Скачать 281.66 Kb.
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики Саенко Т.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КОНКУРС "МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА" Нальчик 2011 Автор-составитель: Саенко Т.В., заместитель Председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики, кандидат педагогических наук Методические рекомендации по оформлению исследовательской работы на конкурс "Моя законотворческая инициатива": Практическое пособие. – Нальчик, 2011. – 21 с. В пособии раскрывается сущность законотворческого процесса, даются методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ, представляемых молодежью образовательных учреждений и научных организаций на Всероссийский конкурс "Моя законотворческая инициатива". Предназначено для студентов, учащихся школ, молодых ученых, учителей и преподавателей, занимающихся исследованием проблем законодательного регулирования различных сфер жизнедеятельности и общественных отношений. Электронная версия пособия размещена на официальном сайте Парламента КБР www.parlament-kbr.ru в разделе "Информационно-аналитические материалы". © Саенко Т.В., 2011 © Парламент КБР, 2011 СОДЕРЖАНИЕ 2.7. Оформление приложений 13 Информация 22 об участии учащихся и студентов образовательных учреждений 22 Кабардино-Балкарской Республики во Всероссийском конкурсе 22 молодежи образовательных учреждений и научных организаций 22 на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива" 22 ВВЕДЕНИЕ Осуществляемая в последние годы в России комплексная модернизация всех сфер жизнедеятельности требует интенсивного законотворчества. При этом сегодня как никогда становится ясно, насколько важен не только сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, соотношение с другими нормативными актами, но и общественное обсуждение законопроекта, учет мнений и интересов различных социальных групп. Именно такой механизм может обеспечить способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, адаптироваться к практике реального применения. Подтверждением эффективности данного подхода к законотворчеству является получившее широкий резонанс в обществе обсуждение в открытом доступе в сети Интернет двух важных законопроектов − "О полиции" и "Об образовании в Российской Федерации". Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства − Конституции. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия. Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства. Динамизм экономических, политических и социально-культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Как отмечает Н.Н. Стоякина, "многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью: - исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений; - выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций; - использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры; - проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности; - постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения; - определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией; - совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д." [4, с. 3]. Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы. Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса. Итогом законотворчества, его продуктом выступает результат − закон. Но этот итог − лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в правоприменительной практике. Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом [Там же, с. 8]. Между тем как законодатели, так и правоприменители отмечают, что многие недостатки законодательства приходится констатировать из года в год. Прежде всего, это проблемы качества подготовки законопроектов, наличия в них большого количества пробелов, коллизий и внутренних противоречий, несоответствие норм одних законов другим. Именно поэтому "современный этап содержания государственного управления связан с признанием задачи совершенствования законодательства и правоприменения стратегическим приоритетом модернизационного и инновационного развития страны" [1]. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА КОНКУРС "МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА" Шесть лет назад по инициативе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Общероссийской общественной организации "Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция" стартовал Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций "Моя законотворческая инициатива". Основной целью организации данного конкурса является привлечение молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности, выявление новых законотворческих идей и проектов, которые могли быть лечь в основу изменений и дополнений в действующее российское законодательство. Помимо этого, конкурс преследует и такие цели, как: - пропаганда принципов формирования правового государства; - создание условий для подготовки кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области правового регулирования; - привлечение талантливой молодежи к сотрудничеству с комитетами и депутатами Государственной Думы, органами государственной власти и органами местного самоуправления, аппаратами депутатских приемных в субъектах Российской Федерации. К участию допускаются работы, подготовленные гражданами Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Работы могут быть выполнены одним или несколькими авторами. На конкурс принимаются законченные работы по следующим направлениям: - государственное строительство и конституционные права граждан; - экономическая политика; - социальная политика; - образование, наука, здравоохранение и культура; - бюджетное, налоговое и финансовое законодательство; - оборона и безопасность; - молодежная политика. Исследовательская работа, представляемая на конкурс "Моя законотворческая инициатива", носит специфический характер. Она отличается от типовой научно-исследовательской работы тем, что ее основным результатом должны быть конкретные предложения по совершенствованию федерального законодательства, причем сформулированные не абстрактно, а в виде замечаний, поправок, дополнений в те или иные законы либо как полноценный проект федерального закона. Кроме того, работа должна удовлетворять следующим основным требованиям: - широкий охват источников и полное использование собранных материалов; - наличие анализа современной законодательной и нормативной правовой базы по исследуемой проблеме; - научность (обоснованность выводов, логичность и последовательность изложения материала, применение современных методов обработки материала); - наличие конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство РФ; - соблюдение правил оформления работы (языка написания и техники оформления). Язык написания работы должен быть строго научным, предельно точным и однозначным. Нужно избегать лишней терминологии. Приводимые статистические данные и цитаты должны иметь обязательные ссылки на источник. Название работы необходимо сформулировать четко и кратко. Цель работы должна быть конкретной, доступной, нужной и интересной. Выбор методики зависит от цели и предмета исследования. Работа должна быть обязательно структурирована. Основные недостатки работ, представленных на республиканский этап конкурса 1. Реферативный характер работ, отсутствие конкретных предложений по совершенствованию законодательства. 2. Низкий процент самостоятельности выполнения работ (работы представляют собой заимствованные в сети Интернет курсовые и рефераты). 3. Множество ошибок в тексте (грамматических, пунктуационных, смысловых и др.). 4. Несоответствие технического оформления работы установленным требованиям (шрифт меньше кегля 12, текст расположен по левому краю листа, большие пробелы между словами, точки после заголовков и т.д.). 5. Отсутствие в тексте ссылок на источники. 6. Перегруженность текста излишними статистическими данными. 7. Работа не структурируется (т.е. не выделяются разделы), не обозначаются цель, задачи и методы исследования. 8. Тема работы не соответствует содержанию. 9. Список литературы оформляется не в алфавитном порядке и не соответствует в целом установленным требованиям к оформлению библиографических списков. 10. Приводятся устаревшие статистические данные (например, показатели заболеваемости населения России за 2001 год и т.п.). 11. Указываются неправильные наименования законов и нормативных правовых актов. 12. Не выдерживается научный стиль языка написания работы (употребляются просторечные выражения, нарушается логика изложения материала и др.). 13. Отсутствует автоматическая нумерация страниц (проставляется "от руки", шариковой ручкой). II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 2.1. Основные структурные компоненты Исследовательская работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы: - титульный лист; - содержание; - введение; - основная часть: • обзор законодательной и нормативной правовой базы; • методика проведения исследования; • организация исследования; • результаты; - заключение; - список литературы; - приложения. 2.2. Оформление титульного листа и "Содержания" Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию: - название конкурса, на который подается работа; - номинация; - название (тема) работы; - полное наименование образовательного учреждения, в котором выполнена работа; - сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество, класс, для студентов и молодых ученых − факультет, кафедра; - сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы; - год написания работы. Пример оформления титульного листа представлен в приложении 1. Содержание должно быть автоматически привязано ко всему тексту и содержать перечень всех основных структурных элементов работы, т.е. разделов и подразделов, с указанием страниц. Пример оформления "Содержания" представлен в данной брошюре. 2.3. Раздел "Введение" Введение играет огромную роль в тексте, потому что говорит читателям о содержании работы. Его задача − привлечь внимание к проблеме, теме работы. В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются цели и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования. Рекомендуемый объем "Введения" − до 3-х страниц. В общем виде проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Пример формулировки проблемы: "Исследование посвящено проблеме совершенствования законодательства в области охраны здоровья граждан. Ее актуальность определяется сложившейся неблагоприятной динамикой показателей здоровья населения в Российской Федерации". Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Объект исследования − это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Пример: "Объектом исследования является система здравоохранения Российской Федерации". Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Пример: "Предмет исследования − федеральное законодательство, регулирующее деятельность системы здравоохранения в Российской Федерации". Предмет исследования определяет его цели и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать" и т.д. Например: "Выявить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с терроризмом". Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В них обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе работы. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий. Они так же, как и цель, должны начинаться с глаголов, например, таких, как: "изучить", "проанализировать", "провести", "сформулировать" и т.п. Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика − это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. В целях подготовки конкретных предложений по совершенствованию законодательной базы в исследуемой области рекомендуется использовать следующие методы исследования: анализ действующего законодательства по изучаемой проблеме; изучение научной литературы; анализ и сопоставление статистических данных; социологический опрос различных категорий населения (анкетирование, интервьюирование) и др. 2.4. Основная часть работы Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения, приводятся статистические данные, аналитический обзор законодательства в исследуемой области, предлагаются пути решения проблемы путем именно законодательного регулирования. В этом разделе демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. Заглавие основной части должно выражать основное содержание работы. В тексте обязательно должны быть ссылки на используемые источники. Ссылки оформляются по-разному − в зависимости от источника и условий конкурса (издательства). Допустимы несколько подходов к оформлению ссылок. 1. Постраничные ссылки оформляются в нижней части страницы, их нумерация начинается с "1" на каждой странице1 (в параметрах Word: вставка - ссылка - сноска). 2. В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заключают в квадратные скобки. Например: [5]. Рядом с номером источника можно указать номер страницы, если в тексте приводится цитата. Например: [5, с. 34]. 4. Могут быть указаны фамилии авторов и год издания цитируемого источника. Пример: "В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)". При необходимости в тексте приводятся рисунки и таблицы. Если они заимствованы, то также должны быть снабжены ссылками на источник. Важно подробно изложить полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их таблицами, рисунками, графиками, фотографиями и т.п. В тексте должны быть ссылки на соответствующие рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследования представлены в табл. 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что...". Если материал большого объема, то сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел − "Приложения". Основная часть может иметь несколько разделов, которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы. Каждый из них должен иметь наименование. Наименования разделов и подразделов нумеруются в сквозном порядке, выделяются жирным шрифтом и располагаются на листе по центру. Пример: I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА В РОССИИ 1.1. Положение детей в Российской Федерации 1.2. Анализ российского законодательства, обеспечивающего защиту прав и интересов детей 1.3. Результаты социологического опроса подростков В конце основной части работы необходимо сделать краткий вывод о степени законодательного регулирования проблемы и перспективах ее дальнейшей разработки. 2.5. Заключение В заключении обычно: - подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли задачи; - формулируются выводы, суммируется сказанное; - указываются практические пути реализации полученных выводов, которые должны быть сформулированы в виде конкретных предложений по совершенствованию того или иного закона. В приложении может быть представлен проект нового федерального закона с предлагаемыми поправками (изменениями, дополнениями) в действующий закон. Содержание выводов должно четко отражать позицию автора. 2.6. Оформление списка литературы В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные литературные источники, в том числе электронные ресурсы. Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных источников. 1. Однотомные издания №. Фамилия, инициалы. Название. − Место издания: Издательство, год. Места издания обозначаются следующим образом: Москва − М., Ленинград − Л., Санкт-Петербург − СПб., остальные города − полным названием. Пример: 1. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. − М.: Просвещение, 1991. 2. Многотомные издания №. Фамилия, инициалы. Название: в... т. − Место издания: Издательство, год. − Том. Пример: 1. Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3 т. − М.: Мир, 1992. − Т. 2: Птицы. Если у каждого тома есть название, оно записывается после номера этого тома. В данном случае − это "Птицы". 3. Статьи из сборников №. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название сборника. − Место издания: Издательство, год. − Страницы (от ... − до ...). Пример: №. Симберлофф Д. Биогеографические модели. Распространение видов и организация сообществ // Биосфера: эволюция, пространство, время: Биогеографические очерки. − М.: Издательство МГУ, 1988. − С. 3-48. 4. Статьи из журналов №. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название журнала. − Год. − Том (выпуск, номер). − Страницы (от... − до...). Пример: 8. Семаго Л. Каменная куница // Наука и жизнь. − 1993. − № 3. − С. 130-132. 5. Электронные ресурсы. В современных условиях в ходе исследования часто происходит обращение к электронным ресурсам. Это могут быть электронные учебники и сборники материалов на CD- и DVD-носителях, материалы, опубликованные в сети Интернет. Электронные учебники и сборники материалов на CD- и DVD-носителях: 1. Ключевский В.О. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] / В.О. Ключевский. – Электрон. дан. – М.: МЦФ: ИДДК, cop. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Классика. История России). 2. 10 лет избирательной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: графика, видеоматериалы, хроника / продюсер О.А. Финошин ; идея, сценарий Д.Б. Орешкин. – М. : Группа "Меркатор", 2003. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). Материалы, опубликованные в сети Интернет: 1. Музеи России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: Рос. сеть культур. наследия, cop. 1996-2005. – Режим доступа: http://www.museum.ru/ 2. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – Электрон. дан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 87 с. – Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/smi_internet.pdf |
Конкурс молодёжи образовательных учреждений и научных организаций... Место выполнения работы: фгбоу спо «Армавирский юридический техникум», Краснодарский край, г. Армавир | Конкурс молодёжи образовательных учреждений и научных организаций... ... | ||
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) / Составители: профессорско-преподавательский... | ||
Доклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской... Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению | Методические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления» Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное... | ||
Методические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской... Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук | Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,... Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)... | ||
Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ... Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» инаправления бакалавриата 080100... | Второй Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | Конкурс «Моя педагогическая инициатива» Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел | ||
Методические указания по выполнению и оформлению учебно-исследовательской... Рассматриваются вопросы, связанные с порядком выполнения и оформлением учебно-исследовательской работы студентов. Даны общие требования... | Конкурс «Моя педа гогическая инициатива» 2 этап Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Конкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской... Шифр «нано». Конкурс №1; способ размещения заказа открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской... |