Скачать 0.71 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _______________________ (наименование кафедры) ______________________ (институт/факультет) ___________Берлизова Т.Б. «___» ____________ 20__ г. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика» Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Нормативный срок освоения программы - 4 года Форма обучения - очная Куйбышев 2013 СОСТАВИТЕЛЬ:___Кузнецова Елена Владимировна, кандидат психол. наук, доцент (И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись) РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры психологии (протокол № _____ от «____» ___________20__ г.) СОГЛАСОВАНО Декан/директор ________________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О) Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О) Директор библиотеки _________________ ___________________________ (подпись) (Ф.И.О) 1. Цели и задачи дисциплины: Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического развития в подростковом возрасте. Целями освоения дисциплины является формирование профессиональной компетенции, которая позволяет решать комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, а также формирование у обучающихся знаний о движущих силах развития психики, в том числе, ознакомление студентов с:
Курс выступает важнейшим фактором формирования у студентов современного научного мировоззрения, личностно-профессионального развития и практической профессиональной подготовки. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Курс «Психология подросткового возраста» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.3) к Модулю 2 «Психология и педагогика развития детей». Содержательно и концептуально «Психология подросткового возраста» требует знания современных исследований в области психологии развития, социальной и педагогической психологии, форм и методов педагогического взаимодействия, использования достижений и наработок практической психологии в разрешении различных профессиональных задач в образовании. Методическая взаимосвязь с другими дисциплинами ООП подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование»: «Анатомия и возрастная физиология», «Психология человека», «Теории обучения и воспитания», «Социальная психология», «Психология развития». Данная дисциплина является базой для изучения дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся». Знание ее материалов (общих закономерностей развития основных психических процессов подросткового возраста) необходимо при выполнении курсового и дипломного проектирования, а также при практической работе выпускников по специальности. Все выше сказанное определяет актуальность и перспективность курса и связан с необходимостью повышения психологической культуры выпускника как в научной, так и в образовательной практике. Дисциплина изучается в 6 семестре. Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в форме выполнения контрольных заданий по изученным темам. Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. 3. Требования к уровню усвоения дисциплины Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 (таблица 1). Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.2. Содержание лекционных занятий Тема 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе. Половое созревание и физическое развитие подростков. Особенности подросткового периода. Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический. Влияние общества на подростков. Половое развитие подростков, его значение с точки зрения становления личности. Теория психосексуального развития ребенка З. Фрейда. Влияние формирующегося образа тела на развитие самосознания подростка. Психология раннего и позднего созревания. Тема 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста. Изменения в потребностно-мотивационной сфере и поведении подростков. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Самосознание личности как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Основные сферы психического развития подростков. Познавательное развитие подростков: стадии когнитивного развития Ж. Пиаже. Критика концепции формально-операционной стадии Ж. Пиаже. Исследования интеллектуального развития подростков. Половые различия в интеллектуальном развитии подростков. Социализация личности подростка как этап становления самосознания. Нравственное развитие в подростковом возрасте: Этапы становления самосознания подростка. Динамика образа «Я» в подростковом возрасте. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка. Теория нравственного развития Л. Кольберга. Предконвенциальный (преднравственный) уровень нравственного развития. Конвенциальный уровень нравственного развития. Постконвенциальный уровень нравственного развития. Тема 3. Агрессивность и агрессивное поведение подростков. Агрессия. Теоретические направления в описании агрессии. Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Факторы становления агрессивных форм поведения. Детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные, биологические. Методы изучения агрессии. Превентивные меры и управление агрессией. Тема 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Классификации типов психопатий и акцентуаций характера. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. Гипертимный тип. Циклоидный тип. Лабильный тип. Астено-невротический тип. Сенситивный тип. Психастенический тип. Шизоидный тип. Эпилептоидный тип. Истероидный тип. Неустойчивый тип. Конформный тип. Распространенность различных типов акцентуации среди подростков. Психопатические развития и виды неправильного воспитания. Тема 5. Роль семьи в психическом развитии подростков Ожидания подростков и родителей. Напряженность в отношениях между подростками и родителями. Взаимоотношения подростков с другими членами семьи. Развод и подростки. Подростки в неполной семье. Подростки в смешанной семье. Содержание дисциплины «Психология подросткового возраста» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3). Таблица 2. Тематическое планирование
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента
4.3. Практические занятия Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике. Занятие № 1. |
«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... | Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» | Утверждаю утверждаю Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г | ||
«утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий | утверждаю утверждаю Разработка предложений по стандарту обмена информацией между системами электронного документооборота органов государственной власти... | ||
Утверждаю утверждаю Настоящее Положение определяет порядок, условия организации и проведения межмуниципального методического конкурса «Мультимедиа-урок... | Экономический факультет «утверждаю» Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения... | ||
Рабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической... | Юридический факультет утверждаю Ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Римское право», структуру и содержание... | ||
Утверждаю: Директор моудод «цдт» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | «утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова Рабочая программа дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы политической глобалистики» | ||
«Утверждаю» Проректор по ур гуляева Т. И. 2013 г. Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины од. А. 03 Бухгалтерский учет, статистика Утверждаю Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Юридический факультет утверждаю Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое... | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,... |