«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста»





Скачать 306.71 Kb.
Название«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста»
страница1/3
Дата публикации01.12.2014
Размер306.71 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > Литература > Обзор
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа

Зырянского района Томской области

Экзаменационный реферат по обществознанию

«Психофизиологические особенности подросткового возраста»

Выполнила: ученица 9 класса Кудинова Ксения

Проверил: Моисеев Артём Владимирович

Красноярка 2008

План реферативной работы:
План реферата………………………………………………………………………...стр. 2
Введение: цели и задачи работы…………………………………………………….стр. 3
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений…………………………...стр. 4
Условия развития свободной человеческой личности…………………………...стр.4-5
Стили семейных взаимоотношений………………………………………………стр. 5-6
Смысловая направленность семейных отношений………………………………..стр. 6
Немного о детской эмансипации………………………………………………………6-7
Проблемы, возникающие с приходом юности в системе отношений

«родители – дети»………………………………………………………………….стр. 7-8
Авторитет и его виды……………………………………………………………...стр. 8-9
Стили взаимоотношений взрослых и детей…………………………………...стр. 10-11
«Семья – конгломерат личности» (по В. Сатир)……………………………...стр. 11-12
Неполные семьи и их виды……………………………………………………..стр. 11-13
Смешанные семьи и их виды………………………………………………………стр. 13
Приёмные родители: проблемы общения……………………………………..стр. 13-14
Подросток: конфликты и депрессии…………………………………………...стр. 14-15
Педагогическая система супругов Байярд…………………………………….стр. 16-17
Заключение………………………………………………………………………стр. 18-19
Список использованной литературы


Цели моей работы:


  • Сделать краткий обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме «Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста»;




  • Рассмотреть условия развития свободной человеческой личности;




  • Показать стили семейных взаимоотношений;




  • Раскрыть понятие «смысловая направленность семейных отношений»;




  • Осветить проблемы детской эмансипации;




  • Разобраться в проблемах, возникающих с приходом юности в системе отношений «родители – дети»;




  • Установить, что включает в себя понятие «авторитет», и каковы его виды;




  • Выяснить причины подростковых конфликтов и депрессий;




  • Озвучить в работе проблемы неполных и смешанных семей;




  • Познакомить окружающих с педагогической системой супругов Байярд.



Мои задачи при написании реферативной работы:


  • Написание экзаменационного реферата на заданную тему;




  • Верное оформление работы (согласно заданному образцу);




  • Ознакомление широкого круга учащихся с проблемами, заявленными в работе;




  • Подбор соответствующей литературы по теме;




  • Раскрыть мои творческие способности в области анализа психологической литературы.


Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений.
У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял

П. Ф. Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость.

Таким образом, полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?

Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6-7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

Третье. Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается

способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.

Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками - чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.

Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и

поступки окружающих его людей.

Воспроизвел - значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, то есть примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные (нравственные основания) и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Поступление в школу - чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.

В современной педагогической психологии широко известно имя C. В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех

направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих во внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом - моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.

Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой «обними, покрепче - пусти - отстань», просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функций этих отношений.

Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых, - властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих, - образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых, - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Теперь об эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми.
Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими - дружбой, любовью); быть когнитивной по сути (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена непонимания); происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям).

Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но,

во-вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками, отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на наших взаимоотношениях с ними.

Разберемся в наиболее важных для подготовки к семейной жизни проблемах, неизбежно возникающих с приходом юности в системе отношений «родители и дети».

Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание учителю, - это особенности позиции родителей по отношению к детям. К сожалению, с достижением детьми юношеского возраста позиция родителей может свестись к одной из двух крайностей, описанных педагогом В. А. Караковским.

В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана «от бога» (на худой конец - от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу «Делай, как я». Позиция эта чревата серьезными последствиями, ибо, встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители, в конце концов, могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни, так не соответствующий привычкам, вкусам и убеждениям взрослых, безнравственен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до жесткой регламентации - вплоть до писем в периодические издания и выше с требованиями запретить современную музыку и танцы, а заодно и жестко определить стиль одежды, обуви, фасон прически и нормы поведения, «пристойные» для юношеского возраста.

Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся «не отстать от молодежи»; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения.

Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности.
Кроме того, это самое нарушение взаимоотношений неизбежно выльется в серьезнейшие дефекты воспитания семьянина, поскольку даже в случае благоприятных «горизонтальных» взаимоотношений первый из них - это принуждающая власть, вытекающая из возможности наказания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconН. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических...
Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обязательный учет психофизиологических и личностных особенностей детей данной категории
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПрограмма разработана для обучающихся 5 класса, с учетом возрастных...
Разработка и апробация интегрированной программы внеурочной деятельности «От идеи до модели»
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. № п/п
Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconТематическое планирование по обществознанию, 7 класс
Называть задачи подросткового возраста, высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» icon1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПлан введение Глава I. Характеристика спортивных игр, как средство...
Роль баскетбола в развитии физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПрограмма дисциплины утверждаю
Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» icon«Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (асв )
Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconВозрастные особенности младшего подросткового возраста
Развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных,...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconГигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconМетодическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей»
Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconДидактический материал по математике для подготовки к егэ слабоуспевающих...
Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных...
«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей подросткового возраста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск