Скачать 80.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Развитие навыков коммуникативной компетентности» Разработала: педагог-психолог МОУ МУК №1 Кувшинова Ж.Н. Кострома 2008 Пояснительная записка Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой подросткового возраста. В связи с этим, мы предлагаем коррекционно-развивающую программу «Развитие навыков коммуникативной компетентности», для учащихся старших классов, которая поможет подросткам в решении данных проблем. В программе курса основная часть времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что главной целью курса является формирование навыков конструктивного общения, развитие коммуникативной компетентности. Психотехнические игры, тренинговые занятия, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога. При освоении технологий эффективных коммуникаций большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении. Задачи программы:
Данная программа включает в себя 10 занятий, каждое из которых продолжительностью 3 часа. Работа проводится в группе из 8-12 человек. Периодичность встреч – 1-2 раза в неделю. Учебно-тематический план
Содержание Урок №1. Зачем люди общаются? Цель: Раскрыть понятие «общение» Рассмотреть структуру и средства общения. Изучение личностных характеристик учащегося. Виды общения. Способы общения. Средства общения. Дискуссия. Игры. Тест «Оценка уровня развития коммуникативного навыка». Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей. Урок №2. Общение. Структура и средства общения. Цель: Познакомить учащихся с понятием «вербальное» и «невербальное» общение, раскрыть приемы невербальной коммуникации, развить навыки интерпретации невербальных сигналов в общении. Изучение личностных характеристик учащегося. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Мимика. Походка. Межличностное пространство. Методики:
Урок №3. Тренинг коммуникативной компетентности (1 часть) Цель: Формирование уверенного поведения у учащихся. Упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие. Упражнения на новый сенсорный опыт. Урок №4. Тренинг коммуникативной компетентности (2 часть) Цель: Формирование нового навыка общения (компетентности в общении). Упражнения на «границы психологических пространств». Упражнения на обратную связь Урок №5. Поведение и установки. Цель: Познакомить учащихся с основными феноменами межличностного восприятия, проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга; развить способность более глубокого понимания влияния этих механизмов на процесс общения. Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам. Каузальная атрибуция. Определяют ли установки поведение? Определяет ли поведение установки? Почему поступки влияют на установки? Урок №6. Убеждение и манипуляция. Цель: Раскрыть виды конструктивного и неконструктивного общения, проанализировать причины заставляющие людей использовать тот или другой стиль; основные приемы манипуляции; развить навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей. Убеждение. Два способа убеждения. Слагаемые убедительности. Манипуляция. Характеристика уловок-манипуляций в общении. Общие правила нейтрализации уловок-манипуляций. Тест «Манипулятор». Урок №7. Психотехники создания доверительных взаимоотношений. Цель: Проанализировать трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении; научиться конструктивно реагировать на негативные эмоции других людей; развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.; познакомить учащихся с видами слушания и приемами расположения к себе. Техники эффективных коммуникаций
Урок №8. Умеем ли мы ссориться? Цель: Дать определение конфликта; проанализировать конфликт с т.з. стадий его развития и последствий; рассмотреть возможные типы поведения в конфликтной ситуации; сопоставить собственную модель поведения в конфликте с реальными действиями. Конфликт. Типы конфликтов. Возникновение конфликтной ситуации. Типы и стратегии поведения в конфликте. Социальные дилеммы. Тест К. Томаса «Способы реагирования в конфликтной ситуации». Урок №9. Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций. Цель: Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, сформировать понятие о стратегиях поведения в конфликте; методы управления конфликтом. Виды конфликтов. Пути разрешения и предупреждения конфликта. Примирение. Урок №10. Выйдем с достоинством из конфликтной ситуации. Примирение. Цель: Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций. Тренинг социально-психологический. Список литературы.
|