Социокультурные стандарты привлекательности и их связь с формированием образа тела и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста.
М.Ю. Дурнева, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №25, mkelina84@mail.ru
Т.А. Мешкова, декан факультета клинической и специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, tmesh@mail.ru
За последнее время влияние общего социокультурного фактора, состоящее в идеализации крайне низкого веса у женщин, достигло огромных размеров. Сосредоточение внимания женщин на стремлении к худобе является сейчас нормативом, а навязанные образы масс медиа становятся все более жесткими и нереалистичными. Все это повышает риск развития таких расстройств как дисморфофобия (неудовлетворенность телом) и нарушение пищевого поведения (НПП).
Социальные стандарты привлекательности наиболее значимы для женщин, поскольку они, в отличие от мужчин, больше подвергаются оценке с позиции «привлекательна - не привлекательна». По этой причине влияние масс медиа направлено, в первую очередь, на женскую аудиторию. Например, реклама разнообразных диет встречается в десять раз чаще в женских журналах, чем в мужских [3]. Если говорить о распространенности НПП среди женщин и мужчин, то соотношение будет примерно такое же: у женщин нарушения пищевого поведения встречаются примерно в десять раз чаще, чем у мужчин.
В зарубежной литературе опубликовано множество исследований, направленных на изучение влияния социокультурных факторов на формирование образа тела и пищевого поведения у женщин, однако в отечественной литературе наблюдается недостаток подобных исследовательских работ.
Целью данного исследования является изучение влияния социокультурного фактора на формирование образа тела и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста. Мы полагаем, что наличие жесткой связи между физической привлекательностью, эталоном которой являются худые образы масс-медиа, и другими аспектами жизни выступает в качестве одного из главных факторов формирования негативного восприятия тела и нарушений пищевого поведения.
В исследовании приняли участие 107 девушек 12-23 лет (средний возраст 17 лет, Sd=2,86) – учащиеся школ и студентки.
В качестве инструментария были выбраны:
опросник EAT-26 (Eating Attitudes Test) - широко применяемый во всем мире скрининговый опросник, направленный на выявление степени риска развития пищевых расстройств и состоящий из трех шкал - увлечение диетами, шкалы булимии и шкалы орального контроля [2]. Для подсчета суммарного балла мы использовали диагностическую шкалу, в которой 0 баллов соответствует ответам «Никогда», «Редко», «Иногда»; 1 балл - ответу «Часто», 2 балла - ответу «Обычно», 3 балла - ответу «Всегда». Значения суммарного балла, равные 20 и выше свидетельствуют о риске НПП.
опросник BAS (Body Appreciation Scale), направленный на изучение отношения к собственному телу [1]. Чем выше суммарный балл по данному опроснику, тем выше уровень удовлетворенности собственным телом.
опросник SCAA (Social and cultural attitudes about appearance), направленный на изучение связи между привлекательностью и разнообразными аспектами жизни, такими как социальное принятие, самооценка, успешность в жизни и личное счастье [3]. Опросник состоит из 26 утверждений. Все утверждения сгруппированы в пять факторов: 1) привлекательность, фитнес и самооценка (например, «Люди, физически более развитые и совершенные, чувствуют себя более привлекательными»); 2) привлекательность и счастье (например, «Необходимо быть физически привлекательным, чтобы иметь счастливую жизнь»); 3) худые образы масс медиа как эталоны привлекательности (например, «Чтобы соответствовать стандартам красоты, женщине необходимо быть очень худой и всегда в тонусе»); 4) привлекательность и социальное принятие («Чем привлекательней человек выглядит, тем лучше его принимают другие»); и 5) привлекательность и успешная работа (например, «Люди в хорошей физической форме более успешны в работе»). Чем выше суммарный балл, а также баллы по каждому из этих факторов, тем сильнее влияние социокультурного фактора. Особенность опросника состоит в том, что испытуемый должен оценить каждое высказывание с трех позиций: 1) насколько испытуемый сам согласен с этими высказываниями, 2) насколько общество (по мнению испытуемого) согласно с данными высказываниями и 3) насколько образ жизни самого испытуемого соответствует данным высказываниям (например, если он согласен, что хорошая физическая форма сопутствует успеху, поддерживает ли он сам эту форму). В данной работе мы пока использовали только результаты ответов по первой позиции (степень согласия испытуемых с высказываниями). Опросник был переведен с английского языка и впервые используется на российской популяции.
В результате статистической обработки данных мы получили положительные корреляции между суммарным баллом EAT-26 и факторами опросника SCAA, а также отрицательные корреляции между суммарным баллом BAS и факторами опросника SCAA (табл.).
Шкалы SCAA
| Удовлетворенность телом (BAS)
| Риск НПП (EAT-26)
| N
| r
| N
| r
| Привлекательность, фитнес и самооценка
| 107
| -0,26*
| 100
| 0,42**
| Привлекательность и счастье
| 107
| -0,23*
| 100
| 0,33**
| Худые образы масс-медиа как эталоны привлекательности
| 107
| -0,33**
| 100
| 0,43**
| Привлекательность и социальное принятие
| 107
| -0,22*
| 100
| 0,39**
|
*p< .05, **p< .01
Таким образом, чем выше неудовлетворенность телом и больше риск нарушений пищевого поведения, тем выраженнее влияние социокультурного фактора, в основе которого лежит жесткая фиксация представлений девушек о связи между физической привлекательностью и успешностью в жизни в целом (счастье, социальное принятие, успех). Полученные результаты нуждаются в дальнейшем эмпирической проверке. Предполагается в дальнейшем проанализировать оставшиеся две позиции опросника SCAA.
Avalos L., Tylka T., Wood-Barcalow N. The body appreciation scale: development and psychometric evaluation//Body image. 2005 (2).
Garner D., Olmsted M., Garfinkel P., Bohr Y. The eating attitude test: psychometric features and clinical correlates//Psychological medicine. 1982 (12).
Kiang L., Harter S. Sociocultural values of appearance and attachment processes: an integrated model of eating disorder symptomatology//Eating Behaviors. 2006 (7).
|