Скачать 259.29 Kb.
|
Интернет и образование
Введение Количество школ, которым становится доступно использование телекоммуникационных технологий, постоянно растёт. Но, решив технические проблемы, учителя сталкиваются с проблемами педагогического характера. Как можно эффективно использовать Интернет в образовательной деятельности при условии, что время его использования ограничено. С чего можно было бы начать такую работу? Выбор направления, в котором Вы будете делать «первые шаги», зависит от основных целей, которые Вы перед собой ставите, и «стартовых возможностей». Цели могут быть, например, такими:
«Стартовые возможности» определяют следующие факторы:
На основании анализа накопленного к настоящему времени российского и международного опыта использования ресурсов Интернета в различного типа образовательных учреждениях, можно дать совет, как включиться в дистанционное обучение, найти партнёров по переписке на русском и иностранном языке, стать участником телекоммуника-ционных конкурсов, викторин и проектов, выйти в Интернет со своей инициативой и т.д. Олимпиады и конкурсы Можно как угодно относиться к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности. А возможность проводить конкурсы через Интернет настолько расширила географию участников, что уже очные конкурсы постепенно превращаются в анахронизм. Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальным или групповым. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома — это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, нередко с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует лучшему усвоению учебного материала. Конкурс веб-страниц Этот жанр сетевой работы приобрел в последнее время большую популярность. Фактически такое мероприятие позволяет перенаправить энергию детей на написание емкого и интересного собственного реферата на выбранную тему вместо простого «выдергива-ния» из Интернета чужих материалов. Что же заставляет школьника взяться за самостоятельную работу? Причина, видимо, не только в том, что ребенку хочется победить и получить приз, но еще и в том, что ре-зультат твоего труда может быть представлен в Интернете на всеобщее обозрение. Ежегодно проводится множество конкурсов сайтов на разных уровнях – от школьного до международного. В качестве примера приведём самые известные и престижные международные ежегодные конкурсы: Викторины и олимпиады В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в непосредственно Интернете (он-лайн), достаточно наличия электронной почты. Иногда формы работы могут комбинироваться, например, чаще всего зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте. Прекрасным примером такого рода образовательных ресурсов могут служить ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины Воронежского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ac.ru/de/index.htm, которые успешно проводятся уже 14-ый год. Технология телекоммуникационных викторин (турниров) разработана на кафедре новых информационных технологий и средств обучения Воронежского педуниверситета Могилевым А.В. и представляет собой соревновательную групповую во-просно-ответную игру. Эти викторины проводятся по очень широкому спектру предметов: биология, ОБЖ, физика, информатика, экономика, русский язык и литература, история, математика, химия, география, психология, обществознание, МХК, английский язык. Для участия в перечисленных викторинах достаточно электронной почты. За 13 лет их существования накоплен огромный архив материалов, который хранится на сайте http://www.vspu.ac.ru/deold/. В этом сезоне олимпиады приобретут обучающий характер за счет включения нового этапа - дистанционного обучения участников. Целью проведения олимпиад является улучшение освоения изучаемых предметов за счет стимулирование интереса к ним с помощью Интернет-технологий и использования сравнительного аспекта обучения, в соответствии с которым каждая команда участников не просто отвечает на кем-то составленные вопросы, но и сама составляет задания, посылает их, оценивает задания других команд. В результате дети учатся работать в команде, общаться с другими участниками, обсуждать свои и чужие результаты, что не менее важно, чем конкретные знания. Несомненно, и учителям, включившимся в работу вместе со своими учениками, предстоит немало потрудиться, обеспечивая как общую координацию работ, так и помощь в конкретных предметных областях. Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос" http://www.eidos.ru/olymp/index.htm проводятся на российском и международном уровне. Здесь дети соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать новое. Участниками олимпиад могут быть как индивидуальные школьники (например, из дома), так и группы, которыми руководит локальный координатор — учитель или родитель. Координатор получает от Оргкомитета рекомендации по проведению олимпиад и обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте её проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Для участия в олимпиаде достаточно одного компьютера с модемом и адресом электронной почты. Проводятся олимпиады как по отдельным предметам (ма-тематика, информатика, русский язык, английский язык, физика, естествознание, химия, география, экономика, физкультура, информатика), так и межпредметные. Сетевые проекты Перечислим несколько наиболее известных организаций, занимающихся проведением сетевых проектов для школьников. Уже упоминавшийся Центр дистанционного образования Эйдос http://www.eidos.ru/ помимо олимпиад и конкурсов, проводит разные дистанционные проекты. Например, участники проекта "Мой виртуальный дом" совместными усилиями "строили" виртуальный город, в котором им хотелось бы жить. Участие в проектах платное (центр хозрасчетный) — однако, для участника цена невысока, а центру это позволяет жить и развиваться. Давно занимается проектной сетевой работой Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди проектов Центра http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html — олимпиады и викторины по школьным пред-метам, творческие, экологические и игровые проекты. Сетевому образовательному сообществу хорошо известен Международный Детский Компьютерный Центр в Переславле-Залесском (страница проектов http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects). Этот центр стал родоначальником дистанционных обучающих олимпиад по географии (ДООГ), истории (ДООИ), программированию (ДООП). В организации олимпиады принимают участие учителя и методисты из разных организаций Москвы, Омска, Харькова, Невинномысска и, конечно, Переславля-Залесского — вот уж действительно виртуальный проект! Активно ведет проектную работу со школьниками Новосибирская образовательная сеть НООС (школьные проекты находятся здесь: http://www.websib.ru/noos/projects/index.html). Созданный в рамках этой сети Интеллект-клуб http://www.websib.ru/~ic/index.phtml проводит однодневные сетевые игры для школьников. Зарегистрировавшаяся команда из 6 человек должна в определенный день и час зайти на сайт клуба и в интерактивном режиме ответить на задаваемые интеллектуальные вопросы. Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты. Пример тому — проект "Школьный сектор": http://school-sector.relarn.ru. Впрочем, проектов тут много, это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел возглавляет Петя - борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел "Телематический склерозник"). В разделе "Поподробнее, пожалуйста" можно почитать рассказы учителей об использовании инфор-мационных технологий в классе. Если Вы пошлете собственное письмо, в котором зададите вопрос, поделитесь своим опытом или предложите собственный проект, то Ваше сообщение также будет опубликовано в этом разделе. Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: http://www.iearn.org или iearn.spb.ru — по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Россия входит в их число: в сети есть школы из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других российских городов. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок iEARN newsflash со списком действующих проектов и с координатами ответственных по каждому проекту: этот листок рассылается подписчикам по электронной почте — подробнее о подписке см. ниже главу "Где найти информацию", раздел "Списки рассылки". Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects. Ежегодно в одной из стран, участвующих в работе сети, проводится очная конференция для учителей и школьников, наиболее активных участвующих в проектной работе. Интересно, что выросла сеть iEARN из двустороннего проекта для российских и американских школ. Потом в работу активно включились страны Латинской Америки, а затем — страны Азии и Восточной Европы. Вы не найдете здесь много участников из Германии, Франции и Великобритании — основные европейские страны предпочитают сохранять суверенитет. Так что если хочется почувствовать себя настоящим жителем Европы, можно включиться в Европейскую Школьную сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org. Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме — или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму. В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление - творческое, исследовательское, научное - о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, проводя иссдедование по экологии, ребята могут оформить отчет о работе в виде выразительных плакатов, публикаций и т.д. И все же имеющиеся проекты можно условно обощить в несколько групп в соответствии с акцентами, котрые в них преобладают. Социальные и научные исследования Исследовательские проекты — это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основ-ные этапы:
Разумеется, это самая простая схема. Приведем в качестве исторической ретроспективы некоторые пректы, которые оставили свой "след" в сети, но в данный момент не активны. Русско-американский исторический проект "Проблемы уходящего тысячелетия" http://www.geocities.com/proj_main состоит в обсуждении и анализе исторических и социологических проблем России и США. С помощью многочисленных интервью и опросов школьники выясняют мнения людей по поводу волнующих проблем современности. Затем выполняется сравнительный анализ взглядов и образа жизни различных возрастных групп в России и США с целью выявить причины Международный образовательный проект http://ifrc.irk.ru/russ/index.htm "Global Village: Fort Ross". Форт Росс - географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско - Американской Компании. Проект Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение» Интернет-турнир «Фарадей» http://www.farad.ru представляет собой коллективное состязание школьников в умении решать сложные задачи, представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях: участники Турнира должны приобрести опыт коллективного творчества и ведения научного спора. В результате должен быть построен виртуальный Турнирный город из презентаций (веб-страничек) команд. Проект включает встречи (в том числе и в интерактивном режиме) с учеными, педагогами, общественными и полити-ческими деятелями, актерами и просто с интересными людьми. Экологические проекты Экологических проектов в Интернете становится всё больше и больше. Проект “Eco-connections” http://www.eco-connections.org - "Эко-связи" особенно интересен тем, что серии уроков, которые выполняют ребята, разработаны самими учителями. Следовательно, его можно рассматри-вать не только как исследовательский проект, но и как площадку для отработки новых педагогических технологий, ориентированных на Интернет. В целом эти проекты, как и многие другие подобного рода, имеют много общего. Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть
Для полноценной работы в проекте необходимо наличие хотя бы одного компьютера с выходом в Интернет. В процессе работы участники проекта знакомятся с учебным материалом на Web-сайтах, проводят наблюдения, обмениваются полученными результатами и участвуют в их обсуждении, и в завершение составляют итоговый отчет о проделанной работе. Приведем в качестве примера отчёты двух школ в рамках названных экологических проектов. Одна команда http://www.gym157.spb.ru/rus/index.htm уже имеет большой опыт участия в подобной работе, в которую вовлечены ребята разного возраста и широкого круга интересов, другая же школа только включилась в работу, и её отчёт можно рассматривать как хороший пример того минимума, который соответствует заложенной идее исследования. Уже пять лет живет очень интересной жизнью проект ENO (Environment Online) http://eno.joensuu.fi/index_content.htm, руководитель которого живет в небольшом финском городке с таким же название - ENO. Окржающая среда, которая является предметом узучения участников проекта различного возраста - это, конечно, не только экология. Это и школьная жизнь, и культура народов, и совместные очные акции по благоустройству территории и многое другое, что происходит в интересной форме с эффективным использованием всех технических новинок для представления итога, и великолепно координируется. С одной стороны вся деятельность очень четко планируется, с другой - заложена гибкость взаимодействия с учетом множества конкретных условий участников. Творческие проекты Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием. В качестве примера полностью творческого проекта приведем проект "Мой Пушкин" Центра Эйдос http://www.eidos.ru. Проект состоял в создании детской литературной хре-стоматии, посвященной творчеству Пушкина: участникам проекта предлагалось создать свое литературное произведение о Пушкине в выбранном ими жанре: стихи, поэма, эссе, рассказ, очерк, сказка и другие. В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, - английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View http://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагае-мым темам или предложить свою тему для исследования. Те, кто предпочитают на сочинять, а рисовать, могут поучаствовать в каком-нибудь проекте обмена рисунками. В разделе "Как найти партнеров для вашего класса" приведены некоторые из таких проектов. Приведем еще один проект: Global Art в списке проектов iEARN http://www.iearn.org/projects/project_list.html. Каждый год участники проекта сами выбирают координатора и тему работы, — например, в 2002-2003 учебном году была выбрана тема A sense of caring ("Забота о ближних"). Школьники создают рисунки, к которым прилагается сопроводительный текст на родном языке, по возможности с переводом на английский. Конечно, работа сопровождается коллективным обсуждением и заканчивается совместным созданием веб-сайта. Общение через Интернет Сетевой этикет Достоинство Интернета — в том, что он расширяет среду общения до размеров Земно-го Шара. Написал несколько слов, нажал на кнопку, - и письмо ушло, хоть соседу по парте, хоть президенту США. В этой простоте кроются опасности: возникает иллюзия доступности и вседозволенности, которая еще усугубляется тем, что при электронном общении мы не видим лица собеседника и не всегда можем правильно понять его реакцию. Все это порождает массу проблем, о которых учитель, работающий с детьми, должен помнить постоянно - и, конечно, напоминать ученикам. Проиллюстрируем это на примере из собственного опыта. Пример нарушения сетевого этикета. За время существования Интернета сформировался целый кодекс поведения в Сети, для его обозначения иногда используют специальный термин: "нетикет" - соединение слов "net" (сеть) и этикет. Соблюдение этих правил особенно важно в форумах, списках рассылки и групповых чатах, то есть при электронном общении группы людей. Постараемся сформулировать основные принципы, которых нужно придерживаться.
Сетевой этикет - понятие, возникшее с появлением электронной почты (Email – electronic mail) и электронных досок объявлений (ВВS - Bulletin Board System). Интернет развивается, расширяются его сервисы. На смену первым BBS пришли форумы и телеконференции, позволяющие общаться, не только обмениваясь почтовыми сообщениями, рассылаемыми подписчикам, но и просто, оставляя сообщения на специальных сайтах в Интернете, которые можно просматривать стандартными браузерами. В дополнение к электронной почте появились и стали популярными и другие средства общения: чаты, обеспечивающие возможность беседовать в реальном времени или, как говорят, в режиме он-лайн (on-line), людям, удаленным друг от друга на тысячи километров; Интернет-пейджеры (ICQ, NetMeeting и др.), которые позволяют общаться избирательно, видеть друг друга и даже вместе рисовать. Интернет стал доступен, и все больше людей знакомятся с ним. Для того, чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом . Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни. [ Правила этикета для электронной почты Email
И наконец... Помните, что Email - средство связи с живыми людьми. Перед тем, как послать письмо, прочтите его внимательно еще раз и поставьте себя на место получателя. Правила этикета для общения в чате, форуме, телеконференции
Как найти партнеров для вашего класса Поиск в гостевых книгах С помощью Интернета найти партнера по переписке стало легко: достаточно заглянуть в какую-нибудь Гостевую книгу, их в Сети множество, — например, в "Школьном секторе" http://school-sector.relarn.ru гостевые книги есть и в учительском, и в ученическом секторе. В каталоге Kinder.ru: http://www.kinder.ru/book.asp находится детская "Книга друзей": это не просто список желающих переписываться, а специальное средство поиска друзей по различным критериям. Многие межшкольные сетевые проекты состоят просто в обмене электронными письмами между школьниками двух или нескольких классов: это хорошо подходит для работы с малышами, либо для начала - познакомиться, "притереться" друг к другу, потом можно приступать к более содержательной работе. Конечно, гораздо педагогичнее (а часто и интереснее) общаться группой, и не просто "за жизнь", а обсуждать интересную тему. При всей простоте такое общение, если оно не пущено на самотек, а разумно регулируется взрослыми, может оказаться и интересным, и познавательным. Как правило, подобные проекты реализуются на международном уровне, ведь детям интересно общаться со школьниками из других стран — но это значит, что переписываться, скорее всего, придется по-английски, именно английский сейчас является международным языком общения. Поиск партнеров внутри ВикиПедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проект:Школы_и_университеты Зарубежные партнеры |
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание... | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... | Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся... Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины... | ||
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... | Методические рекомендации по организации самостоятельной Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... |