноэ. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота 72 м, ширина 2700 м. Подведем итог: речная сеть Южной Америки сформировалась под влиянием рельефа и климатических условий. Учащиеся заполняют таблицу – слайд 29.
А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую работу, дать характеристику р.Амазонка, заполнив таблицу – слад 30.
Озера Южной Америки. В южной Америке не очень много озер - слайд 31. Мы с вами подробно рассмотрим одно из них – Титикака. На Боливийском нагорье лежит самое большое высокогорное озеро мира – Титикака (слайд 33), глубиной 304 м. Название “Титикака” на языке индейцев-инков – “свинцовая скала”. Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем и самому озеру. Форма озера неправильная, берега имеют много углублений, образующих бухты. На озере много островков, из коих наибольший носит то же название. Вода его, слегка соленая, пригодна для питья.В озеро Титикака впадает много рек, но вытекает только одна – река Десагуадеро. На своем пути река прорезает соляные пласты и размывает их, поэтому, в нижнем течении вода в реке соленая. Озеро Титикака играет роль внутреннего моря, собирающего все скудные воды этого пустынного нагорья. Озеро имеет статус национального заповедника.
Выберете ту ступеньку, на которой, по вашему мнению, вы находитесь и аргументируйте свой ответ.
И в завершении нашего урока узнаем ваше отношение к нему. Перед вами, на партах, лежат смайлики. Если вам понравился урок, то вы поднимаете желтый смайлик, а если нет – красный. Приложение 1 Номенклатура: Реки: Амазонка Мараньон Укаяли Мадейра Пурус Журуа Риу – Негру Ориноко Парана Парагвай Мадейра Тапажос Водопады: Анхель Игуасу Озера: Маракайбо Титикака Поопо. |
Урок географии "Климат Южной Америки" в 7 классе Цели урока Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате... | Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | ||
Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | Конспект урока по географии в 7 классе по теме: «Климат Южной Америки» Дать знания об основных народах Южной Америки; расах, к которым они принадлежат. Истории заселения материка | ||
Методические рекомендации к проведению урока географии по теме «Рельеф Южной Америки» Дать знания об основных народах Южной Америки; расах, к которым они принадлежат. Истории заселения материка | Конспект по исследователям 12. 03-17. 03 На контурной карте обозначить реки, озёра и водопады Северной Америки. Сравнить по плану (стр. 312 учебника)одну из рек Ю. Америки... | ||
План-конспект урока рельеф и полезные ископаемые Северной Америки Описать по плану реку Южной Америки – р. Амазонка в учебнике (стр. 312 План описания реки);используя атлас и параграф 44 | Ход урока. Организация класса к уроку проверка готовности класса... Описать по плану реку Южной Америки – р. Амазонка в учебнике (стр. 312 План описания реки);используя атлас и параграф 44 | ||
План урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района Тверской области «Есеновичская сош» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать, что такое река, озеро, водоёмы, знать части реки, сходства и различия... | ||
Конспект урока Тема урока Описать по плану реку Южной Америки – р. Амазонка в учебнике (стр. 312 План описания реки);используя атлас и параграф 44 | Конспект урока население Южной Америки фио (полностью) Мельшина Наталья... Дать знания об основных народах Южной Америки; расах, к которым они принадлежат. Истории заселения материка | ||
Природа Южной Америки ... | Задание по географии и краеведению на период карантина с 5 февраля по 11 февраля 2013 года Описать по плану реку Южной Америки – р. Амазонка в учебнике (стр. 312 План описания реки);используя атлас и параграф 44 | ||
Урока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки | Исследование Южной Америки Вопрос: рассмотрите положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана и определите, в каких полушариях располагается... |