Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер80.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Развитие навыков коммуникативной компетентности»


Разработала:

педагог-психолог

МОУ МУК №1

Кувшинова Ж.Н.

Кострома 2008

Пояснительная записка
Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой подросткового возраста.

В связи с этим, мы предлагаем коррекционно-развивающую программу «Развитие навыков коммуникативной компетентности», для учащихся старших классов, которая поможет подросткам в решении данных проблем.

В программе курса основная часть времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что главной целью курса является формирование навыков конструктивного общения, развитие коммуникативной компетентности. Психотехнические игры, тренинговые занятия, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.

При освоении технологий эффективных коммуникаций большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.

Задачи программы:

  • научить свободно ориентироваться в межличностном пространстве,

  • устанавливать социальные контакты,

  • с достоинством выходить из конфликтной ситуации,

  • формирование навыка самоанализа.

Данная программа включает в себя 10 занятий, каждое из которых продолжительностью 3 часа. Работа проводится в группе из 8-12 человек. Периодичность встреч – 1-2 раза в неделю.
Учебно-тематический план




Содержание

Кол-во часов

1.

Зачем люди общаются?

3

2.

Общение. Структура и средства общения.

3

3.

Тренинг коммуникативной компетентности (1 часть)

3

4.

Тренинг коммуникативной компетентности (2 часть)

3

5.

Поведение и установки.

3

6.

Убеждение и манипуляция.

3

7.

Психотехники создания доверительных взаимоотношений.

3

8.

Умеем ли мы ссориться?

3

9.

Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.

3

10.

Выйдем с достоинством из конфликтной ситуации. Примирение.

3

Итого

30


Содержание
Урок №1.

Зачем люди общаются?

Цель: Раскрыть понятие «общение» Рассмотреть структуру и средства общения. Изучение личностных характеристик учащегося.

Виды общения. Способы общения. Средства общения. Дискуссия. Игры.

Тест «Оценка уровня развития коммуникативного навыка». Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей.

Урок №2.

Общение. Структура и средства общения.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «вербальное» и «невербальное» общение, раскрыть приемы невербальной коммуникации, развить навыки интерпретации невербальных сигналов в общении. Изучение личностных характеристик учащегося.

Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Мимика. Походка. Межличностное пространство.

Методики:

  1. Умеете ли вы слушать?

  2. Оценка способности к эмпатии.

  3. Оценка перцептивной способности.

  4. Тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?»



Урок №3.

Тренинг коммуникативной компетентности (1 часть)

Цель: Формирование уверенного поведения у учащихся.

Упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие.

Упражнения на новый сенсорный опыт.
Урок №4.

Тренинг коммуникативной компетентности (2 часть)

Цель: Формирование нового навыка общения (компетентности в общении).

Упражнения на «границы психологических пространств».

Упражнения на обратную связь

Урок №5.

Поведение и установки.

Цель: Познакомить учащихся с основными феноменами межличностного восприятия, проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга; развить способность более глубокого понимания влияния этих механизмов на процесс общения.

Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам. Каузальная атрибуция. Определяют ли установки поведение? Определяет ли поведение установки? Почему поступки влияют на установки?

Урок №6.

Убеждение и манипуляция.

Цель: Раскрыть виды конструктивного и неконструктивного общения, проанализировать причины заставляющие людей использовать тот или другой стиль; основные приемы манипуляции; развить навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей.

Убеждение. Два способа убеждения. Слагаемые убедительности. Манипуляция. Характеристика уловок-манипуляций в общении. Общие правила нейтрализации уловок-манипуляций. Тест «Манипулятор».

Урок №7.

Психотехники создания доверительных взаимоотношений.

Цель: Проанализировать трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении; научиться конструктивно реагировать на негативные эмоции других людей; развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.; познакомить учащихся с видами слушания и приемами расположения к себе.

Техники эффективных коммуникаций

  1. Профессиональное слушание.

  2. Конструктивная критика.

  3. Искусство комплимента.

  4. Умение задавать вопросы.



Урок №8.

Умеем ли мы ссориться?

Цель: Дать определение конфликта; проанализировать конфликт с т.з. стадий его развития и последствий; рассмотреть возможные типы поведения в конфликтной ситуации; сопоставить собственную модель поведения в конфликте с реальными действиями.

Конфликт. Типы конфликтов. Возникновение конфликтной ситуации. Типы и стратегии поведения в конфликте. Социальные дилеммы. Тест К. Томаса «Способы реагирования в конфликтной ситуации».
Урок №9.

Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.

Цель: Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, сформировать понятие о стратегиях поведения в конфликте; методы управления конфликтом.

Виды конфликтов. Пути разрешения и предупреждения конфликта. Примирение.

Урок №10.

Выйдем с достоинством из конфликтной ситуации. Примирение.

Цель: Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций.

Тренинг социально-психологический.

Список литературы.


  1. Вачков И. Основы психотехнологии группового тренинга. М., 2001.

  2. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. Л.,1974.

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1989.

  5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, Питер, 2000.

  7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.

  8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

  9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

  10. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

  11. Леонов А.Н., Лебедев В.И. Влияние изоляции на психическое состояние человека.// Хрестоматия по психологии. М.6 Просвещение. 1987.

  12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.

  13. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М. 1974.

  14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

  15. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М. 1987.

  16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

  17. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.. 1964. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.// Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

  19. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2002.

  20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2001.

  21. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1962.

  22. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста/ В.И. Екимова, Т.В. Золотова. М., 2008.

  23. Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. психология для старшеклассников. Часть 2. Психология общения. М., 2002.

  24. Рогов Е.И. Общая психология. М., 1995.

  25. Рогов Е.И. Психология человека. М., 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск