Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии





Скачать 136.01 Kb.
НазваниеРекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии
Дата публикации27.02.2015
Размер136.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

При организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений необходимо руководствоваться в первую очередь действующими нормативными документами федерального и регионального уровня, регламентирующими итоговую аттестацию выпускников.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации учителю географии необходимо прежде всего ознакомиться с материалами «Вестника образования России» (Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки). В данном сборнике регулярно печатаются материалы, освещающие вопросы организации и содержания итоговой аттестации выпускников по географии.

Предмет «география» в качестве итогового экзамена выбирается непосредственно самим учащимся. Форма сдачи экзамена определяется в соответствии с рекомендациями федерального и регионального уровня, и утверждается локальным актом образовательного учреждения.

Прежде всего, «Вестником образования науки» предлагается комплект вопросов для устной сдачи экзамена по билетам. Вопросы предлагаемых экзаменационных билетов учитывают основные знания, полученные учащимися в 6-9 классах общеобразовательной школы (базовые программы по предмету, действующий Образовательный стандарт).

Основное внимание уделено учебному содержанию курса «География России» (8-9 класс), основным его разделам: природа, население, хозяйство, регионы России.

Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание, которые в совокупности охватывают основные разделы содержания курса.
Вариант №1
Билет № 1
1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата в районах городов Сочи и Владивостока.
Билет № 2
1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры).

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятия черной металлургии (по выбору учителя).
Билет № 3
1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

2. Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространенные в стране.

3. Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя).
Билет № 4
1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.
Билет № 5
1. Часовые пояса на территории России. Местное и поясное время.

2. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития. Топливная промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя).
Билет № 6
1. Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия. Важнейшие равнины и горы России.

2. Взаимосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения (на примере одного из регионов России по выбору учащегося).

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятия цветной металлургии (по выбору учителя).
Билет № 7
1. Сравнительная характеристика рельефа Центральной России и Западной Сибири, причины сходства и различия.

2. Электроэнергетика: состав, типы электростанций, факторы и районы их размещения. Электроэнергетика и проблемы охраны окружающей среды.
3. Определение по статистическим материалам и сравнение средней плотности населения отдельных регионов России (по выбору учителя).
Билет № 8
1. Сравнительная характеристика рельефа Урала и Дальнего Востока.

2. Географическое разделение труда как следствие различных природных, исторических и экономических предпосылок развития производства на территории России.

3. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны (по выбору учителя) и их объяснение.
Билет № 9
1. Минеральные ресурсы России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования.

2. Размещение населения по территории страны. Главная полоса расселения, факторы, влияющие на размещение населения.
3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение машиностроительного предприятия (по выбору учителя).
Билет № 10
1.Разнообразие климатических условий на территории России. Климатообразующие факторы.

2. Состав хозяйства. Проблемы экономического развития России и показатели, характеризующие уровень экономического развития.

3. Определение по статистическим материалам и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных частях страны (по выбору учителя).
Билет № 11
1. Сравнительная характеристика климата Центральной России и Восточной Сибири, причины различий.

2. Легкая и пищевая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.

3. Сравнение по статистическим материалам обеспеченности трудовыми ресурсами двух территорий (по выбору учителя).
Билет № 12
1. Сравнительная характеристика климата Северного Кавказа и Приморья, причины различий.

2. Значение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.

3. Определение по карте географических координат географических объектов (по выбору учителя).
Билет № 13
1. Агроклиматические ресурсы России. Причины различий.

2. Сравнительная экономико-географическая характеристика европейской и азиатской частей России.

3. Показ на карте крайних точек России: определение наибольшей протяженности территорий с запада на восток и с севера на юг.
Билет № 14
1. Внутренние воды России. Крупнейшие реки и озера. Распределение по бассейнам. Различия в режимах рек.

2. Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя).

3. Решение задач на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя).

Билет № 15
1. Водные и гидроэнергетические ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.

2. Химическая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Составление по картам и статистическим материалам сравнительной характеристики двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя).
Билет № 16
1. Зональные природные комплексы России. Характеристика одной природной зоны (по выбору учителя).

2. Металлургический комплекс: состав, основные металлургические базы и факторы размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

3. Оценка по картам и статистическим материалам природных условий и ресурсов одного из географических районов России (по выбору учителя).
Билет № 17
1. Лесные ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.

2. Соотношение городского и сельского населения на территории России. Крупнейшие города и городские агломерации.

3. Определение по статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России.
Билет № 18
1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).

2. Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.

3. Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности.
Билет № 19
1. Характеристика основных типов почв России.

2. Различия естественного прироста населения в разных частях страны (показать на конкретных примерах и объяснить причины).

3. Определение по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.
Билет № 20
1. Почвенно-земельные ресурсы России, их экономическая оценка и проблемы рационального использования. Мелиорация земель.

2. Комплексная географическая характеристика своей местности.

3. Определение по карте бассейнов и водоразделов рек (по выбору учителя).
Билет № 21
1. Численность населения России и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Продолжительность жизни в России и проблема роста населения.

2. Энергетические ресурсы России: обеспеченность, размещение, проблемы рационального использования.

3. Определение типа климата по климатической диаграмме.
Билет № 22
1. Миграции населения, их причины и влияние на изменение народонаселения. Примеры внутренних и внешних миграций.

2. Сельское хозяйство: состав, зональная специализация, главные сельскохозяйственные районы. Сельское хозяйство и окружающая среда.

3. Сравнение при помощи карт режима двух рек (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
Билет № 23
1. Трудовые ресурсы, характеризующие их показатели. Проблема занятости населения и пути ее решения.

2. Международные экономические связи России, место в международном географическом разделении труда.

3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
Билет № 24
1. Географические различия в занятиях и уровне занятости населения. Трудовые ресурсы своей местности.

2. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.

3. Сравнение по картам специализации двух промышленных узлов, объяснение сходства и различий (по выбору учителя).
Билет № 25
1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства России и ее изменения в последние десятилетия.

2. Экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения.

3. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя).

Составители билетов: Лисенкова Г.Я., Ким. Э.В. (Москва)
Учитель имеет возможность, опираясь на примерные билеты, разработать свой вариант экзаменационных билетов, учитывающий специфику конкретной программы по предмету, а также уровень подготовки учащихся. В этом случае, подготовленный учителем комплект экзаменационных материалов должен быть утвержден соответствующим локальным актом образовательного учреждения и должен пройти согласование с внешним профильным специалистом (методистом по географии НМЦ, СПбАППО) .

Предлагаемый далее второй вариант билетов включает два теоретических задания, углубленно раскрывающих основные вопросы курса «География России». Эти экзаменационные вопросы могут быть использованы одновременно в качестве итоговой аттестации выпускников 9-х классов, и в качестве вступительного (переводного) экзамена при комплектовании 10-х классов социально-экономического профиля.
Билет № 1
1. Территория России. Особенности физико- и экономико-географического положения страны. Административно-территориальное деление Российской Федерации.

2. Европейский Север. Состав. Специфика ЭГП. Роль природно-ресурс-ного потенциала в развитии отраслей специализации. Транспорт. Крупные города.
Билет № 2
1. Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов, их хозяйственная оценка. Главные регионы размещения водных, земельных, агроклиматических, лесных и минеральных ресурсов.

2. Северо-Запад. Особенности ЭГП. Роль С.-Петербурга в жизни страны и региона. Машиностроение как главная отрасль специализации. Возможности для развития рекреационного хозяйства региона.
Билет № 3
1. Численность населения России. Естественный прирост и миграции. Главные направления современных миграций в стране.

2. Москва - крупнейший коммуникационный центр страны. Особенности транспортной сети Московского региона, грузо- и пассажиропотоков. Аэропорты и вокзалы. Современные системы связи.
Билет № 4
1. Главная полоса расселения России. Виды городских и сельских поселений. Типы сельских поселений в различных природных зонах.

2. Центральная Россия. Общая характеристика хозяйства, факторы, определившие развитие региона. Центральная Россия в географическом разделении труда.
Билет № 5
1. Городское население России. Различие городов по численности населения. Города-миллионеры и городские агломерации. Особенности их размещения. Функции городов.

2. Центральная Россия. Агропромышленный комплекс региона. Черноземье и Нечерноземье: сравнение почвенных, агроклиматических ресурсов и специализации .
Билет № б
1. Состав хозяйства России. Взаимосвязь и взаимозависимость отраслей материальной и нематериальной сфер. Изменения в структуре хозяйства.

2. Центральная Россия. Состав. Особенности населения (плотность, миграционная подвижность, трудовые ресурсы). Крупнейшие города.
Билет № 7
1. Географическое разделение труда. Факторы, определяющие хозяйственную специализацию территории. Хозяйственные взаимосвязи на примере отдельных регионов страны.

2. Северный Кавказ. Состав. Особенности ЭГП. Население, этническое разнообразие, межнациональные проблемы. Факторы, определяющие отрасли специализации.
Билет № 8
1. Промышленность - ведущая отрасль хозяйства России. Отраслевой состав. Факторы, влияющие на размещение производства. Главные районы концентрации промышленности. Влияние отрасли на состояние окружающей среды.

2. Поволжье. Особенности ЭГП. Роль Волги в размещении населения и хозяйства. Разнообразие национального состава населения. Крупнейшие города и агломерации.
Билет № 9
1. Энергетика страны. Состав топливно-энергетического комплекса промышленности, главные районы добычи топливных ресурсов.

2. Северный Кавказ. Агропромышленный комплекс. Влияние различий природных условий на развитие сельского хозяйства. Его специализация. Пищевая промышленность. Рекреационное хозяйство региона.
Билет № 10
1. Электроэнергетика. Типы электростанций и их различие, особенное г. размещения по территории России. Значение электроэнергетики в хозяйстве страны.

2. Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Особенности населения. Крупнейшие промышленные узлы. Экологические проблемы региона.
Билет № 11
1. Металлургия России. Условия развития и размещения черной и цветной металлургии. Главные металлургические базы.

2. Московский регион. Состав, особенности ЭГП, типичные природные комплексы. История формирования населения и хозяйства.
Билет № 12
1. Химическая промышленность. Состав и межотраслевые связи, особен-ности размещения. Главные районы химической промышленности России.

2. Дальний Восток. Специфика ЭГП, особенности природы и населения. Отрасли специализации. Крупные города.
Билет № 13
1. Машиностроение. Состав и значение отрасли. Факторы, определяющие развитие машиностроения России.

2. Московский регион. Московская столичная агломерация. Особенности ее развития. Своеобразие городов региона. Экологические проблемы Москвы и Московской области.
Билет № 14
1. Машиностроение. Роль специализации и кооперирования. Особенности размещения. Главные районы развития машиностроения в России.

2. Западная Сибирь. Характеристика нефтяной и газовой промышленности (ресурсная база, отраслевой состав, особенности размещения, экологические проблемы).
Билет № 15
1. Лесная промышленность. Состав, особенности развития. Факторы определяющие размещение производств. Главные районы лесной промышленности России.

2. Центральная Россия. Особенности развития и размещения ведущих отраслей - машиностроения, химии и легкой промышленности. Главные промышленные узлы.
Билет № 16.
1. Агропромышленный комплекс. Взаимосвязь трех его сфер (звеньев), отрасли в их составе. Факторы развития комплекса.

2. Московский регион. Общая характеристика хозяйства, факторы, определившие его развитие. Научно-производственный комплекс. Важнейшие отрасли .
Билет № 17
1. Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство, их отраслевой состав. Главные районы размещения.

2. Поволжье. Общая характеристика хозяйства. Отрасли специализации, факторы их развития. Характеристика химической, нефтехимической промышленности и машиностроения региона.
Билет № 18
1. Сельское хозяйство. Зональная специализация. Факторы, влияющие на различия в сельскохозяйственной специализации отдельных районов страны.

2. Западная Сибирь. Территориально-промышленный комплекс, возникший на базе угля Кузбасса. Крупнейшие промышленные узлы. Экологические проблемы.
Билет № 19
1. Рекреационное хозяйство, факторы его развития. Главные районы рекреационного хозяйства России и их объекты (природные, культурно-исторические и др.).

2. Урал. Отрасли специализации региона, определяющие их факторы. Характеристика металлургии, машиностроения, химической промышленности региона.
Билет № 20
1. Транспортный комплекс. Отрасли в составе комплекса . Роль отдельных видов транспорта в осуществлении внутренних и внешних связей.

2. Восточная Сибирь. Энергетика региона. Развитие энергоемких производств. Характеристика цветной металлургии и лесного хозяйства. Крупнейшие города.

Составители билетов: Лисенкова Г.Я., Ким. Э.В.
В предложенный экзаменационный материал учитель может внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете.

Проводить итоговую аттестацию выпускников 9-х классов в общеобразовательной массовой школе в форме собеседования или защиты реферата по географии не является целесообразным, так как сама специфика предмета, цели и задачи географического образования предполагают прежде всего знание особого источника географической информации – знание карты (общегеографических и тематических карт): навык работы со специфическим языком карты (чтение карты), умение ориентироваться по карте, знать и уметь показывать географическое положение (локализацию) географических объектов, процессов, явления (знать, понимать, читать карту). Также большое внимание при обучении географии уделяется формированию основ публичного выступления (грамотного, связного, логически выстроенного и обоснованного рассказа), что обязательно должно быть продемонстрировано выпускником.

Защита реферата, собеседование возможны при работе с определенной категорией учащихся (проблемы со здоровьем, обучение по индивидуальному образовательному маршруту).

В этом случае учителем готовятся вопросы к собеседованию по содержанию базовых географических курсов, утверждаются локальным актом и согласовываются с внешним профильным специалистом.

При организации экзамена в форме защиты реферата необходимо в начале года разработать процедуру защиты и довести ее до сведения учащихся. Особое внимание следует уделить требованиям по оформлению, структуре и содержанию реферативной работы, критериям оценивания.

Разработанная документация, регламентирующая экзамен в форме защиты реферата должна быть утверждена соответствующим локальным актом образовательного учреждения. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет выпускнику оценку после защиты реферата.
Зав. каб географии и экономики Кузнецова Т.С.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconИнструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconВзаимоотношений
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПояснительная записка к образовательным программам
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПояснительная записка в соответствии с Положением о государственной...
При выборе темы экзаменационного реферата по предмету «Литература» в 2010 – 2011 учебном году предлагаем использовать материалы перечня...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПринято: Утверждаю
Защита реферата одна из форм государственной итоговой аттестации за курс основного общего и среднего (полного) общего образования,...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПоложение о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconСанкт-петербургский военный институт внутренних войск мвд россии
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconИнструкция №3 для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений,...
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconИнформация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Государственная (итоговая) аттестация проводилась в традиционной форме (по билетам) и форме гиа, руководствуясь Положением о государственной...
Рекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии iconПравила приема настоящие правила разработаны на основании Закона...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск