Взаимоотношений





НазваниеВзаимоотношений
страница1/70
Дата публикации18.06.2013
Размер7.89 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70


МУРТАЗА МУТАХХАРИ

ИСЛАМ И ИРАН:
ИСТОРИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ




Санкт-Петербург

2008

УДК 297

ББК Э383

Настоящее издание выпущено под эгидой

Фонда исследований исламской культуры

Ответственный редактор — О. М. Ястребова
Муртаза Мутаххари. Иран и ислам: история взаимоотношений. — Пер. с  перс., примеч. М. Махшулова. — СПб.: «Петербургское Восто­коведение», 2008. — 480 с.

Настоящая книга принадлежит перу известного мусульманского мыслителя и ученого Муртазы Мутаххари (1919—1979) и посвящена четырнадцати векам взаимных отношений между Ираном и исламом. Вопрос рассматривается всесторонне: речь идет как о том, что ислам принес в Иран, так и о том, как повлияла на молодую исламскую цивилизацию древняя иранская культура и какую роль сыграли иранцы в укреплении и обогащении мусульманской духовности в целом.

Муртаза Мутаххари — один из самых выдающихся ученых в области исламской философии, мистицизма (‘ирфан), схоластики, юриспруденции; автор большого количества трудов. Его книги и по настоящее время числятся в Иране среди самых популярных по исламской тематике.

Настоящее издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовной культурой мусульманского мира.

Редактор — Н. В. Пивоварова
Корректор — С. Л. Скородумова
Технический редактор — М. В. Вялкина

Макет подготовлен в издательстве «Петербургское Востоковедение»
 198152, Россия, Санкт-Петербург, а/я 111

Подписано в печать 31.07.2008. Гарнитура основного текста типа «Times». Бумага офсетная. Печать офсетная. Формат 6090 1/16. Объем 30 печ. л. Тираж 1000 экз. Заказ № 0000

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука“»
199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12




© Муртаза Мутаххари,

издание на русском языке, 2008

© Фонд исследований исламской культуры, 2008

© Петербургское Востоковедение,
издание на русском языке, 2008

© М. Махшулов,

перевод на русский язык, 2008



Оглавление





Оглавление 3

Предисловие автора
к первому изданию книги 5

Раздел 1 7

ИСЛАМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИРАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 7

Мы и ислам 7

Приверженность национальным ценностям
в современном мире 8

Термин «нация» 10

Слово миллат в современном персидском языке 10

Нация с социологической точки зрения 11

Национальные пристрастия 12

Национализм 12

Масштаб нации 12

Исламский интернационализм 14

Всемирный характер устремлений ислама 14

Масштаб ислама 15

Ислам у иранцев 16

Начало эпохи ислама в Иране 17

С какого времени иранцы начали служить исламу? 18

Поражение иранцев от мусульман 22

Недовольство народа 23

Постепенное и спокойное проникновение 25

Персидский язык (фарси) 28

Шиизм 32

Раздел 2 41

УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ ИСЛАМОМ ИРАНУ 41

Благо или бедствие? 41

Различные точки зрения 42

Система идеологии и религиозных убеждений 47

Религии и религиозные толки 47

Зороастризм — официальная религия страны 49

Христианство 51

Манихейство 53

Маздакизм 55

Буддизм 57

Арийские верования 58

Зороастрийский дуализм 65

Огонь и поклонение огню 72

Социальная система 85

Семейный уклад 88

Нравственно-этическая система 92

Сожжение книг в Иране и Египте 95

Деяния ислама в Иране 109

Раздел 3 115

УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ ИРАНОМ ИСЛАМУ 115

Распространенность и разносторонность услуг 115

Иранская цивилизация 115

Искренность и преданность 118

Побудительные мотивы 119

Исламское движение у иранцев 119

Противодействия 124

Пропаганда и распространение ислама 128

Военная служба и жертвенность 134

Наука и культура 135

Первый научный центр 136

Первая тема 136

Начальная стадия творчества 138

Причины и факторы высоких темпов развития 138

Рецитация и экзегетика 140

Хадисы и предания 145

Фикх 148

Литература 158

Калам 161

Философия и мудрость (хикма) 163

‘Ирфан и суфизм 198

‘Ирфан и ислам 199

Эстетические ценности и искусство 211

Два века молчания? 212

Указатель имен собственных 215



Предисловие автора
к первому изданию книги


Во имя Бога Милостивого и Милосердного!
Около 98 процентов иранцев — мусульмане. Мы, иранцы, будучи мусульманами, верим в исламское учение, поскольку это наша религия, и любим Иран, поскольку это наша родина. Следовательно, мы очень хотим получить четкое представление о проблемах, связанных, с одной стороны, с тем, во что мы верим, а с другой стороны, с тем, что мы любим, и определить свои задачи и обязанности в соответствии с этими проблемами. Большинство из них можно сформулировать в виде нижеследующих представленных в развернутой форме трех вопросов:

У нас есть религиозные чувства по отношению к исламу и патриотические чувства по отношению к Ирану; есть ли противоречие между этими чувствами, или, наоборот, между ними никаких противоречий нет?

Когда четырнадцать веков назад ислам, наша религия, проник на территорию нашей родины, Ирана, какие изменения и преобразования принес он нам? Каких направлений коснулись эти изменения? Что отнял ислам у Ирана и что он дал ему? Было ли распространение ислама в Иране благом или бедствием для этой страны?

Многие народы пришли в лоно ислама, стали служить этой религии, приложили немало усилий для распространения ее учения и совместно создали величественную и славную цивилизацию, именуемую исламской. Какова заслуга нас, иранцев, в создании этой цивилизации? Каково место Ирана в этом процессе? Занял он в нем лидирующее место или наоборот? А также что послужило для иранцев стимулом к оказанию этих услуг?

На наш взгляд при рассмотрении общих для Ирана и ислама проблем эти три вопроса являются самыми основными.

Настоящая книга состоит из трех разделов:

1. Ислам и проблема национальности.

2. Услуги, оказанные исламом Ирану.

3. Услуги, оказанные Ираном исламу.

Содержание этих трех разделов является ответом соответственно на три заданных выше вопроса.

Темы и проблемы, обсуждаемые в этой книге, — дополненные и отредактированные материалы нескольких лекций, прочитанных автором около трех лет назад.

Первый раздел составлен из дополненного материала трех лекций, прочитанных в месяце мухаррам 1388 г. (апрель 1968 г.).

Второй и третий разделы включают дополненные материалы шести лекций по теме «Взаимные услуги ислама и Ирана», которые были прочитаны в месяце сафар (май) того же года, и отражают основное содержание книги.

За весь период моей жизни в Тегеране я не видел, чтобы какие-либо из моих лекций были встречены с таким интересом, как эти, особенно шесть лекций под общим названием «Взаимные услуги ислама и Ирана». Люди приезжали слушать эти лекции из различных городов и провинций страны, лекции записывались на кассеты. Наибольшее внимание к ним проявляли студенческие круги. Этот благосклонный прием и интерес не были обусловлены какой-либо особой исключительностью самих лекций, но скорее интересом, который иранцы, естественно, проявляют к общим для ислама и Ирана вопросам.

К сожалению, несмотря на то что назрела острая необходимость в том, чтобы эти вопросы как можно более широко и доходчиво были проанализированы и изложены для всех слоев общества, данная книга — первая, затрагивающая эту тему. Почва для такого исследования уже подготовлена, и если возникнет необходимость всеобъемлющего обсуждения всех общих вопросов, связанных с исламом и Ираном, то такое исследование составит несколько больших томов.

Надеюсь, что данная книга послужит ключом и сможет вдохновить тех, кто имеет больше времени и возможностей и способен лучше раскрыть эту тему.

С учетом того, что большинство лиц, писавших об общих для ислама и Ирана вопросах, либо не обладали достаточной компетентностью, либо руководствовались отнюдь не исследовательскими стимулами, эти вопросы, несмотря на наличие четко очерченных основ, так и не нашли своего правильного отражения. Чем больше мы исследовали указанные вопросы, тем больше убеждались в том, что эти общие для ислама и Ирана моменты являются предметом гордости как для Ирана, так и для ислама. Для ислама — как для религии, которая своим богатым содержанием смогла привлечь такую высококультурную и цивилизованную нацию, как иранцы; для Ирана — как для нации, которая своим правдолюбивым, лишенным фанатичности и стремящимся к культуре духом более, нежели какая-либо другая нация, проявила смирение перед истиной и самоотверженно боролась за ее торжество.

Кроме того, в ходе исследований по этой проблематике я обнаружил, что в данном вопросе допущено гораздо больше искажений и предвзятостей, чем я ожидал; наблюдается стремление к необъективному отражению связей Ирана и ислама.

В исламском Иране возникли определенные течения. Некоторые из них стали поводом для того, чтобы кое-кто из востоковедов и иные люди охарактеризовали их как сопротивление и противодействие иран-ского духа влиянию ислама. К таким течениям относят, например, движение шу‘убиййа1, возрождение персидского языка, суфизм и даже шиизм. Таким же образом некоторые личности, такие как великий эпический иранский поэт Абу-л-Касим Фирдауси (960—1020) и шайх Шихаб ад-дин Сухраварди2, известный как Шайх-и Ишрак (шайх философии озарения ишрак), предстают как проявления такого сопротивления.

Темы, обсуждаемые в данной книге, могут быть полезными при поиске правильного ответа на все эти вопросы. Автор был намерен отдельно поговорить о Фирдауси и Шайхе Сухраварди, проанализировать их мировоззрение с заявленной точки зрения, но это не согласовывалось с тем планом книги, который мы заложили изначально, для этого понадобился бы более обширный план.

О персидском языке и шиизме вкратце говорится в первом разделе книги. Уважаемый читатель в ходе ознакомления с книгой столкнется и с другими вопросами, которые также рассмотрены с точки зрения взаимоотношений Ирана и ислама.

Бескорыстные замечания исследователей, которые будут даны ими после прочтения книги, я надеюсь, будут учтены в последующих ее переизданиях.
Муртаза Мутаххари

1970 г.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Взаимоотношений icon«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей...
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4
Взаимоотношений iconИспользование информационных технологий в исследовании проблемы взаимоотношений...
Реферат на тему: использование информационных технологий в исследовании проблемы взаимоотношений Ливии и Евросоюза в контексте взаимоотношений...
Взаимоотношений iconСхемы взаимоотношений государственных органов с мусульманским структурами – российский опыт
Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений...
Взаимоотношений iconПрограмма дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в...
Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов комплексного представления о структуре взаимоотношений бизнеса и власти в...
Взаимоотношений iconТретьяк О. А. Маркетинг взаимодействия и партнерских взаимоотношений:...
Маркетинг взаимодействия и партнерских взаимоотношений: новые направления исследований и инструментарий
Взаимоотношений iconУрок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых...
Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»
Взаимоотношений iconОсобенности взаимоотношений в паре танцоров занимающихся спортивными бальными танцами

Взаимоотношений iconСтатья посвящена событиям Смутного времени начала XVII в., которые...
России демократических форм социальной интеграции и легитимации власти, попытки установления нового, гражданского типа взаимоотношений...
Взаимоотношений iconТемы рекомендуемых реферативных работ
Этикодеонтологические основы взаимоотношений медицинского персонала с детьми, их родителями и родственниками
Взаимоотношений iconПреп. Щекина И. А
...
Взаимоотношений iconПоложение о внутришкольном контроле
...
Взаимоотношений iconСеминарских занятий
Особенности взаимоотношений власти и купечества в период создания единого национального государства в России и Западной Европе
Взаимоотношений iconПоступление в школу начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение...
Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных...
Взаимоотношений iconС++ для начинающих
Перевод, издание на русском языке — ноу "Всемирные центры взаимоотношений". Разрешено некоммерческое использование в электронных...
Взаимоотношений icon4. эволюция однокристальных микропроцессоров
Перевод, издание на русском языке — ноу "Всемирные центры взаимоотношений". Разрешено некоммерческое использование в электронных...
Взаимоотношений iconРуководство учебно-исследовательской работой студентов
Вкр. Изучение представлений старших дошкольников о сверстниках, правилах и способах взаимоотношений в ситуации взаимодействия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск