Скачать 0.87 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ, МОНИТОРИНГА И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ» Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Выпуск 3 (Для руководителей ОУ, педагогов, выпускников и их родителей) Дзержинск, 2009 г. Методические рекомендации учителю русского языка, готовящему обучающихся 9 класса к итоговой письменной работе в новом формате. I. Методика проведения урока-изложения. Ход урока. (2 часа) 1 урок
2 урок
II Требования к сжатому изложению.
III. Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста. Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. 1. К приемам сжатия текста путем его языковой переработки – упрощению – относятся: 1) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 3) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 4) перевод прямой речи в косвенную. Примеры
2. Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)
Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:
3. Этап редактирования текста Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:
Основные недостатки ученических работ:
Средства связи предложений и частей текста
Изложение с элементами сочинения - аттестационная форма контроля по русскому языку в 9 классе. Письменный экзамен, но русскому языку в 9 классе общеобразовательных учреждений проводится в форме изложения с элементами сочинения. Методика проведения экзамена и подготовки к нему изложена в Методическом письме № 478 от 22.05.96 г., рекомендованном Управлением развития общего среднего образования МО РФ. (Опубликовано, в том числе в сборнике ПММ Русский язык. 5-9 кл. М. «Дрофа». 1999, 2000 г.) Эта форма достаточно отработана учителями, но при перепроверке работ обнаруживаются некоторые проблемы, на них необходимо обратить внимание.
- Если изложение написано на «5», а сочинение состоит из 2-3* предложении, правильно построенных и передающих мысль, отметка «5» (1ая) не может быть поставлена. Практическая работа по русскому языку на устном экзамене I Второй вопрос на экзамене по билетам -практический, предполагает анализ текста по следующим параметрам:
II 1 Устный экзамен по русскому языку в форме комплексного анализа текста требует сопровождать текст тремя группами заданий: а) задания, связанные речеведческим анализом; б) задания, предусматривающие виды языкового анализа (фонетического, лексического, словообразовательного и т.д.) в) задания на проверку правописной грамотности. Программа комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания). 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности. 2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово? 10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные. 11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжп., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так: 1. Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
Анализируя текст, надо стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке-зачете или устном экзамене по русскому языку вы выберете из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы получить положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или вы сами можете выбрать его из текста и произвести разные виды разбора. 3 Критерии подбора текста («Вестник образования» №4 - 2006г) (количество в образце)
Памятка для учителя русского языка, члена ТППЭК в 9 классе, по проверке экзаменационной работы по русскому языку по новой форме в 2007-2008 учебном году. Приемы сжатия текста: 1.Содержательные:
2.Языковые приемы:
Типичные ошибки в абзацном членении:
Шкала пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по 5-балльной шкале (русский язык как родной)
Оформление работ 1.Изложение ИК1 - 2.Сочинение С1К1 - или С2К1 – ИК2 – С1К2 - С2К2 - ИК3 – С1К3 - С2К3 - Итог С1К4 - С2К4 – Итог Итог 3.Тестовая часть. Рядом с правильным ответом ставим 1 балл, рядом с неправильным ответом ставим 0 баллов. 4. Грамотность (после сочинения) ГК1 - ГК2 – ГК3 – ГК4 – ___ФК1– Итог 5. Итог (после баллов за грамотность): сумма баллов (изложение + сочинение + тест + грамотность) = _________ 6. Отметка Приложение Ошибки в содержании и речевые ошибки В «Нормах…» разграничиваются понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка- это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». Недочёт- это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические(I), пунктуационные(V) и грамматические(Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые(Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами. 1. Ошибки в содержании подразделяются на фактические (Ф) и логические (Л). Ф- допущено искажение факта, нужно проверить его достоверность. («Среди Кабановых, Диких и других жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером , смелостью и прямотой». «Представителями дворянства, которое неизбежно гибнет, в пьесе являются Раневская, Гаев и его cлуга Фирс». «Таким образом, Сатин является народным просветителем, которые стали появляться к концу xix века»). Логические ошибки следует классифицировать. Л-1 Эти понятия несовместимы. Одно из них нужно заменить или устранить. («Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий». «Особенно ярко Тургенев изображает природу в произведениях «Записки охотника», «Бежин луг».) Л-2 Высказанные суждения противоречивы, эту противоречивость нужно найти и устранить. («На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная». «В повести «Ионыч» развёртывается борьба человека и окружающей среды, любви, пошлости».) Л-3 Это высказывание абсурдно .Мысль следует выразить ясно и чётко. («Плюшкин от жадности сплющился, стал сгорбленным». «Мне нравится Наташа тем, что в наше время она была бы хорошим другом и настоящим декабристом».) Л-4 Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Необходимо связать эти мысли. («Базаров был нигилистом. Евгений ни минуты не мог сидеть без дела и презирал тех, кто жил за чужой счёт». «О Гаеве говорят, что он всё своё состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишнёвым садом связаны разные переживания».) 2. К речевым ошибкам относятся следующие. 1 Употребление слова в несвойственном ему значении («Прошло много лет с тех пор, как была написана пьеса «Горе от ума», но она и сейчас не потеряла авторитет среди читателей». «Образ вишнёвого сада играет многостороннюю роль».) 2 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешение лексики разных историчес. эпох. (« Описанные события проходят через сердце поэта и стают частью его биографии». «Люди Дубровского отдавали награбленное селянам». «Человек, читавший Пушкина, Лермонтова, пересчитывает перед сном «зелёные», полученные от заботливых клиентов».) 3 Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. («Драма Островского является величайшим произведением, которое раскрывало порядки «тёмного царства» и обвиняло их». «Тихон любил Катерину, но полностью подчиняется матери». « Татьяна Ларина стала княгиней, имеет уважение в свете».) 4 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи. («Автор осуждает индивидуализм и эгоизм Печорина, он не обращает внимания на окружающих его людей». «Старцева интересовала лишь материальная сторона своей жизни».) 3.К речевым недочётам относятся следующие. 1 Нарушение лексической сочетаемости. («Религиозность Катерины мешает ей полностью осознать чувство, которое её постигло». «Сокол и Буревестник стремятся в небеса, где всего ярче проявляется их необъятный характер».) 2 Употребление лишнего слова. («С этим мнением Базарова нельзя согласиться, ведь творения рук Рафаэля обогащают нашу жизнь духовно». «Нет, не гроза, а пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужило причиной признания Катерины».) 3 Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста. («Печорин- главный герой «Героя нашего времени». «Помещикам свойственна жадность, стремление нажиться за счёт других. Особенно ярко эти черты проявляются у таких помещиков, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин».) 4 Употребление рядом или близко однокоренных слов. («Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете». «Тургенев подметил этот новый тип передового деятеля и изобразил его в образе Базарова».) 5 Употребление слова или выражения иной стилевой окраски. «(Героем повести Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачёв, главарь восставшего народа». «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником».) 6 Неудачный порядок слов. («Горький прежде всего верил в человека, в его силу протеста». «Печорин, в своем роде,- единственный человек, второго такого нет».) 7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций. («Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Её воспитывал француз-гувернёр».) 4. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификацию грамматических ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена. 1Ошибки в структуре слова: а) в словообразовании («раздумчивый», «благородность», «заместо»); б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов («повидлой», «красившее», «более культурнее», «ихи», «у его», «победю», «ложат»). 2 Ошибки в структуре словосочетания- в согласовании, в управлении («жажда к славе», «намекает об этом», «благодаря совета», «в небольшом чаще леса», «оскорбления, нанесённое генералу»). 3 Ошибки в структуре предложения: а)нарушение границ предложения («Роман появился в печати в 1862году. В журнале «Февральский вестник», «Я считаю Катерину сильной натурой. Которая не может долго терпеть душную атмосферу кабановского дома.»); б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым («Много молодёжи того времени пошли по стопам Базарова.», «Как мы знаем, роман-эпопея была написана Толстым не сразу.»); в)ошибки в построении предложения с однородными членами («Стихи Есенина о родной природе искренни, проникновенны, очень музыкальные», «Андрею Соколову ещё многое придётся вынести: побег из плена, узнать о гибели семьи и смерти сына.»); г)ошибки в предложении с причастным оборотом («Данко воспел Горький, отдавшего жизнь людям», «Одна идея объединяет происходящие действия в разное время»); д)ошибки в предложении с деепричастным оборотом («Подражая блестящей красавице Элен, в Наташе борется добро со злом», «Болконского, столкнувшись лицом к лицу со смертью, перестаёт прельщать слава»); е)ошибки в построении сложного предложения («Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой», «Дуэль надо было закончить до темноты, которой мы не на шутку увлеклись»); ж)смешение прямой и косвенной речи («Базаров говорит Аркадию, что «твой отец - человек отставной…», «Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать»). Классификация грубых и негрубых ошибок О р ф о г р а ф и ч е с к и е ошибки исправляются, но не учитываются: 1 Описки. 2 На не изучаемые в школе правила. Относятся к н е г р у б ы м: 1 Исключения из правил. 2 Ошибки на правила, требующие знания этимологии слова. 3 Большая буква в составных наименованиях, собственных именах нерусского происхождения. 4 Ы – И после приставок. 5 Трудные случаи различения частиц НЕ и НИ ( Как не любить мне эту землю! Как ни старался, ничего не вышло. ) 6 Слитно – раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами. 7 Слитно – раздельное написание предлогов, не регулируемое правилами. 8 НЕ с прилагательными, причастиями, выступающими в роли сказуемого. П у н к т у а ц и о н н ы е ошибки исправляются, но не учитываются. 1 Запятая вместо точки с запятой между однородными членами предложения и между однородными придаточными. 2 Пропуск запятой для выделения обособленного обстоятельства, выраженного существительным с производным предлогом и несогласованного определения ( Благодаря массе новых впечатлений, он………… Бабы, с длинными граблями, брели………) 3 Если в целях предупреждения смешения грамматических фактов или более сильного их выделения употребляется один знак вместо другого в той же функции (тире вместо запятой для отделения приложения в конце предложения или вводного слова при обобщающих словах). Относятся к н е г р у б ы м: 1 Неправильный выбор знака препинания (тире вместо двоеточия в БСС). 2 Отсутствие восклицательного знака в конце предложения (сравни: ? – грубая). 3 Пропуск одного из сочетающихся знаков препинания. 4 Лишняя запятая между однородными придаточными или точка с запятой между частями СПП, имеющими общий второстепенный член, общее вводное слово). 5 Постановка лишнего знака препинания для выделения придаточного при встрече сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении). П О В Т О Р Я Ю Щ И Е С Я ошибки – это ошибки в одном и том же слове или в однокоренных словах. О Д Н О Т И П Н Ы Е ошибки (на одно правило). Первые три ошибки считаются за одну, далее считается каждая. Не являются однотипными: проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; приставки ПРЕ и ПРИ; большая буква в собственных наименованиях), пунктуационные ошибки. Экзаменационное сочинение. I Объем; 1) Пр. 1988 г. - стр. 88 - 5-7 стр. (без цитирования).
II Оформление названия - в соответствии с записью в комплекте.
III Эпиграф - может быть, может не быть. Без кавычек Автор, название, герой. IV Цитирование
V 1) Объем вступления + заключения - 1/6 - 1/5 сочинения. 2) Темы обобщающего характера - во вступлении - обращение к истории исследования темы русскими писателями - произведения называются в хронологическом порядке. VI Стиль (индивидуальный стиль).
VII 1 Рецензия на 5/5, 2.
Памятка. Сжатое изложение. Литература
I. Сжатое изложение (по отношению к объему исходного текста) - 285 сл. → 90 слов
а) основное (относительно частей исходного текста) – количество абзацев должно соответствовать количеству микротем исходного текста; б) существенное (внутри каждой основной части). Умение произвести
В сжатом изложении нет задачи сохранения стилевых особенностей исходного текста. (Оно может быть написано в стиле деловой информации - аннотации). Лексика. Экзаменуемый может использовать лексику, отличающуюся от представленной в исходном тексте.
( по М. Чистякову – методист 19 в.)
(сначала выделить главное, существенное с точки зрения основной мысли текста, и детали, подробности; затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст). Обобщение – вычленяем единичные факты, подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Памятка для учащихся 9 классов «Как писать сжатое изложение» При первичном чтении
- Определите тему текста (о чем текст?). - Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). - Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). - Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их путем составления тезисного плана. - Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. При повторном чтении
Письменный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе I. Письменный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе школ с русским родным языком обучения традиционно проводится в форме сочинения, с 2001 - 2002 уч. г, по открытому перечню тем, сгруппированных затем в комплекты (70 - 60 комплектов) по пять тем из трех разделов перечня: темы по литературе 1ой половины XIX века, темы по литературе 2ой половины XIX века, темы по литературе XX века. Это требует от учителя, работающего в 11 классе, когда изучается литература 20 века, не менее 10 последних уроков посвятить повторению сквозных тем творчества писателей XIX века. Успех ученика на экзамене будет зависеть и от того, отработаны ли следующие жанры школьного сочинения (9 - 11 кл.) (планирование).
Несколько слов о проблемах, связанных с проверкой сочинений «медальных» и с перепроверкой сочинений учащихся-выпускников 11 классов. - Недостаточная самостоятельность работ учащихся: в работах появляются «куски» одних и тех же источников; цитируются критические статьи, а школьные комиссии обязаны не допускать списывания;
цитаты должны «вкрапляться в текст сочинения, быть небольшими и оформляться в соответствии с правилами грамматики.
II. Приказом МО России от 21 ю.01.2003 №135 установлена вторая, альтернативная форма экзамена - изложение с творческим заданием. Методика проведения экзамена в этой форме описана в письме МО Российской Федерации № 13-51-51/13 от 20.03.2003 года. У Вас в руках есть документ, который в сжатом виде содержит информацию письма. Письменный экзамен по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием. (11 кл.).
Методические рекомендации для заместителей директоров по УВР Примерный график зачетных и контрольных работ с учётом требований ЕГЭ в 2008-2009 учебном году :
|
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | ||
Регламен т по организации и проведению государственной (итоговой)... Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников... | Методические материалы по подготовке к егэ-2013 В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
В 2011 году внесены некоторые изменения в законодательные акты по... Сегодня мы готовы обсудить вопросы предстоящего мониторинга выпускников 9-х классов, тренировочного тестирования, организационные... | Департамент образования прика з «20» июля 2004 г. №533 Об итогах тематического инспектирования «Организационно-управленческая деятельность органов управления образованием администраций Гусь-Хрустального, Собинского, Юрьев-Польского... | ||
Инструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные... В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
Приказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)... «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов... При организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений необходимо руководствоваться в первую очередь... | ||
План мероприятий по подготовке к проведению егэ в Санкт-Петербурге... В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | Принято: Утверждаю Защита реферата одна из форм государственной итоговой аттестации за курс основного общего и среднего (полного) общего образования,... | ||
Методические рекомендации по подготовке и прохождению Государственной... Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030503 «Правоведение» по подготовке и проведению Государственной... | Пояснительная записка в соответствии с Положением о государственной... При выборе темы экзаменационного реферата по предмету «Литература» в 2010 – 2011 учебном году предлагаем использовать материалы перечня... | ||
Положение о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников... Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным... | Инструкция №3 для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений,... Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03.... |