Скачать 45.22 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Шамаева Е.В. Учитель начальных классов МОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» г.Троицк Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Жизненную нравственность и судьбу каждого ребёнка во многом определяют его родители, но далеко не все способны развить в нём стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, поэтому роль, которую берёт на себя школа в вопросах нравственного становления ребёнка, становится всё более значимой. Свои задачи как учителя и воспитателя я вижу в том, чтобы раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Детей не надо ограждать от какого бы то ни было влияния. Нужно лишь привить им иммунитет ко всему негативному, что окружает ребёнка в жизни, т.е. постараться сделать его душу невосприимчивой к различным формам безнравственности. Их надо учить принимать собственное решение, совершать нравственные поступки не ради похвалы или от страха наказания, а осознанно, испытывая потребность поступить именно так, а не иначе. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Их разнообразие дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности: слабый в математике может стать первым в физическом воспитании. Глубоким нравственным содержанием наполнен материал учебников по которым мы работаем. Это УМК «Планета знаний». Слайды (русский язык, литературное чтение). Примеры упражнений в учебниках русского языка 2-4 кл. Примеры произведений, изучаемых в рамках курса литературного чтения(2-4кл.) Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманных взаимоотношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые либо специально создаются педагогом, либо возникают сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания. Здесь он может самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое поведение. Такие микрогруппы создаются моими коллегами во внеурочной деятельности. «Путешествие в «Экоград», «ОБЖ», «Рисуем вместе», «В мире информатики». Огромную роль в нравственном развитии ребенка играет детский коллектив. Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Ребенок должен чувствовать себя в коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу. Этому способствуют общешкольные праздники, соревнования, классные мероприятия. День знаний, Праздник посвящения в Экоградцы, Праздник Букваря, День именинника, Новогодние утренники, Масленица и т.д. Фотогалерея. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, взрослых, и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, совесть, честь, достоинство. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Этому способствуют беседы и практикумы на темы «Умей сказать «НЕТ», «Как принять правильное решение», «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе», «Великодушие и благородство – широта и величие души!» и др., которые учителя начальной школы проводят и во время уроков, и во внеурочные часы (в рамках занятий курсов «ОБЖ», «Путешествие в Экоград»). Надо помнить, что нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, а и в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. И здесь важную роль играет авторитет и личность учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, забота, такими же будут отношения учеников между собой. В духовно-нравственном воспитании очень важно взаимодействие учителя с семьёй. Основа их взаимодействия в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Принципы на которых мы стараемся строить такие взаимодействия– взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и толерантность по отношению друг к другу. Это помогает учителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Диалог – ведущая форма общения с родителями. Разнообразны и затрагиваемые темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «О доброте и отзывчивости», «Общение взрослых и детей в семье» и т. д. Реализация программы «электронный журнал» в нашей школе. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Я, как учитель и воспитатель, буду считать свою задачу выполненной, если мои ученики проявят способность к СОЧУВСТВИю, СОПЕРЕЖИВАНИю, СОСТРАДАНИю и потребность поступать по СОВЕСТИ. |
Поступление в школу начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение... Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных... | Тема: Текстовые документы и текстовые процессоры Знакомство с отраслями использования текстовых документов обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях... | ||
Схемы взаимоотношений государственных органов с мусульманским структурами – российский опыт Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений... | Реферат на тему: Психологическая Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм... | ||
Урок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений... | Урок поиск. Тема: Небесные тела: планеты, звёзды, форма и размер Земли Предмет: «Мир вокруг нас», урок – овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысливания. Урок – поиск | ||
Программа дополнительного образования «Экологическая азбука» Она нацелена на развитие у обучающихся личного опыта системного применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях,... | Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний,... Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение... | ||
Урок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления... Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.» | Рассмотрено «утверждаю» на педагогическом совете Директор мбоу «Сысоевская... Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного... | ||
Приказ №230 По мере введения фгос и накопления опыта, в данную Программу будут вноситься изменения и дополнения. Для реализации Программы определяется... | Место проведения: гк «Измайлово» «Совершенствование социально-нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей» | ||
Урок-исследование в 8 классе (углубленное изучение литературы) Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний | «Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей... Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4 | ||
Оргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов... Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных... | Внеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных... |