Скачать 232.49 Kb.
|
Пояснительная записка. Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Главное назначение образовательной программы «В страну знаний» по подготовке к школьному обучению – формирование у детей мотивации учения, расширения кругозора, воспитание личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, предупреждения стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. В основу программы положена идея развития личности ребёнка посредством творческого освоения и преобразования действительности и самого себя. Цель программы – обеспечить мотивационную, интеллектуальную, психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Для достижения цели реализуются следующие задачи: 1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Развитие познавательных интересов: восприятия, памяти, образного мышления, воображения. 3. Развитие мыслительных процессов: способности обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, классифицировать, определять причинно-следственные зависимости, делать умозаключения. 4. Формирование грамматически правильной речи, умение обосновывать своё суждение, строить простейшие умозаключения. 5. Формирование общеучебных умений: планировать действия, осуществлять решение, действовать по заданным правилам и алгоритмам, осуществлять самоконтроль и самооценку. 6. Формирование умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, общаться со взрослыми, сверстниками, видеть себя в их окружении. 7. Развитие мелких мышц руки. 8. Формирование деятельностной активности детей в различных формах. 9. Воспитание интереса к предметам изучения и процессу обучения в целом. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями языковой и математической действительности: речью, звуком, буквой, словом, предложением; количеством, счётом, величиной, измерением, сравнением, пространственными ориентирами, то есть с теми понятиями, которые лежат в основе курсов начальной математики и русской словесности. Основой организации образовательного процесса является следующая система дидактических принципов, которые и определяют содержание образования: - комплексный подход к обучению и воспитанию; - реальный учёт потребностей, особенностей и ценностей дошкольного периода развития; - обогащение детского развития, уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; - принцип деятельности; -принцип опережающего отражения в сознании учащегося содержания и видов предстоящей ему деятельности; - принцип аргументированного, доказательного ответа; - личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей; - сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности; - обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью: игровой, художественной, конструктивной, театрализованной, учебной; - преемственность дошкольного образования и начальной школы, введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решения; - вариативность; - атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Поскольку старшие дошкольники, на которых рассчитана программа, обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо создать такую среду, которая, с одной стороны, обеспечит соответствие содержания образовательного процесса возрастным нормам развития детей на данном этапе, с другой, способствовать обогащению развития. Механизмом решения задачи является подход, сформировавшийся в дидактике на основе теории Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» ребёнка и теории развития и концепции периодизации В.И.Слободчикова, где в качестве нормы полагается ценность саморазвития, а в качестве источника развития – человеческая событийная общность: человеческая общность осуществляет определённую совместную деятельность, в процессе которой происходит развитие субъектности. Структурной основой подготовки детей к школе является чувственное восприятие, формирование умений рассматривать окружающие предметы. С этой целью программой предусмотрены всевозможные наблюдения разных свойств предметов и явлений: внешнего вида (цвет, форма, размер), пространственных взаимоотношений (выше-ниже, дальше-ближе), математических (больше-меньше, длиннее-короче), лингвистических (согласный звук - гласный звук, слово - предложение), выделение существенных и второстепенных признаков, классификации их на группы по одному признаку. Обучение наблюдению является не только обязательным элементом вхождения ребёнка в учебную деятельность, но и обеспечивает овладение им учебной задачей. При разработке образовательной программы «В страну Знаний» были учтены особенности методики интеллектуального развития личности средствами субъективизации, предложенной Г.А. Бакулиной, доктором педагогических наук, профессором кафедры дошкольного и начального обучения Вятского государственного гуманитарного университета. Методика обучения средствами субъективизации предполагает: - изменение позиций взрослого и ребёнка на всех этапах занятия. Дети сами под руководством взрослого формируют тему занятия, привлекаются к постановке цели, пользуясь опорной записью, формулируют задания к упражнениям; подводят итоги занятия, анализируют свою деятельность; - применение системы логических упражнений, предполагающих активную интеллектуальную деятельность школьников; - использование антиципации на всех структурных этапах занятия (принцип опережающего отражения в сознании учащегося содержания и видов предстоящей ему деятельности); - интенсивное использование устной речи (принцип аргументированного, доказательного ответа). Каждое занятие по содержанию предполагает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть содержит в себе необходимый учебный материал и набор заданий для усвоения темы занятия. Вариативная часть включает дополнительный материал для закрепления изученного по теме; творческие и логические задания, выполняемые по выбору учителя и детей. Кроме заданий на развитие логического мышления, предполагающих один вариант ответа, предусмотрены задания на развитие творческого начала, воображения и вариативности мышления. В ходе выполнения таких заданий и упражнений формируются регулятивные функции (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность), развивается любознательность, воспитывается воля. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и для продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам. Особенностью образовательной программы «В страну Знаний» является интеграция, что предполагает взаимосвязь между областями знаний. Все занятия, проводимые в течение дня, объединяются общей темой. Новый материал вводится на основе принципа деятельности, то есть не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Взрослый подводит детей к «открытию», организуя и направляя их действия. Форма занятия должна быть подвижной, разнообразной и меняться в зависимости от поставленных задач. С учётом возраста детей обязательно используются различные виды игровой деятельности: игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения, а также рисование, конструирование. Участие в игре побуждает ребёнка к общению и к сосредоточенному целенаправленному запоминанию. В игре ребёнок учится использовать обобщённые значения слов, открывает для себя отношения, существующие между людьми, постигает правила поведения, принятые в обществе. Успешной работе с детьми призвано помочь введение сказочного героя по имени Мануня. Часть учебного материала преподносится от имени этого героя, на его примере, с его участием. Он такой же, как дети: пишет с ошибками и печатными буквами, использует такие же словечки, как они, обижается и радуется по мелочам, добивается цели, если даже что-то не получается. Он вежливый, всегда говорит спасибо, не забывает поздравить того, у кого день рождения. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, споря с ним, переубеждая его, исправляя его ошибки, дети учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировано её доказывать. Через формируемое педагогом отношение сказочному герою у детей формируется бережное и внимательное отношение друг к другу, умение общаться, видеть себя и анализировать свои поступки. Образовательная программа «В страну Знаний» реализуется через курсы: «В страну Букв» (подготовка к обучению чтению и подготовка руки к письму), «В страну Цифр». КУРС «В страну Букв» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по развитию устной связной речи. Содержание курса позволяет организовать работу в трёх направлениях: - подготовка к обучению чтению: формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, расширение и активизация словарного запаса, развитие умений связной речи. Обеспечивает целенаправленную подготовку детей к обучению чтению. - подготовка к обучению письму: развитие мелкой моторики мышц руки; пространственной организации, координации движений («выше-ниже», «вперёд-назад», «слева-справа», «за-перед», «между»); координации в системе «глаз-рука» (восприятие двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия). - развитие связной речи: обогащение и совершенствование грамматического строя языка ребёнка; переход от ситуативной к контекстной форме речи; формирование внутренней речи; обогащение словарного запаса; культуры речи. В данном курсе предусмотрены упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Подготовка к обучению чтению и подготовка руки к письму проводится на отдельных занятиях. Работа по развитию звуковой культуры, устной связной речи, лексические упражнения являются составной частью каждого занятия. КУРС «В страну Цифр» направлен на развитие у ребят умения проводить наблюдения, выделять свойства предметов, сравнивать, делать выводы. Предусматривается знакомство с числами и цифрами от 0 до 9, числом 10 и их составом. Уточняются представления о простейших геометрических фигурах. Курс предназначен для подготовки к обучению математике. Содержание курса «В страну букв» (подготовка к обучению чтению, подготовка руки к письму) ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Подготовка к обучению чтению Выделение из речи слов, звуков. Звуковой анализ состава слогов и слов. Соотношение букв и звуков. Различие понятий «звук» и «буква». Буквы русского алфавита. Слог. Подготовка к обучению письму Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные, твёрдые и мягкие, выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове РАЗВИТИЕ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Развитие звуковой культуры речи Работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух. Лексическая и грамматическая работа. Обогащение словарного запаса детей, употребление новых слов в собственной речи. Развитие у детей внимания, интереса к слову. Выделение из речи необходимых предложений, слов, звуков. Развитие монологической и диалогической речи. Развитие интереса к самостоятельному словесному творчеству. Составление предложений, рассказов на определённую тему. ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ Программа предусматривает продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Используется рисование, лепка, конструирование, специальная графическая подготовка: штриховка, обведение по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии. Дети знакомятся с правилами письма, посадкой при письме, с положением тетради, карандаша (ручки) при работе в тетради, выполняют штриховку в различных направлениях и задания на клетчатой и линованной бумаге. Задания курса учат выполнять логические упражнения, связанные с начертанием букв (игра «Найди букву», «Обведи по контуру» и т.д.). Выполнение упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, должно чередоваться с физкультминутками: подвижные игры с потешками, музыкально-физкультурные или речитативно-физкультурные композиции, упражнения для пальчиков, совмещённые с упражнениями на осанку; игры на перекладывание мелких предметов. К завершению дошкольной подготовки по курсу «В страну Букв» дети должны: - уметь чётко произносить все звуки речи; - уметь интонационно выделять звук в словах, различать звуки и буквы; -уметь выделять заданный звук в потоке речи; - уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); - узнавать и называть буквы русского алфавита; - соединять звуки в слоги; - уметь произносить слова по слогам; - уметь составлять предложения из 3-5 слов; - уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т.д.; - уметь составлять устные рассказы по картинкам; - уметь составлять несколько предложений о предмете; - уметь читать по слогам небольшие тексты; - уметь правильно держать ручку (карандаш); - выполнять правила правильной посадки при письме; - уметь правильно располагать тетрадь при письме; - уметь выполнять штриховку в различных направлениях; - уметь писать элементы букв (прямая линия вертикальная и наклонная, полуовал, овал, круг) на линованной бумаге (без написания самой буквы); - уметь находить середину рабочей строки; - уметь печатать буквы русского алфавита; - уметь оперировать понятиями: «вверх», «вниз», «налево», «направо», «перёд», «за», «между», «раньше», «позже». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «В страну Букв»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «В СТРАНУ БУКВ» (24 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «В страну Букв» (подготовка руки к письму)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА « В страну Букв» (подготовка руки к письму) (24 часа)
КУРС «В страну Цифр» (24 часа) Задача курса – создание условий для интеллектуального развития ребёнка, формирования элементарной математической грамотности. Дети готовятся к овладению простейшими умственными операциями: анализ предмета, выделение признаков, различие предметов по цвету, форме, размеру, назначению материала; установление сходства и различия в математических объектах; выделение предмета из группы по заданным свойствам. Изучение понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «выше», «ниже», «между», «за». Число от 1 до 10 и их название, порядковый счёт, состав числа от 2 до 10, сравнение чисел и групп предметов. Арабская цифра, распознавание цифр. Развитие умения составлять математические рассказы по рисункам на сложение и вычитание. Сравнение величин: сравнение предметов по размерам («больше», «меньше», «таких же размеров», «выше», «ниже», «такой же высоты», «длиннее», «короче»); сравнение предметов по массе («тяжелее», «легче», «такой же массы»); временные представления («раньше», «позже») Составление пар из элементов двух множеств для определения отношений, в которых эти элементы находятся («столько же», «больше предметов», «меньше предметов»). Уточнение представлений о простейших геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Название, распознавание, выделение существенных признаков. Ориентирование на клетчатой бумаге. Конструирование с использованием счётных палочек различных фигур. Формирование математических представлений производится на основе использования собственного опыта ребёнка. К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА «В страну Цифр» РЕБЁНОК ДОЛЖЕН: ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ: - числа от 0 до 10; - цифры от 0 до 9; - знать знаки: +,-, - знать названия фигур и различать их: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; - уметь считать до 10 и обратно; от 5 до 8, от 7 до 3 и т.д.; - уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка; - уметь сравнивать числа первого десятка; - уметь соотносить число предметов и цифру; - выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным признаком; - уметь сравнивать две группы предметов; - уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету; - уметь группировать предложенные предметы по определённому признаку; - уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «В СТРАНУ ЦИФР» (24 часа)
Учебно-методическое обеспечение программы В комплект учебно-методических материалов входят:
Тетрадь «В страну Букв. Подготовка к обучению чтению», автор Дегтерёва Г.Д. Рабочая тетрадь предназначена для подготовки детей к процессу обучения чтению. Задания направлены на формирование у детей навыка звуко-слогового анализа и синтеза. Дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита, учатся быстро узнавать и читать их в составе простейших слогов и слов. Одновременно у детей развиваются необходимые для процесса чтения интеллектуальные умения. Задания направлены на расширение и активизацию словарного запаса, закрепление навыков правильной речи дошкольника. Рабочая тетрадь «В страну Букв. Подготовка руки к письму», авторы Дегтерёва Г.Д., Обухова Е.А., Санникова Н.Г. Тетрадь состоит из упражнений, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, внимание, мышление, воображение. Также включены упражнения на штриховки, образцы написания печатных букв, слогов, написание элементов будущих письменных букв. Заниматься можно как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Задания располагаются по степени возрастания сложности, поэтому рекомендуется выполнять их последовательно. Тетрадь «В страну Цифр», автор Обухова Е.А. В данной тетради предлагается познавательный материал, помогающий развивать у ребят пытливость ума, пространственное воображение, логическое мышление, память. На страницах тетради дети знакомятся с цифрами от 0 до 9, числом 10, составом чисел в пределах 10, выполняют задания на установление отношений между предметами, объектами изучения. На наглядной основе проходит обучение решению простых задач на сложение и вычитание. Уточняются представления о простейших геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник и т.д.) Занятия по программе «В страну Знаний» по подготовке к школьному обучению организованы на базе школы, занимая 2 этаж, по субботам. Занятия проводятся в течение года с октября по март 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут. По окончанию данного курса планируется проведение диагностических работ по теме: «Узнай звук и букву», «Напечатай и заштрихуй», «Сосчитай и сравни». Используемая литература.
|
Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний,... Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение... | «Особенности развития ребенка до поступления в школу» Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой... | ||
Поступление в школу важный момент в жизни ребенка. И хотя поначалу... Каждый день туда нужно ходить, выполнять требования учителя, подчиняться правилам школьной жизни и даже дома делать уроки. Вот тут... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поступление в школу важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей.... | ||
Поиграем в школу? Создаем настрой у будущего первоклашки Поступление... Учреждение Рос акад наук Гос публич науч техн б-ка Сиб отд-ния ран; Новосиб гос пед ун-т; отв сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова.... | Урок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления... Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего... | ||
Пояснительная записка Начало обучения ребенка в школе сложный и ответственный... Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический... | Физический взгляд на мир 42 Хх в и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное... | ||
Схемы взаимоотношений государственных органов с мусульманским структурами – российский опыт Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений... | Дорогие ребята! Уважаемые учителя и родители! ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов по курсу «Конфликтология» Целью курса является формирование у студентов знаний об особенностях и формах протекания конфликтов различных типов и их последствиях... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Детство и начало литературного пути», «История создания рассказа «Муму», а также словарной работе. Поэтому на закрепление, задача... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тем самым мы развиваем у ребенка фонематический слух (способность различать звуки речи) и готовим его к анализу и синтезу звукового... | Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, -» писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет... | Тема: Текстовые документы и текстовые процессоры Знакомство с отраслями использования текстовых документов обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях... |