Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся





Скачать 279.98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся
страница1/3
Дата публикации03.04.2015
Размер279.98 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2   3


Управление по образованию и науке

администрации города Сочи

Методические рекомендации

по проведению, оформлению и

презентации исследовательской

работы учащихся


Борщева Валентина Степановна,

учитель химии, биологии и экологии

СОШ № 89


Сочи

2007

ББК 74.204

М 54
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.И., Тлиф В.А., СЦРО, ИМЦ, Сочи, 2007. – 24с.

ББК 74.204


ã Управление по образованию и науке администрации города Сочи, 2007

ã Сочинский Центр Развития Образования, 2007

ã Информационно-методический центр, 2007




ВВЕДЕНИЕ
Основным показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды. Это качество проявляется в усвоении научных основ экологии, умении анализировать экологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и принимать решения, владеть способами достижения оптимального результата. Важное значение при этом имеет развитие у учащихся исследовательских навыков. Приобщение учащихся к методам экологических исследований позволяет им понять сущность изучаемых в экологии явлений, сделать практические выводы при решении конкретных учебных задач и проблем окружающей среды.

Поскольку содержание основ экологии носит межпредметный характер, рекомендуемые методики могут быть использованы в различных учебных предметах: биологии, химии, географии, математике, физике, технологии.

Цель данных методических рекомендаций – помочь учителям организовать исследовательскую работу учащихся и правильно оформить продукт деятельности для дальнейшего участия в различных конкурсах и олимпиадах.

Выбор темы – это половина успеха. Можно воспользоваться темами из перечня примерных тематик, предложенных учителем. А можно найти и сформулировать тему самому ученику. Принцип выбора темы работы соответствует огромному разнообразию интересов учащихся старших классов. Предварительный подбор темы реферата соответствует следующим вариантам:

  • общие темы (глобальные проблемы);

  • узкие темы (региональные, местные проблемы);

  • темы из школьного курса предмета;

  • темы, построенные на межпредметных связях;

  • связь теории с практикой.

Реферат – первая самостоятельная работа, развивающая творческие возможности и способствующая самореализации интересов учащихся. Написание реферата развивает интерес к самостоятельному научному поиску, самостоятельному получению знаний, самостоятельности исследований, выражения своих мыслей, аргументации выводов и заключений. Наибольший успех в написании реферата приходит к тому, кто открыл свою «звездочку», сделал свое «маленькое научное открытие». В целом написание реферата предполагает углубленное изучение школьником определенного вопроса по теории предмета, умение применять теоретические знания при решении конкретной проблемы, а также показывает, насколько у него сформированы умения организации и проведения исследования, каков индивидуальный уровень самостоятельного творческого вывода.

Рефераты в системе единого учебного процесса играют важную роль – обучают общим учебным навыкам. Ученику необходимо владеть общими требованиями для написания реферата. Логика изложения реферативного материала такова:

Введение теоретическая часть практическая часть заключение


ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

В сжатой форме излагается сущность проблемы, ее актуальность, гипотеза, цель, задачи.

Подробное раскрытие проблемы, цели, задач, поставленных во введении на основании изученных литературных источников

Описание условий и методик проведения опыта, изложение, анализ результатов наблюдений, формулирование выводов и тенденций.


Выводы по поставленным задачам, выработка рекомендаций, направленных на решение цели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Заключение пишется в соответствии с введением
Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности. Самостоятельность – важнейшее условие самореализации ученика и развития его творческих способностей. Возобновление и подготовка высших слоев научной элиты возможны при раннем приобщении школьников к научным исследованиям. Научно-исследовательская деятельность по праву считается творческой. Она требует наличия определенных качеств, формирование которых должно быть целенаправленным и проходить через все ступени образования.

Выделено четыре компонента структуры личности, которые в значительной мере обуславливают успешность или неудачи профессиональной деятельности специалиста-исследователя:

  • направленность (интересы, стремления, идеалы, убеждения);

  • интеллектуальный (логический – умение работать с информацией)

  • творческий (видеть проблему и решать ее, владение творческими методами решения проблем, умение заниматься самообразованием, давать самооценку);

  • социальный (взаимодействие с общественными институтами и людьми).

Формирование таких качеств, как высокая познавательная, творческая, исследовательская активность, коммуникабельность должно происходить в школе.



  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ


1.1. Подготовка к написанию реферата.
Определить заранее предмет, по которому будет написан реферат. Рекомендуется выбрать тот, который вызывает у учащегося наибольший интерес.

Определить цель написания реферата: сдать экзамен в форме защиты реферата; участие в научно-практической конференции; участие в конкурсе исследовательских (творческих) работ; средство подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Составить рабочий план, который имеет произвольную форму, при этом помогает решению задач и в конечном итоге - достижению цели реферата. Составляется эскиз-план-сетка, план-схема, состоящий из перечня рубрик, расположенных в логическом порядке вопросов. В дальнейшем такой план может и должен изменяться, корректироваться.

Практически план – черновое оглавление с раскрытием содержания реферата.

Важно определить календарные сроки рабочего плана. Для того чтобы избежать перегрузок, необходимо расписать временные рамки каждой отдельной части работы и указать их в рабочем плане. Установление сроков для выполнения отдельных частей работы упорядочивает режим дня школьника, дисциплинирует его, тренирует силу воли, направляет к написанию реферата задолго до защиты. (Приложение 1)
1.2. Выбор темы.
Ученику предоставляется право выбора темы из перечня примерных тематик, предложенного учителем.

Право выбора разнообразит интересы учащихся. Ученику предлагается поиск своей тематики – это уже творчество ученика. Помочь найти тему могут беседы со специалистами – практиками, которые подскажут важные вопросы, еще мало изученные в науке. Выбор темы всегда связан с какой-нибудь проблемой. Поиск проблемы требует мастерства учителя и ученика.

Критерии выбора темы:

АКТУАЛЬНОСТЬ – социальная значимость темы на современном этапе.

НОВИЗНА – признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые». Отражение новизны может содержаться как в теоретической формулировке темы, так и в исследовательской.

ПРОСТОТА - качество, которое означает умение сформулировать тему реферата из пяти-шести слов, но при этом продемонстрировать заявку на глубокое исследование.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – это признак, наличие которого дает право на использование понятий «эксклюзивность», «необычность», «неповторимость» и даже «тема-изюминка».

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ – качество, позволяющее продолжить работу над темой, а также возможность развить ее теоретические положения и практические наработки в течение нескольких школьных лет и даже в высшем учебном заведении.

АДРЕСНОСТЬ – указать, для кого рассчитана данная работа и кому она необходима (общественным экологическим организациям города, как наглядное пособие для школы и т.д.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – это практическое применение полученных результатов с указанием, в каких сферах деятельности человека данные исследования можно применить.

1.3. Подбор и анализ литературы.
Работа над рефератом начинается с просмотра всех видов литературных источников отечественных и зарубежных изданий по интересующему вопросу. Целесообразно ознакомиться с архивными документами, официальными материалами, кино-фотоматериалами. Большие возможности получения информации предоставляет глобальная сеть Интернет. Очень важно располагать современными фактами, используя СМИ. Для успешности работы учащиеся должны уметь работать с каталогом библиографических изданий в библиотеках, правильно выполнять поиск в сети Интернет и грамотно подбирать нужные материалы.Универсальные поисковые системы – www.jandex.ru , www.rambler.ru

Адреса некоторых сайтов, где можно получить информацию: www.eskadr.ru

www.kalitva.ru , www.rus – troika.ru и другие.
1.4. Работа над рукописью.
Определившись со списком литературных и других источников, учащийся приступает к первоначальному (черновому) варианту рукописи. Для этого на листе бумаги необходимо сделать поля шире обычных для внесения дополнения или ссылок. В текст реферата можно вставлять информацию в наглядно-образной форме: график, таблица, схема, рисунок, модель и другие.

Практическая часть должна содержать конкретные разработки (это наблюдения, опыты, исследования, эксперимент), направленные на решение поставленной проблемы. Одна из форм исследовательской работы – это статистические данные, полученные в результате социологических исследований по медицине, экологии, гигиене и др. Статистика дает количественную характеристику исследований, т.е. числовую информацию за определенные периоды времени. Результаты представляются в виде графиков и диаграмм.
1.5. Составление структуры реферата.
Традиционно сложилась структура со следующими основными элементами:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Введение.

4.Основная часть.

5.Выводы (заключение).

6.Список используемых источников.

7.Приложения.
1. Титульный лист.

На титульном листе указываются: сверху – наименование органа управления образования; по центру - название работы и предмет, справа - ФИО учащегося – автора работы, № образовательного учреждения, класс, ФИО руководителя и его должность, внизу листа – город и год написания (Приложение 2).

2. Оглавление включает в себя все разделы работы с указанием страниц (Приложение 3).

3. Введение.

На введение в реферате отводится одна страница напечатанного текста. Краткость введения означает умение описывать мотивы обращения к данной теме; обосновывать выбор именно этой темы; актуализировать данную тему; формулировать цель работы; формулировать задачи; определять объект исследования; выдвигать гипотезу исследования; прогнозировать предполагаемый результат; описывать теоретическую значимость; описывать практическую значимость без лишней детализации.

Введение содержит обзор работы, позволяющий получить общее представление об исследуемой проблеме, ее современном состоянии. Цель задачи должна быть четко сформулирована.

Задачи определяются согласно поставленной цели (3-5 задач) и формулируются в глагольной форме:

  • изучить…..

  • установить….

  • выявить…..

  • разработать…..

  • провести …..

  • исследовать…. и др.

Объем введения не должен превышать 1 страницы машинописного текста. Во введении иллюстрации, таблицы, схемы не помещаются.

4. Основная часть.

Данный раздел может состоять из нескольких частей. Каждая его часть должна иметь заглавие, выражающее основное содержание. В первой части следует поместить подробное описание поставленной проблемы на основании литературных источников. Литературный обзор должен быть фундаментальным, то есть использованы современные основополагающие работы по проблеме. Он должен быть всесторонним и логичным. Освещены значимые для достижения цели аспекты проблемы. Теоретическая значимость обзора заключается в представлении и обосновании модели объекта и указании ее недостатков. Заканчивается литературный обзор выводами.

Во второй части описываются условия и методы исследования, используемые материалы, описание и обобщение результатов работы, раскрывается ее новизна. Материал должен иметь научное значение.

5. Заключение.

В заключении формулируются собственные выводы, подводятся итоги, указывается, достигнута ли цель реферата и определяется степень решения поставленных задач, а также прописываются основные результаты исследования. Например:

  • исследовано и оценено…

  • обоснована возможность и целесообразность…

  • построена модель…

  • разработан вариант ситуации…

  • проведен эксперимент…

Описание проведенной исследовательской части составляет 10% всей реферативной работы. Обязательно указывать ссылку на литературные источники. В заключении излагаются только результаты исследования. Заканчивается заключение кратким изложением перспектив в изучении избранной темы.

6. Список используемых источников.

Работа завершается списком используемых источников, в котором указываются научные публикации (книги, журнальные статьи, справочники, энциклопедии), а также электронные документы, которые были использованы в научно-исследовательской работе. В тех местах работы, где был использован источник информации, должны быть соответствующие ссылки (номер источника в квадратных скобках). Отсутствие ссылки на результат, полученный кем-либо ранее, рассматривается как плагиат. Литературу располагают в алфавитном порядке, согласно требованиям. Иногда источники перечисляют в порядке упоминания в тексте работы. Электронные носители, сайты располагают в конце списка. Другие варианты не допустимы. Обычно для школьного реферата используют не менее 5-7 источников информации. (Приложение 4).

7. Приложения.

Хорошо выглядит работа, проиллюстрированная фотографиями, рисунками, чертежами, таблицами или графиками. Однако они должны носить не самостоятельный характер, а только дополнять или объяснять изложенный материал. При этом в тексте работы обязательно должна быть ссылка на них. Для этого все приведенные таблицы, рисунки, фотографии, чертежи и графики должны иметь название и номер. Если количество иллюстраций слишком большое и затрудняет восприятие материала, то часть из них или все нужно отнести в приложения. Причем, каждый вид приложения имеет свою нумерацию, записанную с помощью цифр и заглавных букв (Приложение 5).

Очень часто работы, присланные на конкурс или конференцию, не возвращаются автору. Поэтому в них следует включать копии оригинальных фотографий и уникальных рисунков.
1.6. Оформление реферата.
Текст работы должен быть представлен в машинописном варианте на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Для печати выбирается яркий шрифт Times New Roman размером в 12 или 14 кегль, интервал полуторный или двойной. Формулы можно вписывать черной пастой. Каждая страница имеет поля: сверху и снизу не менее 2 см, слева не менее 3 см, справа не менее 1,5 см.

Все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем номер страницы не ставится) нумеруются по порядку: внизу по центру страницы арабскими цифрами (1,2,3….), т.е. на странице «Оглавление» ставится номер страницы 2.

Расстояние между названием главы и текстом должно составлять три интервала, расстояние между заголовком главы и текстом тоже должно иметь три интервала. Название главы печатается посередине строки. Точку в конце заголовка не ставят. Недопустим перенос слов в заголовке и их подчеркивание. Абзацный отступ – 1,25 см.

Под фотографией, рисунком должны быть подписаны пояснения с указанием даты выполнения и автора. Таблица подписывается сверху. Приложения нумеруются в правом верхнем углу.

Например: Рисунок 5 – Маркировка деревьев лапины. Июнь 2004г.

Фото Руденко О.

Таблица 1 – Распределение деревьев по диаметрам стволов

Приложение А1, Б1, В1, Г1 …
Иногда для размещения в программах конференции необходимо написать аннотацию, которая должна содержать наиболее важные сведения о работе.

АННОТАЦИЯ – содержит наиболее важные сведения о работе: цель работы, использованные в ней приемы и методы, а также выводы. Объем аннотации – половина листа А4. Сначала пишется заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже – текст.

ТЕЗИСЫ – краткая форма текста работы, содержащая в сжатом виде все разделы. Объем печатного варианта до 3 страниц (интервал, шрифт оговаривается в условиях конференции или конкурса). На первом листе печатается название работы, сведения об авторе и руководителях. В тезисах не размещаются рисунки, фотографии, объемные таблицы и графики.
1.7. Защита исследовательской работы (реферата).
По окончании технического оформления работа подвергается рецензированию, согласно критериям. Рецензент (эксперт) аргументирует свои критические замечания. Учащийся должен получить рецензию в письменном виде. (Приложение 6).

Представление работы (защита) может происходить в виде публичного выступления (доклада), стендовой защиты, мультимедийной презентации, размещения на сайтах. Текст доклада должен быть содержательным, емким, без лишних дополнений, обязательно с присутствием научных формулировок и специальных терминов.

Время доклада составляет 7-10 минут.
Примерное содержание доклада:

  • название работы;

  • цель работы, задачи, ее актуальность;

  • основное содержание работы, материалы и методика исследований;

  • выводы (наиболее важный результат работы), возможно перспективы продолжения исследований или внедрения;

  • слова благодарности за внимание.

После окончания выступления автору необходимо ответить на вопросы, касающиеся работы. Речь выступающего должна быть четкой, умеренно громкой и быстрой.

Публичное выступление должно сопровождаться иллюстративным материалом (постер), или использованием технических средств: компьютера, мультимедийного проектора, видеотехники, графопроектора и др.

Очень важно обратить внимание на внешний вид выступающего: опрятный, предельно деловой, свежая прическа и умеренный макияж. Приятная улыбка и доброжелательный тон действуют располагающе. Во время ответов на вопросы обязательно обращать внимание на человека, задающего вопрос.
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шаг 1
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока, методические рекомендации к проведению урока, презентации к теоретической части урока, практическая работа №13...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) / Составители: профессорско-преподавательский...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconДоклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской...
Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по оформлению исследовательской работы...
...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской...
Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconРекомендации по написанию и оформлению учебного реферата
Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предмета "Информатика и икт". Данный...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» инаправления бакалавриата 080100...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по проведению, содержанию, оформлению и...
Составители: В. Ю. Демьяненко, А. Е. Севрюков, В. В. Чуйкова, С. С. Хотынюк, А. Л. Марухленко, И. А. Клочков
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconЧленам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск