Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста





Скачать 74.25 Kb.
НазваниеОсобенности мотивации учения учащихся подросткового возраста
Дата публикации23.08.2014
Размер74.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста

О.М.Лейцина
Интерес к изучению мотивации связан, в первую очередь, с тем, что все чаще к психологу обращаются учителя, родители с проблемой: «Ребенок не хочет учиться». Особенно остро стоит эта проблема в среднем звене школы, в 5-8 классах. Желанием разобраться в причинах этого явления и продиктованы проведенные исследования. В статье рассматривается значение мотивации, целеполагания, их виды, приведены результаты исследования на большой группе учащихся 5-8 классов, предложены пути решения изучаемой проблемы.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, не имеющими самостоятельного значения. Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений.

Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Назвать мотив – это значит ответить на вопрос, ради чего выполняется деятельность. Благодаря мотиву деятельность не замыкается сама на себя, мотив ее выводит, ориентирует на нечто более широкое, лежащее за ее пределами. Именно такая ориентированность и выступает источником деятельности, придавая ей смысл и побуждение. Это нечто более широкое, находящееся вне деятельности, должно быть исключительно значимым, важным для личности. Сила мотива определяется степенью этой значимости. В свою очередь, от силы мотива зависит интенсивность деятельности: мотив выступает ее «энергетической батареей». Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть интерес, стремление поощрения, страх наказания за неуспехи и другие. При этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он, в отличие от других возможных мотивов, только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач. Учебно-познавательный интерес у разных учеников может иметь различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления, актуализироваться с большей или меньшей легкостью, преимущественно в одних или в других учебных ситуациях.

Поскольку конечная цель деятельности в процессе выбора мотива играет определяющую роль, необходимо несколько строк посвятить характеристике цели и целеполагания. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Она выполняет функцию направления деятельности. Четко определенная цель как бы структурирует, «цементирует» всю систему действий, из которых состоит деятельность. Нечеткая, «размытая» цель делает систему действий такой же, что фактически приводит к разрушению всей деятельности. Возникновение целей, их выделение, определение, осознание называется целеполаганием. Важно отметить, что оно имеет, по крайней мере, две формы: самостоятельное определение цели и определение цели на основе выдвигаемых кем-то требований, задач. В учебном процессе второй случай является едва ли не ведущим. Но все дело в том, что предъявляемое ученику со стороны учителя внешнее требование далеко не всегда превращается в цель самого ученика. Внешнее требование может в большей или меньшей степени искажаться, изменяться, что фактически приводит к переопределению цели.

Направление такого переопределения зависит от содержания мотивов ученика (цель обычно переопределяется в направлении «подгонки» под мотив), от его прошлого опыта (какие вообще цели он достигал раньше), от доступных ему способов осуществления учебных действий и т.д.

В исследовании мотивации участвовало 396 учащихся 5-8 классов (114 учащихся 5-х классов, 124 учащихся 6-х классов, 108 учащихся 7-х классов и 50 учащихся 8-х классов).

Для изучения мотивов учения детям была предложена анкета М.В. Матюхиной в авторской модификации (Лейцина О.М.).

Я стараюсь учиться лучше, потому что:

1. На уроках интересно.

2. Заставляют родители.

3. Хочу получать хорошие отметки.

4. Пригодится для будущей профессии.

5. В наше время «незнайкой» быть нельзя.

6. Будут уважать одноклассники.

7. Нравится узнавать новое.

8. Хочу, чтобы хвалили учителя.

9. Хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Хочу больше знать.

11. Люблю мыслить, думать, соображать.

12. Хочу быть одним из лучших учеников.

Все утверждения относятся к определенному виду мотивов:

I. Широкие социальные (для профессии, «незнайкой» быть нельзя) - 5, 4.

II. Узкие социальные (уважение одноклассников, одобрение учителей) – 6, 8.

III. Познавательные (на уроках интересно, люблю мыслить, думать) –1, 11.

IV. Содержания (узнавать новое, больше знать) – 7, 10.

V. Престижа (хорошие оценки, быть лучшим учеником) –3, 12.

VI. «Пресса» (заставляют родители, избегание неприятностей) – 2, 9.

Поскольку каждый мотив содержит два утверждения, а детям предлагалось выбрать от одного до трех утверждений, в некоторых случаях данные превышают 100 %. В ячейках таблицы указаны количество учащихся в процентном отношении к общему количеству учащихся соответствующего класса, которые выбрали тот или иной мотив.

Таблица 1

Показатели мотивов учения учащихся подросткового возраста (n 396)


Мотивы учения

Количество учащихся (%)

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Широкие социальные

81

100

98

115

Узкие социальные

6

13

10

8

Познавательные

39

28

13

28

Содержания

53

35

29

25

Престижа

78

68

56

41

«Пресса»

29

48

61

51



Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что на первом месте по значимости находится широкий социальный мотив. Задумаемся, может ли этот мотив быть побуждающим и наполняющим смыслом учебную деятельность для детей 5-7 классов? Хорошо известно, что учебный процесс для данной возрастной группы должен быть окрашен положительными эмоциональными переживаниями, учащиеся должны получать удовольствие от самого процесса познания, испытывать любознательность и любопытство. Поэтому сила мотива «пригодится для будущей профессии» вряд ли может выступать «энергетической батареей» для учебной деятельности. Этот мотив, скорее всего, является «соломинкой для утопающих», чтобы обозначить хоть сколько бы ни было положительную и значимую цель, поскольку второе и третье места занимают мотивы престижа и «пресса» в 6-8 классах. И только в 5-х классах мотивы содержания и познавательный удерживают второе и третье места. В чем причина такого явления также помогает разобраться анализ данных, представленных в таблице. Мы видим, что количество детей, подвергаемых родительскому «прессу» увеличивается с пятого по седьмой класс. И только к восьмому классу несколько уменьшается, возможно, следуя за существенной возрастной особенностью – снижением родительского авторитета. Интересной представляется также и возрастная динамика мотива престижа. В исследуемой группе детей мы наблюдаем высокую значимость этого мотива в 5-х классах с постепенным снижением значимости к 8-м классам. Можно предположить, что мотив престижа является не истинно ученическим, а скорее родительским. Это родительское желание самоутвердиться за счет ребенка: только тогда, когда ребенок получает хорошие оценки (а иногда и четверка не считается хорошей оценкой), является одним из лучших учеников в классе, родитель получает подтверждение своей родительской компетентности и успешности.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно предположить, что главной и существенной причиной многих школьных бед, таких как потеря интереса к учебе, нежелание учиться, прогулы, плохая дисциплина на уроках, неудовлетворительные отношения с одноклассниками и многих, многих других, является «некачественная» учебная мотивация, которая не обеспечивает достаточно устойчивый и сильный импульс для выполнения учебной деятельности. А цели, которые формируются под действием таких мотивов, не могут выполнять своей «цементирующей» функции.

Что можно посоветовать родителям, педагогам в такой ситуации? Думается, что в первую очередь надо переосмыслить значение и «вес» школьной оценки. К сожалению, сейчас она напоминает скорее кнут, занесенный над ребенком, а не просьбу учителя к ребенку поработать еще над какой - либо темой или слова благодарности за хорошо усвоенный урок. Причем, главную роль в таком преображении оценки играют, по моему мнению, родители, слишком бурно реагирующие на неуспешность своего чада. Многие могут упрекнуть меня, что я предлагаю еще более усугубить ситуацию с учебной мотивацией, отняв у взрослых такой весомый «аргумент». Это было бы справедливо, если бы я не предложила родителям за «плохой» оценкой видеть не только лень или непонятливость своего ребенка, а призыв о помощи к родителям: «Мне трудно, я многого не понимаю, не успеваю работать со всеми, у меня что-то болит…». Родители должны занять активную позицию помощи своему ребенку, проявить искреннюю заинтересованность в выявлении причин неуспешности, создать адекватные условия обучения.
Литература.

  1. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. С. 447.

  2. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Г.В.Репкина, Е.В.Заика. – Томск: «Пеленг»,1993. С. 61.

  3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.-М.: Педагогика,1984. С. 144.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подробный поэлементный анализ учебной мотивации (т е качественную характеристику всех показателей мотивации) считаем целесообразным...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconТема 1 «Психические новообразования подросткового возраста. Особенности...
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и качества коррекционной работы
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. № п/п
Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconВозрастные особенности младшего подросткового возраста
Развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных,...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconУрок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных...
Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть особенности подросткового возраста (физиологические и психологические) и убедить родителей в необходимости знания их своеобразия...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconСценарий внеклассного мероприятия «День учителя»
Способствовать усилению мотивации учения; развивать кругозор и творческие способности учащихся
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconОсобенности развития детей подросткового возраста
Это период роста и физического, в том числе полового созревания от первых его признаков до полного завершения, и социально-психологического....
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста icon«Новые формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся основной школы» Цель педсовета
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной задачей педагогики в настоящее время является совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся. Ввиду демографического...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconУрок по теме «Фосфор, строение атома, свойства»
Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПовышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста
Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconСоциокультурные стандарты привлекательности и их связь с формированием...
Биболетова М. З., Трубанева Н. Н.( Программа курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащихся 7 классов общеобразовательных...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный курс интегрирует современные социологические, экономические политические, правовые, этические, социально-психологические знания...
Особенности мотивации учения учащихся подросткового возраста iconПути формирования мотивации учения у младших школьников
Москва


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск