Скачать 181.08 Kb.
|
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. В соответствии со Стандартом в УМК «Школа 21 века» базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни формируется в два этапа: первый — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, второй — организация просветительской работы образовательного учреждения. Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
В качестве образовательной программы классами работующими по программе «Школа 21 века» используется учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 класса («Учусь понимать себя»), 3 класса («Учусь понимать других»), 4 класса («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей. Программа предусматривает разные формы организации занятий:
Также создана программа для классов работающих по УМК «Гармония» Цель программы:
культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы: – актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией; – доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объём информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен; – положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным применительно к здоровью стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. демонстрация положительных примеров, более эффективна, чем акцент на отрицательных последствиях негативного по отношениию к здоровья поведения; – последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления; – системности. Этот принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы; – сознательности и активности. Он направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего при изучении форм поведения и стилей жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического,психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для обра- зовательной системы «Гармония» характерна прежде всего гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального,социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здоро- вого и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создаёт для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные знания о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья, о физической культуре и спорте. Основные направления просветительской и мотивационной работы
Примерное программное содержание по классам
Деятельность по реализации программы Утренняя зарядка- в независимости от программы обучения. Творческие конкурсы: # рисунков – «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растём», «Физкульт-ура!»; # поделок – «Золотые руки не знают скуки»; # фотоколлажей – «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»; # стихов на заданные рифмы – «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»; # сказок – «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух». Работа клуба «Здоровье» 1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. 1. Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения. 2. В гости к королеве Зубной Щётке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой? 3. Надёжная защита организма. Забота о коже. 4. Чтобы уши слышали (правила личной гигиены). «Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами). 5. Незаменимые помощники (расчёска, носовой платок и др.). 6. Если хочешь быть здоров – закаляйся! Обтирание, обли- вание. Я выбираю ЗОЖ. 2-й год. Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 1. Сон – лучшее лекарство. 2. Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться? 3. Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина. 4. Физкультура в молодости – здоровье в старости. 5. Движение и здоровье. 6. Подвижные игры. 7. Народные игры. 8. Доктора природы. 3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ. 1. Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие? 2. Как настроение? Эмоции, чувства, поступки. 3. Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя. 4. Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно! 5. Красота души и тела. 6. Учение с увлечением. 7. Лучший отдых – любимое занятие. 8. Умей организовывать свой отдых. 4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье? 1. Что зависит от моего решения? 2. Почему некоторые привычки называют вредными? 3. Зло – табак. 4. Зло – алкоголь. 5. Зло – наркотик. 6. Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопас- ного поведения. 7. Телевизор и компьютер – друзья или враги? 8. Будем делать хорошо и не будем плохо. Праздники здоровья 1 класс – Друзья Мойдодыра (утренник) 2 класс – С режимом дня друзья! (устный журнал) 3 класс – Парад увлечений (форум) 4 класс – Нет вредным привычкам! (марафон) Работа клуба интересных встреч (в организации и про- ведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий) 1-й год 1. О чём поведал микроскоп? (врач-гигиенист) 2. Береги свои зубы (врач-стоматолог) 3. Первая помощь при обморожении (школьная медсестра) 4. Внимание, клещ! (медсестра) 2-й год 1. Профилактика детского травматизма. Операция «Внимание: дети!» (инспектор ГИБДД) 2. Если дружишь с физкультурой (учителя физ-ры ) 3. Профилактика простудных заболеваний. (медсестра)
3-й год 1. Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность) (психолог) 2. В мире прекрасного (преподаватель изо) 3. Профессия – журналист (встреча с корреспондентом местной газеты) 4-й год 1. Береги здоровье смолоду! (детский врач) 2. Профилактика алкоголизма и табакокурения (социальный педагог) 3. Профилактика наркомании (ИДН) 4. Как быть другом (психолог) Экскурсии 1-й год – По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в ДОУ; 2-й год – в аптеку, в пожарную часть; 3-й год – в районный музей; 4-й год – в церковь. Работа с родителями. Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи. -Тематика родительских собраний 1-й год. Здоровье ребёнка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника(семинар-практикум) 2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников? (Полезные советы на каждый день) 3-й год. Спортивные традиции нашей семьи (Круглый стол). Эмоциональное состояние 4-й год. Как уберечь от неверного шага? (Профилактика вредных привычек) Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся (Ежегодная церемония вручения премии «Ученик года» по номинациям) Тематика консультативных встреч 1. Гигиенические требования к организации домашней учебной работы. 2. Комплекс микропауз при выполнении домашней работы. 3. От чего зависит работоспособность младших школьников? 4. Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости. 5. Профилактика близорукости. 6. Профилактика нарушения осанки. 7. Упражнения на развитие внимания. 8. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти. 9. Упражнения на развитие логического мышления. 10. Предупреждение неврозов. Циклограмма работы класса
Здоровьесберегающая инфраструктура образователь- ного учреждения включает: # соответствие состояния и содержания здания и помеще- ний образовательного учреждения санитарным и гигиениче- ским нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; # наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; # организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; # оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт- площадок необходимым игровым и спортивным оборудова- нием и инвентарём; # наличие помещений для медицинского персонала; # наличие необходимого (в расчёте на количество обучаю- щихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспе- чивающих оздоровительную работу с обучающимися (лого- педы, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагаются на администрацию образовательного учреждения. Предполагаемый результат реализации программы: # стабильность показателей физического и психического здоровья детей; # сокращение количества уроков, пропущенных по болезни; # активизация интереса детей к занятиям физической культурой; # рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам; # высокий уровень сплочения детского коллектива; # активное участие родителей в делах класса; # способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ. Связи, устанавливаемые для реализации программы Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь. Внешние: детская библиотека, спортивные секции,ДЮСШ. Критерии результативности: # автоматизм навыков личной гигиены; # эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребёнка»,«Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся – «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»). |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», с. Березичский стеклозавод Козельского... | Закон Российской Федерации «Об образовании» Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | ||
Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | Образовательная программа 1-4 классы 1 Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни |