Скачать 353.99 Kb.
|
Н.В. ЧереневаСистема работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии. Описанный в данной статье опыт позволяет учителю достичь на своих уроках необходимого уровня индивидуализации учебного процесса при работе с одаренными учащимися. В статье можно найти ответы на вопросы, волнующие современного учителя. Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекут разнообразные учебные приёмы и задания, направленные на развитие психофизиологических процессов учащихся. Детский возраст — это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса определяет динамику развития одаренности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Диагностика учащихся показала, что при ориентации на формирование эмпирического, репродуктивного мышления, многие ученики, хорошо знающие школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, в основном опираются на свою память, испытывают затруднения при ответах на проблемные вопросы. При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно ориентированному, возникает потребность перестроить работу учителя таким образом, чтобы она была построена на критериях «от ученика». А для этого нужно знать, какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ познания и восприятия учебного материала. Как учитель-естественник, я отмечаю, что с одной стороны предмет «биология» обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Для того чтобы эти два «разнообразия» (учеников и учебных форм работы) целенаправленно шли в одном направлении, в своей работе я использую личностно ориентированную технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, применение которой позволяет создать и определить пространство учебного успеха ученика. Поэтому целью моей работы с одаренными учащимися является поэтапное, целенаправленное и управляемое со стороны учителя, определение и развитие параметров учебного успеха на уроках биологии с помощью специальной системы познавательных заданий, создание благоприятных условий для каждого ученика, выявление и активное использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учащихся. Задачу педагога я вижу в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, формы и виды учебной работы, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, вооружить учащихся способам познания окружающего мира, приёмам приобретения новых знаний, умений и навыков, создать условия для наиболее полного раскрытия способностей и дарований каждого ребенка. Исходя из опыта работы, и на основании изученного теоретического материала по данному вопросу, для создания пространства учебного успеха ученика, я использую следующие параметры:
На основании данных параметров разработаны составляющие и структура учебного успеха ученика: Ресурсы учебного успеха ученика
Если развивается и работает любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, то есть его обучаемость. Для эффективного использования технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности с целью развития психофизиологических процессов учащихся на уроках биологии свою работу я строю следующим образом.
Работа с учащимися строится в соответствии со следующими принципами в педагогической деятельности:
I. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика. Чтобы человека обучать и воспитывать его надо знать во всех отношениях. Учитель, как отмечал А.М.Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Для того чтобы проектирование было целенаправленным и осознанным, нужно, прежде всего, ясно представлять конечную цель (что я хочу формировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?). В ходе диагностики изучается следующие особенности учащихся.
Изучается в связи с тем, что в каждом классе до 25% учащихся – так называемые «левши», которые требуют особого подхода в обучении. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование полушарий ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация помогает учителю понять, в каком виде ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие (Приложение 5). II. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ На основании данных диагностики учителем заполняется индивидуальная карта учебного успеха ученика. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА
|
План работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период | Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками учащихся, контроль... | ||
Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Систему работы учителя с неуспевающими учащимися, оставленными на повторный курс обучения, учащимися, имеющими высокую мотивацию... | ||
Доклад государственного бюджетного общеобразовательного учреждения... Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками учащихся, контроль... | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения средней... Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: работа с классными журналами, с дневниками учащихся, выполнение государственных... | ||
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить... | Век активного использование информационных технологий Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию... | ||
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий | «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя английского языка Прмановой Г. Т Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии в образовании» на тему «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя... | ||
Интегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителя начальных классов – проблемная группа по работе с одаренными детьми. Отв. Иванова Т. В | ||
Советы, памятки поддержание дисциплины на уроке Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учитывать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоционального... | Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии... Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия... | ||
Программа "Одаренные дети" система работы школы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными... Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,... |