Программа дисциплины утверждаю





НазваниеПрограмма дисциплины утверждаю
страница1/6
Дата публикации18.10.2014
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________________

(наименование кафедры)

______________________

(институт/факультет)

___________Берлизова Т.Б.

«___» ____________ 20__ г.
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Направление подготовки:

050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль

«Психология и педагогика»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы - 4 года

Форма обучения - очная
Куйбышев 2013

СОСТАВИТЕЛЬ:___Кузнецова Елена Владимировна, кандидат психол. наук, доцент

(И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись)
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры психологии

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО
Декан/директор ________________________ ___________________

(подпись) (Ф.И.О)
Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)
Директор библиотеки _________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О)

1. Цели и задачи дисциплины:

Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического развития в подростковом возрасте.

Целями освоения дисциплины является формирование профессиональной компетенции, которая позволяет решать комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, а также формирование у обучающихся знаний о движущих силах развития психики, в том числе,

ознакомление студентов с:

  • основными базовыми понятиями, категориями и методами дисциплины;

  • закономерностями развития подросткового возраста;

  • навыками анализа когнитивной, аффективной и мотивационной сферы подростка;

  • с навыками планирования и проведения экспериментального исследования возрастных особенностей психики;

  • организации и проведения психодиагностических исследований.

Курс выступает важнейшим фактором формирования у студентов современного научного мировоззрения, личностно-профессионального развития и практической профессиональной подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Курс «Психология подросткового возраста» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.3) к Модулю 2 «Психология и педагогика развития детей».

Содержательно и концептуально «Психология подросткового возраста» требует знания современных исследований в области психологии развития, социальной и педагогической психологии, форм и методов педагогического взаимодействия, использования достижений и наработок практической психологии в разрешении различных профессиональных задач в образовании.

Методическая взаимосвязь с другими дисциплинами ООП подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование»: «Анатомия и возрастная физиология», «Психология человека», «Теории обучения и воспитания», «Социальная психология», «Психология развития». Данная дисциплина является базой для изучения дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся». Знание ее материалов (общих закономерностей развития основных психических процессов подросткового возраста) необходимо при выполнении курсового и дипломного проектирования, а также при практической работе выпускников по специальности.

Все выше сказанное определяет актуальность и перспективность курса и связан с необходимостью повышения психологической культуры выпускника как в научной, так и в образовательной практике.

Дисциплина изучается в 6 семестре.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме выполнения контрольных заданий по изученным темам.

Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

3. Требования к уровню усвоения дисциплины

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-1 – способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

Знать: основные категории и понятия, характеризующие особенности психического развития в подростковом возрасте, направления, подходы и теории психологии подросткового возраста.
Уметь: на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии применять на практике полученные знания об основных закономерностях развития психических явлений;
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом психологической науки.

ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

Знать: основные закономерности развития различных сторон психики подростка, в частности, полового созревания и физического развития в подростковом возрасте, познавательного развития подростков, социализации личности подростков, нравственного развития в подростковом возрасте и др.
Уметь: видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности подростков, учитывать их в профессиональной деятельности
Владеть: навыками учета общих закономерностей психического развития и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека в период подростничества.


ОПК-2 - готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

Знать: основания выбора методов психологического исследования специфики возрастного развития ребенка, основные типы исследований в психологии
Уметь: правильно поставить исследовательскую задачу, применять различные экспериментальные планы для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики



  • Владеть: методами количественного и качественного анализа особенностей функционирования психики на определенном этапе онтогенеза.

ОПК-3 - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

Знать: особенности планирования и проведения экспериментального исследования возрастных особенностей психики;
Уметь: грамотно формулировать и решать исследовательские и практические задачи, связанные с изучением когнитивного и личностного развития подростков.
Владеть: отбором методов, методик диагностики когнитивного и личностного развития подростков и приемами анализа полученных результатов.

ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

Знать: отечественные и зарубежные теории, раскрывающие особенности психического развития подростков.
Уметь: анализировать и сопоставлять отечественные и зарубежные теории, раскрывающие особенности психического развития подростков.
Владеть: использовать знание различных теорий психического развития для организации совместной деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства.


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.2. Содержание лекционных занятий

Тема 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе. Половое созревание и физическое развитие подростков.

Особенности подросткового периода. Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический. Влияние общества на подростков.

Половое развитие подростков, его значение с точки зрения становления личности. Теория психосексуального развития ребенка З. Фрейда. Влияние формирующегося образа тела на развитие самосознания подростка. Психология раннего и позднего созревания.

Тема 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

Изменения в потребностно-мотивационной сфере и поведении подростков. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Самосознание личности как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Основные сферы психического развития подростков.

Познавательное развитие подростков: стадии когнитивного развития Ж. Пиаже. Критика концепции формально-операционной стадии Ж. Пиаже. Исследования интеллектуального развития подростков. Половые различия в интеллектуальном развитии подростков.

Социализация личности подростка как этап становления самосознания. Нравственное развитие в подростковом возрасте: Этапы становления самосознания подростка. Динамика образа «Я» в подростковом возрасте. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка.

Теория нравственного развития Л. Кольберга. Предконвенциальный (преднравственный) уровень нравственного развития. Конвенциальный уровень нравственного развития. Постконвенциальный уровень нравственного развития.

Тема 3. Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

Агрессия. Теоретические направления в описании агрессии. Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Факторы становления агрессивных форм поведения. Детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные, биологические. Методы изучения агрессии. Превентивные меры и управление агрессией.

Тема 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка.

Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Классификации типов психопатий и акцентуаций характера. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Циклоидный тип. Лабильный тип. Астено-невротический тип. Сенситивный тип. Психастенический тип. Шизоидный тип. Эпилептоидный тип. Истероидный тип. Неустойчивый тип. Конформный тип. Распространенность различных типов акцентуации среди подростков.

Психопатические развития и виды неправильного воспитания.

Тема 5. Роль семьи в психическом развитии подростков

Ожидания подростков и родителей. Напряженность в отношениях между подростками и родителями. Взаимоотношения подростков с другими членами семьи. Развод и подростки. Подростки в неполной семье. Подростки в смешанной семье.
Содержание дисциплины «Психология подросткового возраста» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование




Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1.

Особенности подросткового периода развития в современном обществе. Половое созревание и физическое развитие подростков.

2*

2*




2

2.

Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

8*

2*

2

20

3.

Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

2*

2*




5

4.

Акцентуации характера и нарушения поведения подростка.

2*

2*

2

5

5.

Роль семьи в психическом развитии подростков

2*

2*




10




ИТОГО 72

16

10

4

42




В том числе в интерактивной форме*

16*

10*








Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента



Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1.

Особенности подросткового периода развития в современном обществе. Половое созревание и физическое развитие подростков.

Работа с источниками осн.:1,

доп.: 8, 9, 15

Написание реферата*

Выступления на практических занятиях, заполненная таблица, выполненные конспекты, реферат*,

2

2.

Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

Работа с источниками осн.:1

доп.: 4, 8, 9, 15
написание реферата*

  1. Написание эссе*



реферат*,

эссе*,


20

3.

Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

Работа с источниками осн.:1

доп.: 12

написание реферата*

написание эссе*

составление презентации*

Выступление на практических занятиях,

лабораторная работа

реферат*

эссе*,

презентация*,


5

4.

Акцентуации характера и нарушения поведения подростка.

Работа с источниками осн.:1, 2

доп.: 9, 15.

реферат*

Лабораторная работа

реферат*,


5

5.

Роль семьи в психическом развитии подростков

Работа с источниками осн.:1

доп.: 4, 8, 9, 15

Написание эссе*:

  1. реферат*



Выступление на практических занятиях,

реферат*

эссе*,


10

Итого

42

Примечание: курсивом и «*» обозначаются вид работ, за которые можно получить дополнительные баллы, которые учитываются в БРС по курсу





4.3. Практические занятия

Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике.
Занятие № 1.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю icon«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе
Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием...
Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

Программа дисциплины утверждаю iconУтверждаю утверждаю
Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г
Программа дисциплины утверждаю icon«утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии
Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий
Программа дисциплины утверждаю iconутверждаю утверждаю
Разработка предложений по стандарту обмена информацией между системами электронного документооборота органов государственной власти...
Программа дисциплины утверждаю iconУтверждаю утверждаю
Настоящее Положение определяет порядок, условия организации и проведения межмуниципального методического конкурса «Мультимедиа-урок...
Программа дисциплины утверждаю iconЭкономический факультет «утверждаю»
Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения...
Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической...
Программа дисциплины утверждаю iconЮридический факультет утверждаю
Ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Римское право», структуру и содержание...
Программа дисциплины утверждаю iconУтверждаю: Директор моудод «цдт»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа дисциплины утверждаю icon«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы политической глобалистики»
Программа дисциплины утверждаю icon«Утверждаю» Проректор по ур гуляева Т. И. 2013 г. Рабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа дисциплины од. А. 03 Бухгалтерский учет, статистика Утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины утверждаю iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Программа дисциплины утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
«Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск