«Формирование здорового образа жизни подростков»





Скачать 258.3 Kb.
Название«Формирование здорового образа жизни подростков»
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер258.3 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Администрации Ступинского района Московской области

Реферат



Тема: «Формирование здорового образа жизни подростков»

ВЫПОЛНИЛ:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Михеева Е.Б

МЕЩЕРИНО - 1


2012
ПЛАН


  1. Введение

  2. Психофизиологические особенности подростков.

  3. Основы здорового образа жизни и его составляющие.

  4. Вредные привычки.

  5. Способствование формированию здорового образа жизни у подростков на уроках ОБЖ.

  6. Выводы.

  7. Литература.

Введение.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия. Даже субъективные блага – качество ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают». Философ Артур Шопенгауэр.

Здоровье бесценное состояние не только человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением здоровья. Важно также постоянное повышение знаний о мире и о себе, своем месте и роли в окружающей среде, совершенствование своих духовных и физических возможностей и обеспечения социального благополучия (морального и материального).

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают от бессонницы, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Тем самым, подавая отрицательный пример подрастающему поколению.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягивая руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, где спокойное течение и учить детей плавать. Река – это образ жизни и мы должны научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

-3-

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего, семья, родители, затем школа, учителя.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. И результат будет. Здоровье детей в России станет лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

-4-

Глава 1




Психофизиологические особенности подросткового возраста




Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания организма. Полностью формируются пропорции тела, заканчивается окостенение скелета и рост тела в длину.

Эти внешние изменения организма связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Происходит усиленный рост и развитие всех органов и систем, что обусловлено активизацией работы желез внутренней секреции: половых, щитовидной, гипофиза. Сложные процессы происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах мозга.

Большие изменения происходят с сердечно-сосудистой системой. У подростков быстро растет сердце. Оно увеличивается по весу в 2 раза, объем крови, выбрасываемой из сердца, увеличивается в 2,5 раза. В связи с этим, снижается ЧСС, но также это может приводить к увеличению систолического давления, так как сосуды еще не готовы принимать увеличенный объем крови. При этом, иногда вызывая возрастную гипертонию.

В подростковом возрасте отмечается неустойчивость организма к температурным воздействиям. Поэтому высокая температура окружающей среды на подростка может оказать более выраженное воздействие, чем на взрослого.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных и ответственных, так как психика в этот период характеризуется повышенной эмоциональностью. Подросток часто пытается казаться взрослым, проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, что не всегда помогает достичь успеха, а иногда приводит к глубокому разочарованию. Возникают разногласия в оценках, приоритетах, стилях жизни и интересах в семье и школе. Они часто приводят к конфликтам, которые травмируют и подростка, и тех, кто его окружает. Легкая внушаемость легко уживается в подростке с упрямством. Повышается потребность в дружбе со сверстниками, укрепляется ориентация на мнение коллектива – класса, компании. Ярко выражен интерес к приключениям, героическим поступкам. Формирование новых психологических качеств личности повышает эмоциональную напряженность и неустойчивость нервной системы.

Состояние здоровья подростков часто ухудшается из-за того, что нагрузки, которые они испытывают, превышают возрастные возможности. Недосыпание, физическое утомление, конфликтные ситуации приводят к срыву в работе той или иной системы.

-5-

Поэтому необходимо в этом возрасте обращать внимание на окружающие условия существования подростка для сохранения и укрепления здоровья. Прививать ему привычки здорового образа жизни.

-6-

Глава 2
Основы здорового образа жизни и его составляющие.
Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства становится фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепления своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления: активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья и стремления человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья

Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек, в отличие от остального животного мира, наделен творческим разумом, а значит, обладает биологическим (физическим) и духовным здоровьем. Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познания окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается оно умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Н.М Амосов в книге «Раздумье о здоровье» отмечает: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Так, предрасположенность к определенным заболеваниям, степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может также составлять до 20%. Так как оно прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного

- 7 -

воздуха или воды.

Духовные факторы тоже являются важными компонентами здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни, а степень его влияния на здоровье человека составляет 50%.

Социальные факторы – это когда человек имеет возможность для самореализации и ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Уровень влияния медобслуживания на здоровье человека составляет 10%.

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Разрушить свое здоровье можно, купить невозможно. А ведь оно обеспечивает людям полноценную жизнь во всех без исключения проявлениях. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Потребность в хорошем и крепком здоровье должна быть такой же естественной, как потребность в движении, пище, удовольствиях и многом другом.

Рассмотрим основные элементы жизнедеятельности человека, рациональное сочетание которых обеспечивает высокое качество жизни:

  • оптимальный уровень двигательной активности;

  • закаливание;

  • рациональное питание;

  • соблюдение режима труда и отдыха;

  • личная гигиена;

  • экологически грамотное поведение;

  • психическая и эмоциональная устойчивость;

  • сексуальное воспитание;

  • отказ от вредных привычек;

  • безопасное поведение дома, на улице и в школе.

Двигательная активность.

Двигательная активность оказывает положительное влияние на здоровье человека. Она стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, повышает устойчивость к неблагоприятному воздействию факторов риска, снимает психическое и эмоциональное напряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повышает умственную и физическую работоспособность независимо от возраста, пола, профессии. Двигательная активность должна соответствовать потребностям организма. Недостаток или избыток движения могут привести к различным заболеваниям. При недостатке движения – гиподинамии – у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается сила сокращения мышц, страдают и другие функции организма. Ухудшается память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. То есть, состояние гиподинамии значительно понижает трудовую

- 8 -

активность, у человека резко уменьшается адаптационные возможности, ослабляются защитные силы организма, создаются предпосылки для возникновения заболеваний.

Итак, физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, удлинению его творческой жизни.

Закаливание.

Достижение необходимой гармонии человека с внешней средой возможно лишь посредством закаливания. Оно не только повышает устойчивость организма к воздействию природных факторов, но и является могучим средством, обеспечивающим его нормальное развитие. Закаливание – одно из эффективных средств укрепления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышение его устойчивости к изменениям природных условий. Физиологическая сущность закаливания организма заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перегреванию. Такой человек легче переносит физические и психические нагрузки, менее утомляется, сохраняет высокую работоспособность и активность.

Закаливание ослабляет или устраняет негативные реакции организма на изменения погоды (понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боль в сердце, суставах т.д.).

Под влиянием тепла или холода в организме происходят различные физиологические сдвиги. Повышается активность центральной нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, возрастают защитные свойства организма. Начинать закаливать организм можно в любом возрасте, но лучше это делать с детства. Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода. Такое же действие оказывают душ, баня, сауна, кварцевые лампы.

Рациональное питание.

Рациональное питание – это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно обеспечить потребность организма в энергии. Именно питание поддерживает биологическую жизнь, обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой.

Полноценность питания во многом определяет состояние здоровья человека. От питания зависит физическое развитие (рост, масса), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни. Отсутствие питания приводит к неминуемой смерти человека, а недостаточное питание неблагоприятно воздействует на состояние его здоровья.

- 9 -

Таким образом, жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды и при этом соблюдается их разумное соотношение.

Пищевые вещества, попадая в организм, человека используются им для получения энергии и для строительства самого себя. Энергию, которую организм получает из пищи при ее сгорании, он расходует на две цели: для обеспечения своей жизнедеятельности и для выполнения какой-либо работы. Затрачиваемую энергию человек постоянно восполняет из пищи. Потребление и затраты должны быть равными. Основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим питания, т.е. правильное распределение приемов пищи в течение дня. Несоблюдение режима питания приводит к расстройству не только пищеварительной системы, но и общего состояния организма.

Соблюдение режима труда и отдыха.

Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца. Соблюдение правильного режима является важным фактором восстановления работоспособности, чередования труда и отдыха.

Одним из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.

Очень важно организовать отдых вне рабочего времени. Отдых может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе большое внимание необходимо уделить ночному сну (должно быть оптимальное количество часов для сна, постоянное время отхода ко сну).

Активный отдых также необходим, чтобы чередовать умственную и физическую нагрузку. Учеба – это умственная деятельность, относящаяся к числу очень трудных. В связи с большим количеством информации она требует напряжения коры головного мозга, ограничения в движениях и позах, что приводит к напряженной работе одной группы мышц при бездействии другой. Длительная и интенсивная умственная деятельность приводит к снижению работоспособности: замедляется темп работы, нарушаются ритмичность, точность и координация движений, ослабляется внимание и увеличивается число ошибок. Умственное утомление проявляется и в снижении продуктивности труда, появлении рассеянности, двигательном беспокойстве, появлении головной боли и бессонницы. После умственной нагрузки необходим активный отдых, включающий в себя физические упражнения самого различного характера. Надо стремиться активным отдыхом снять утомление и восстановить свои силы. Поэтому труд и отдых, взаимно дополняя друг друга, представляют собой сменяющиеся способы деятельности.
- 10 -

Личная гигиена.

Жизнедеятельность человека с первых же его дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней средой. Науку, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека и всего населения, а также разрабатывает гигиенические нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности и продления активного долголетия людей, называют гигиеной.

Понятие «личная гигиена» очень широкое и включает в себя выполнение многих гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Когда мы говорим о личной гигиене, то имеем в виду гигиену отдельного человека, которая в свою очередь, имеет большое значение для социальной гигиены, т.е. гигиены общества в целом. Личная гигиена включает в себя гигиену жилища, питания, воды, кожи, одежды.

Рассмотрев некоторые составляющие здорового образа жизни, можно сказать о том, что если человек не будет знать элементарных основ, и не будет соблюдать здоровый образ жизни, то он нанесет непоправимый вред своему здоровью, заработает различные заболевания внутренних органов, снизится его работоспособность и сократится срок жизни.

- 11 -

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование здорового образа жизни подростков» icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconСмирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж
Разработал: Звонарёв Андрей Анатольевич, заместитель директора по военно-патриотической работе,преподаватель обж мкоу «Кетовская...
«Формирование здорового образа жизни подростков» icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
«Формирование здорового образа жизни подростков» icon«Библиовакцина»: комплексная программа по формированию здорового...

«Формирование здорового образа жизни подростков» iconРабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе
В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья»
Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconЗдоровье будущих поколений
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
«Формирование здорового образа жизни подростков» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
«Формирование здорового образа жизни подростков» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Технологии обеспечения здорового образа жизни» является подготовка будущих социальных работников по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск