Особенности подросткового возраста





Скачать 123.63 Kb.
НазваниеОсобенности подросткового возраста
Дата публикации23.08.2014
Размер123.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16 лет.

Подростковый возраст – период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка.

В этом возрасте особенно проявляется аутизм, т. е. «уход в себя»: потеря детской непосредственности, замкнутость, уход в субъективные переживания. Причины аутизма у подростков, следует искать не столько в половом созревании, сколько в неправильных отношениях подростка с взрослыми, сверстниками, его воспитание в семье и школе.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Чаще всего конфликты подростка с взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как «на маленьких».

Каким же должно быть отношение к подростку со стороны взрослых? Прежде всего, пристальное внимание к его поведению, твердое, неизменное руководство его поведением, а вместе с тем умение все это осуществлять так, чтобы ребенок не чувствовал постоянной мелочной опеки над собой. Подростки любят строгих, но справедливых учителей, которые считаются с их новым положением в жизни, с тем, что они перестали быть «маленькими».

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Более того, подросток может даже «специализироваться», стать юным техником, юным натуралистом и т.д. Нередко именно с этого начинается формирование профессиональных интересов, которые окончательно определяются в старших классах.

Подростки увлекаются многим: спортом, музыкой, туризмом, кино, театром, художественной самодеятельностью, коллекционированием плакатов с изображением своих кумиров, посещением фан-клубов. Во многих случаях интересы принимают характер страсти.

Для подростка характерен повышенный интерес к чувствам и переживаниям людей и, особенно к своему внутреннему миру, склонность к самоанализу.

Самосознание – это осознание самого себя, осознания своих качеств и недостатков, своих способностей и возможностей, потребность в отчете о своих поступках. Высшим уровнем самосознания является ясное представление о своем месте в жизни, осознания себя как личности.

В 12-13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Первоначальное суждение подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Все же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Подростки часто оценивают людей по их отдельным поступкам или отдельным качествам. В результате выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждение подростков также не всегда бывает объективным. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признаваться в своих ошибках.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести ребенка к переоценке себя, к излишней самоуверенности к зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей при общении с подростком.

В подростковом возрасте обостренна боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать самостоятельность, подросток не редко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что сам не прав.

Подростки уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как само- убеждение, само-приказ, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.д.) Важно показать подростку, в чем заключается основной смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБЫ

Большинство трудностей, вызываемых неумением учиться, относится к числу скрытых психологических трудностей. Ученик чувствует их, но не понимает, в чем они состоят, не может их описать, а поэтому обратиться за помощью к старшим.
ЗАГАДОЧНЫЕ ТРУДНОСТИ

К сожалению, родители и учителя не всегда при этом могут прийти на помощь школьникам, потому что они сами часто незнакомы с психологическими аспектами учебной деятельности и ее структурой. Самые очевидные симптомы ее нарушений принимают за что-то другое – проявление лени и недобросовестности школьника, отсутствие способностей и т. д.

Особенно заметно несформированность учебной деятельности начинает проявляться в 4 – 5-х классах, когда учение выходит на довольно-таки сложный уровень и объем изучаемого материала резко возрастает. Кажется, что школьник упирается в какую-то загадочную и непреодолимую стену.

Весьма характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино, или каток – короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными проблемами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

Самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может этого сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим.

Почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать время занятий.

Это грубая психологическая ошибка, Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.
НОВЫЕ ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прежде всего нельзя отождествлять учебную деятельность с приобретением новых знаний, так как они могут быть получены также в процессе игры, работы по дому, чтения книг и т. д.

Только тогда, когда человек ставит себе сознательную цель; научиться чему-то, чего он раньше не знал или не умел, только тогда добывание знаний становится учебной деятельностью.

Следовательно, можно выделить основные моменты.

Во-первых, это учебная задача. По сути это именно то, чем отличается учебная деятельность от всякой другой: научиться чему-то, чего сейчас человек не знает или не умеет.

Во-вторых, это учебные действия: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения.

В-третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает, усвоено то, что подлежит усвоению, или нет.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Научиться выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания – вот то, с чего надо начинать формирование учебной деятельности прямо в 1-м классе. В противном случае школьник, вполне возможно, научиться выполнять различные конкретные задания, но не будет видеть, какая за ними лежит учебная задача.

Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

Как научить ребенка выделять учебную задачу?

Можно использовать ретроспективу (обращение к недавно пройденному материалу). Дело в том, что детям, не умеющим выделять учебную задачу, естественно, плохо удается сделать это на текущем материале. Однако, когда материал освоен, ребенок довольно легко отмечает, что же он теперь умеет, чего не умел раньше.

Можно использовать и такой прием, как сопоставление заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила.

Многие учителя практикуют в завершении урока разбор вопроса: «Чему мы научились на этом уроке?», «Что узнали нового?», что также помогает ребенку осознать учебную задачу.

ПРЕДМЕТ УСВОЕНИЯ

Однако для того, чтобы школьник смог выделять учебную задачу, мало научить его отличать ее от конкретного задания, надо еще научить выделять в материале предмет усвоения.

Неумения выделять предмет усвоения приходиться наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик понимает, как образуется окись азота, двуокись азота, аммиак, он может правильно написать формулу и объяснить реакции, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о химических свойствах азота.

При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не понимая, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», - а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые ребята переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»

Желая помочь подростку, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.

Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом предмете выделяется нужная сторона.

Только этим умение учиться не ограничивается. Надо еще уметь выполнять поставленную перед собой задачу – усвоить то, что подлежит усвоению.
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Одним из наиболее распространенных способов учения, и в частности выполнения домашних заданий, является дословное заучивание. Оно часто необходимо, но, бывает, этот метод оказывается единственным учебным приемом, которым овладел ученик, и поэтому применяет его во всех случаях жизни.

Школьнику надо уметь владеть многими приемами работы.

Когда учащийся имеет перед собой сложное и большое по объему задание, уже недостаточно сосредоточить свои усилия на том, чтобы запомнить материал точно так, как он изложен в учебнике. Чтобы разобраться в нем, школьнику необходимо проводить активную мыслительную обработку прочитанного.
ПРИЕМЫ АКТИВНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

Смысловая группировка

Прежде всего надо начинать с подбора достаточно хорошо структурированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой – не следует соединять ее с задачей «выучить».

Обозначение частей

После того как ребенок выделит части, нужно научить его обозначить их, то есть придумать название.

План материала

Совокупность заглавий, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана – необходимый школьнику навык.

Однако это все же достаточно громоздкий прием активной умственной работы. Составлять план изо дня в день по всем изучаемым в школе темам – дело довольно трудоемкое.

Поэтому поговорим сейчас о других приемах мыслительной обработки текста.

Опорные пункты

Выделение по ходу чтения слова являются обозначением данного отрывка только для самого читающего. Закрепившись в памяти, они (или отдельные фразы) делаются опорными пунктами, припомнив которые человек легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.

Следует разъяснить школьникам, что придумывать такие названия полезно всегда, когда хочешь выучить какой-то материал. Записывать их на бумаге не обязательно, можно делать это в уме.

ОСНОВНЫЕ УСИЛИЯ

Поначалу овладение приемами активной работы требует дополнительных усилий. Выполняя домашние задание, ученик сначала должен будет прочитывать материал и только потом приступить к его умственной обработке: разбить на смысловые группы, дать этим группам названия или выделить в них смысловые опорные пункты, и, наконец, свести их вместе и составить логическую опорную схему материала. Но так будет только на первых порах. По мере освоения этих умений школьнику все реже надо будет специально заниматься этой работой.

Исчезнет необходимость, как было раньше, несколько раз читать и пересказывать заданный урок. Теперь задание средней трудности ученик усваивает после одно, двукратного прочитывания, а для того чтобы убедиться, что он урок знает, достаточно перебрать в уме пункты структурной опорной схемы.

Значит, основные усилия ученик затрачивает теперь не на запоминание текста, а на его активную мыслительную обработку.

Правда, следует отметить, что вначале, когда умственная обработка материала как самостоятельная стадия работы, у некоторых ребят это занимает больше времени, чем при пользовании привычными, старыми приемами. Но после освоения данных приемов, их эффективность целиком окупит и лишнее время, и все затраченные усилия. Ученик должен перейти к такому усвоению материала, когда понимание и запоминание являются результатами одной и той же деятельности, а именно – активной мыслительной обработки материала.
АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Цель первого чтения – самая общая ориентировка в материале.

Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы.

Цель третьего чтения – запоминание. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

Цель последнего чтения – контроль. Человек стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверять себя в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении.

Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием.

Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.
ОЦЕНИ САМ

Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты.

Вроде бы простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты уроки и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Очень часто, особенно в старших классах, ощущение «понятности», возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.

Если речь идет о начальных классах, то проще всего довести до сознания ребенка одну простую истину, только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения.

Необходимо приучить ребенка все время в процессе работы и по окончании сравнить свою работу с каким-то образцом: если это стих – с текстом, если «письмо» - то с прописями, и т. д.

Вообще, чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что заданно, и т. д. Слов нет, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Надо как можно раньше приучить школьника самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы. Следовательно, меняются и приемы контроля.

Вначале пересказ был одновременно и способом заучивания, и способом контроля. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную опорную схему.

Наконец, некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы, контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте, иногда вообще отказываются от контроля как специального действия, завершающего работу над материалом.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Когда же учителям и родителям следует начинать учить школьника приемам активной умственной работы? К тому времени, когда в учебниках будет преобладать материал, требующий от ученика умения производить необходимое обобщение, приемы типа смысловой группировки должны быть уже освоены. К 5-му, даже к 4-му классу школьник должен владеть ими свободно.

Необходимым условием использования предлагаемых приемов является свободное, без каких-либо затруднений, чтение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности подросткового возраста iconТема 1 «Психические новообразования подросткового возраста. Особенности...
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и качества коррекционной работы
Особенности подросткового возраста iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. № п/п
Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста
Особенности подросткового возраста iconВозрастные особенности младшего подросткового возраста
Развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных,...
Особенности подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть особенности подросткового возраста (физиологические и психологические) и убедить родителей в необходимости знания их своеобразия...
Особенности подросткового возраста iconОсобенности развития детей подросткового возраста
Это период роста и физического, в том числе полового созревания от первых его признаков до полного завершения, и социально-психологического....
Особенности подросткового возраста iconОсобенности мотивации учения учащихся подросткового возраста
Желанием разобраться в причинах этого явления и продиктованы проведенные исследования. В статье рассматривается значение мотивации,...
Особенности подросткового возраста iconТематическое планирование по обществознанию, 7 класс
Называть задачи подросткового возраста, высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями
Особенности подросткового возраста icon1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Особенности подросткового возраста iconФизиологические и психологические особенности подростка
Цель: Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями подросткового периода
Особенности подросткового возраста iconПрограмма дисциплины утверждаю
Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического...
Особенности подросткового возраста iconМетодическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей»
Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста
Особенности подросткового возраста iconПовышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста
Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя...
Особенности подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой...
Особенности подросткового возраста icon«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей...
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4
Особенности подросткового возраста iconРодительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста»
Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено...
Особенности подросткового возраста iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Б 5 Психология и педагогика развития детей: психология подросткового возраста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск