Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни





Скачать 355.84 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
страница1/2
Дата публикации14.08.2014
Размер355.84 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
5.4. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

5.4.1. Введение

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МБОУ СОШ № 37 на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992г. № 3266-1);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от «6» октября 2009года № 373);

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Планета знаний»;

  • Школьная комплексно-целевая программа «Здоровье и образование» (приказ № 312-п от 29.08.2009)


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом реального состояния здоровья детей, имеющих место в МБОУ СОШ № 37
Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, воспитание экологически целесообразного поведения, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени начального общего образования:

  • привести условия обучения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;

  • обеспечить благоприятный психологический и эмоциональный микроклимат в коллективе;

  • оказывать психологическую помощь ребенку, способствующую сохранению его физического и психического здоровья;

  • формировать здоровые взаимоотношения ребенка с окружающим миром;

  • формировать представлений у детей о природе как среде жизнедеятельности человека, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о позитивных факторах, влияющих на здоровье  (научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;   сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;   сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;   дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки);

  • формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем;

  • развивать экологическое мышление;

  • повышать психологическую и педагогическую грамотность родителей; изменить отношение родителей к проблемам сохранения здоровья детей;

  • организовать мониторинг.

Планируемые результаты

  • Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);

  • рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • сформированность основ экологической культуры;

  • сформированность у школьников ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • получение первоначального личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

  • углубление психолого-педагогической компетентности родителей; приобретение родителями знаний по формированию у детей ЗОЖ и стереотипов безопасного поведения;

  • эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

  • снижение показателя заболеваемости учащихся;

  • уменьшение проявления детьми опасных форм поведения; развитие у детей навыков критического мышления и стереотипов позитивного поведения.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни содержит:

  • Характеристику контингента учащихся с позиции реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МБОУ СОШ № 37;

  • Направления реализации программы;

  • Виды деятельности и формы занятий с обучающимися и родителями (законными представителями) по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

  • Критерии, показатели эффективности деятельности МБОУ СОШ № 37 в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

  • Методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.


5.4.2. Характеристика состояния здоровья контингента учащихся и факторы риска

В начале каждого учебного года проводится мониторинг общих показателей состояния здоровья обучающихся. За последние 3 года его можно представить следующим образом:

Распределение обучающихся по медицинским группам (%)

Из данной диаграммы видно, что количество здоровых детей на протяжении трёх последних лет остаётся очень маленьким и имеет отрицательную динамику- минус 0,2%

Виды заболеваний обучающихся


Самым распространённым заболеванием среди обучающихся нашей школы является заболевание органов зрения. В основном это близорукость. За последние три года количество таких детей уменьшилось на 1%. На столько же уменьшилось число детей с искривлением позвоночника. Увеличилось количество обучающихся с нервно-психическими, сердечнососудистыми, ЛОР-заболеваниями и заболеваниями эндокринной системы, нарушениями работы органов пищеварения.

Распределение обучающихся по физкультурным группам


На 1 % за последние 3 года увеличилось количество детей с основной группой здоровья. С подготовительной стало меньше на 1%. Количество обучающихся со специальной группой А сократилось на 2%, а группой В увеличилось на 1%.

5.4.3. Направления реализации программы
Как видно из таблиц, здоровье детей лучше не становится, поэтому оздоровительная работа была продолжена в 2010-2011 учебном году.

Она включила несколько традиционных направлений: ежедневная оздоровительная работа, гигиена и охрана здоровья детей, массовая физкультурно-спортивная работа, работа с родителями обучающихся и членами коллектива.

Ежедневная оздоровительная работа – это физкультминутки на общеобразовательных предметах в 1-11 классах, проветривание кабинетов, динамическая пауза в режиме дня первоклассников.

Цель здоровьесберегающей деятельности не только укрепление здоровья, но и сохранение жизни обучающихся. В течение года с этой целью проводилась планомерная работа по профилактике детского травматизма.

В школе оформлен уголок безопасности дорожного движения, который размещён рядом с ученической раздевалкой. В школьной библиотеке регулярно оформляется выставка детской литературы по ПДД, пожарной безопасности.

В планах воспитательной работы запланированы тематические классные часы по ПДД, правилам пожарной безопасности, личной безопасности учащихся.

Реализован социальный проект «Островок безопасности». Преподавателем-организатором ОБЖ в рамках плана мероприятий по профилактике ДТП была разработана и успешно прошла лицензирование программа объединения дополнительного образования «ЮИД». С 2010-2011 учебного года включена в план ДО и успешно реализуется до сих пор.

В школе регулярно проводятся практические занятия по эвакуации детей из здания школы в целях подготовки педагогического коллектива и учащихся к действиям во внештатных ситуациях.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья учащихся – основная цель уроков ОБЖ. Организатором ОБЖ Барановой И.Л. уже не первый год осуществляется руководство объединением дополнительного образования «Огнеборцы». Деятельность этого объединения направлена на пропаганду сохранения жизни и здоровья учащихся и оказание помощи учителям в проведении мероприятий по изучению правил пожарной безопасности.

Профилактике детского травматизма способствует организация дежурства по школе. Дежурство осуществляется обучающимися 8-11 классов в строгом соответствии с графиком, который составляется на четверть и утверждается директором школы.

С целью профилактики случаев травматизма 1 раз в неделю классный руководитель проводит тематическое мероприятие и фиксирует его проведение в Журнале регистрации инструктажей обучающихся по охране труда и правилам дорожного движения.

В 2010-2011 учебном году наблюдается увеличение охвата обучающихся занятостью дополнительным образованием по спортивной направленности (с 415 человек в 2008-2009 учебном году до 421 в этом).

Изменилась картина и с количеством участников спортивных соревнований. Их количество выросло с 32 человек в 2008-2009 до 140 в 2010-2011 уч. г.
Диаграмма №7

Охват школьников спортивными мероприятиями
В целом охват обучающихся спортивными мероприятиями в 2010-2011 учебном году составил 100%.
Охват горячим питанием (%)

Создание здоровьесберегающей среды в МБОУ СОШ № 37
В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья:

  • Реальная площадь учебных помещений на 1 обучающегося – 3 и более кв. м;

  • Мебель ростовая, соответствует возрастным особенностям детей;

  • Площадь одного рабочего места в кабинете ИКТ – 4 кв. м;

  • Освещённость рабочего места ученика – 300 лк;

  • Специальное освещение классной доски – 400 лк;

  • Наличие условий для физического развития детей (2 спортивных зала - большой и малый, душевые кабины в большом спортивном зале, хоккейный и теннисный корты, спортивно-игровое оборудование);

  • Столовая на 1520 мест располагается в специально-оборудованном помещении, имеются условия для приготовления горячей пищи и буфет.

  • Процедурный кабинет;

  • Стоматологический кабинет;

  • кабинет педагога-психолога;

  • учебные кабинеты – 26-31 на 2 этаже и 44,43,41,40,39,38 на 3 этаже младшего блока;

  • Благоустроенные санузлы и гигиенические комнаты.

  • Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Школьная столовая позволяет организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время:

График работы столовой

8.30 – 15.30

Время приёма пищи

Вид пищи

Классы

1 перемена

завтраки

1,2-е, 4а

2 перемена

завтраки

3-и, 4б,4в, 5-е

3 перемена

завтраки

6-11

с 12.25

обеды

ГПД

с 14.55

полдники

ГПД

В МБОУ СОШ № 37 реализуется программа "Чистая вода", соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в каждом кабинете начальной школы.

Контроль за работой пищеблока возлагается на членов бракеражной комиссии и комиссии из числа родителей школы.

В школе работает 2 медицинских кабинета, в том числе стоматологический:

График работы медицинского кабинета

ФИО специалиста

Дни работы

Время работы

Врач-педиатр

Овчинина Ирина Владимировна

понедельник

8.00-16.12

пятница

8.00-16.12

Фельдшер

Завьялова Татьяна Васильевна

понедельник

8.00-15.42

четверг

8.00-15.42

пятница

8.00-15.42


График работы стоматологического кабинета

ФИО специалиста

Дни работы

Время работы

Врач

Корешкова Римма Петровна

Медсестра

Агеева Асия Сабитовна

понедельник

8.00-14.00

пятница

8.00-14.00

Медицинские кабинеты лицензированы и осуществляют весь необходимый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить организационные, лечебно-профилактические, санитарно-эпидемические, санитарно-просветительские. Фельдшер выполняет свои должностные обязанности по трем основным направлениям работы: организационное, лечебно-профилактическое, санитарно-противоэпидемиологическое: составляет список учащихся подготовительной или специальной группы здоровья и дает рекомендации учителям о силе физической нагрузки. Регулярно проводятся профилактические прививки по возрасту. Ежегодно учащиеся проходят медицинский осмотр.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

п/п

ФИО

Специальность

Функции




Богомолов Александр Васильевич

Директор

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу




Станиславская Елена Викторовна

Заместитель директора по ВР




Лазарева Ирина Александровна

Заместитель директора по УВР




Шубняков Станислав Павлович

Учитель физкультуры

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса




Иванова Марина Владимировна

Учитель физкультуры




Мочалова Галина Александровна

Психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями




Овчинина Ирина Владимировна

Врач-педиатр

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников




Завьялова Татьяна Васильевна

Фельдшер




Корешкова Римма Петровна

Стоматолог




Агеева Асия Сабитовна

Медсестра




Дрязгин Илья Евгеньевич

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО


5.4.4. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Урок в первом классев 1 полугодии длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

На уроках оздоровительные паузы проводятся примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фаза длительного беспокойства).

Деятельность педагогического коллектива школы ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Используемые в школе учебно-методические комплексы позволяют это сделать благодаря тому, что они разработаны с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этих УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода.

В школе действует расписание полностью соответствующее СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса».

Координируют деятельность педагогического коллектива, обучающихся, родителей по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни администрация, учителя ФК, психолог, социальный педагог, медицинский работник, представители родительского совета, старшеклассники – члены спортивно-оздоровительного сектора.

Здоровьесберегающее пространство школы органично дополняется сетевым взаимодействием: ДКПФ «Салют», МУП КРДСМ «Молодёжные инициативы», ДЮСШ «Химик».

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В общеобразовательном учреждении создана внутришкольная локальная сеть, включающая 70 компьютеров: два полностью укомплектованных компьютерных класса на базе процессоров Pentium-4, в которых насчитывается 28 компьютеров; медиатеку на базе сервера, кабинет химии, кабинет технологии, учительскую. Имеются: телевизор, видеомагнитофон, видеокамера цифровая (2), фотоаппарат цифровой (2), микроскопы, МФУ – 18 штук, принтер цветной лазерный – 1, Особое внимание в нашей школе уделяется освоению информационно-коммуникационных технологий. Школа подключена к сети Интернет, создана школьная медиатека, большинство педагогов прошли курсы по ИКТ и курсы «Intel: обучение для будущего». В качестве модуля предмета «технология» со 2 класса введена информатика. Сегодня в начальной школе 12 компьютеров,12 проекторов, 12 экранов, 8 интерактивных досок. Все ПК подключены к локальной сети. 7 ПК работают в сети администрации.

В 2008 году был получен пакет СБППО. Данные лицензионные программы установлены на школьные компьютеры, например, в кабинетах информатики установлены: Pascal,Corel Draw, FotoShop, Fine Reader. На всех ПК установлены операционная система Microsoft Windows XP, Office 2007, архиватор ZIP, большое количество вспомогательных программ.
5.4.5. Использование возможностей УМК «Планета знаний» и в образовательном процессе
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК «Планета знаний».

Учебно-методический комплект «Планета знаний» способствует созданию здоровосберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребёнка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
УМК «Планета знаний» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания учащимися начальных классов основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка. Учебники ориентируют педагога на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня. (Например, составь устный рассказ о своём режиме дня; придумай упражнения для утренней зарядки и разучи их с друзьями; составь письменный рассказ о своих занятиях спортом и т.д.) При выполнении заданий на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию. Задания помогают детям осваивать этикетные формы обращения и поведения. Обучение вежливому обращению, решению коммуникативных задач (в том числе отказ, просьба) способствует бесконфликтному выходу из ситуаций, нацеливает учащихся на выстраивание добрых отношений с людьми, на сохранение нравственного и психологического здоровья.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит не только интеллектуальное познание, но и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос нравственных открытий в жизненный опыт. Возможность выбора заданий для реализации творческих способностей учащихся способствует созданию комфортной атмосферы и сохранению психологического здоровья учащихся. (Например: «Если захочешь, можешь нарисовать иллюстрации к произведению», «Сочини рассказ. Запиши его или нарисуй иллюстрации к нему», ««Выучи стихотворение, которое тебе понравилось» и др.)

В курсе «Окружающий мир» выделяется раздел «Человек», где рассматриваются различные аспекты здоровья человека: «Человеку важно быть здоровым», «Основные условия здорового образа жизни», «Правила личной гигиены», «Эмоциональное состояние человека» и т.д. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении (например, темы: «Основные правила безопасного поведения на улице», «Отдых в семье», «Основные правила безопасного поведения дома», «Этика и культура поведения в обществе» и т.д.). Знакомство с организмом человека и функционированием основных систем органов позволяет акцентировать внимание учащихся на факторах, создающих угрозу здоровью (солнечные ожоги, курение, шум), вопросах личной гигиены и способах поддержания и укрепления здоровья (темы «Как нужно купаться и загорать», «Осанка и здоровье», «Как укрепить сердце», «Береги органы дыхания» «Береги зубы», и др.).

Курс «Математика» включает адаптационный период, обеспечивающий условия для развития каждого первоклассника. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой развивающих заданий: часть заданий ориентирована на учащихся, плохо подготовленных к школе, часть заданий предназначена для сильных учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выстроить индивидуальные траектории развития первоклассников с учетом их подготовки и особенностей развития, выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и обеспечивает дифференцированный подход в обучении, что позволяет каждому учащемуся обучаться на уровне, соответствующим его способностям, особенностям развития и склонностям.

Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер (например, подготовься к походу, что возьмёшь, сколько будет весить твой рюкзак; составь диаграмму своего распорядка дня; выбери безопасный маршрут и рассчитай его и др.)

В курсе «Английский язык» широко представлены задания, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, на воспитание толерантного отношения к другим народам и культурным традициям.

В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках технологии особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи духовно-нравственного здоровья учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики» способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе и дома.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебников способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приёма пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Вопросы и задания УМК «Планета знаний» помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Учебно-методический комплект даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Особое значение в реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» имеют социальные проекты. В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность учащихся выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реальной самостоятельной деятельности учащихся, в которой только и может происходить самоопределение, осуществляться морально-нравственный выбор не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.

5.4.5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Система физкультурно-оздоровительной работы школы включает:

  • проведение уроков физической культуры - 3 часа в неделю;

  • полноценная работа с обучающимися всех групп здоровья;

  • организацию динамической паузы после 2 урока;

  • организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций – «Спортивные бальные танцы»;

  • организацию встреч с работниками ГИПДД, инспекторами 3 ОП УВД г. Дзержинска и профилактические беседы.

  • регулярное проведение общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий:


День здоровья – 1 раз в четверть;
«Спортивный калейдоскоп» - игровая программа для первоклассников и воспитанников МДОУ, расположенных на микроучастке школы – 1 раз в год;
«Мама, папа, я – спортивная семья» - 2 раза в год

Месячник «Новое поколение выбирает…» - 2 четверть (конкурс «немой рекламы», конкурс агитбригад, конкурс презентаций, конкурс Уголков здоровья;
Турнир по мини-футболу на призы Деда Мороза – 1 раз в год;
Фотоконкурс (школьный тур) «Спортивные традиции моей семьи» - ноябрь;
Школьный тур «Зарница» - декабрь;
Турнир по настольному теннису – 3 четверть;
«Лыжня России» - февраль;
«Рыцарский турнир» (многоборье) – 3 четверть;
Участие в Европейской неделе иммунизации – апрель;
«Российский азимут» - май;
Легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы – май;
«Шиповка юных» - май:
«Турполоса» - май;
Спортивный праздник, посвящённый окончанию учебного года – май.

5.4.6. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

В школе на данный момент реализуются две дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – «Юный футболист». Она рассчитана на обучающихся 3-х классов. И программа «Спортивные бальные танцы» - для первоклассников. Кроме того обучающиеся и педагоги начальной школы на протяжении нескольких лет в рамках ГПД принимают участие в реализации программы «Разговор о правильном питании».

В 2009-2010учебном году была разработана и утверждена приказом директора школы (№ 312-п от29.08.2009)комплексная целевая программа «Здоровье и образование» сроком на 5 лет (до 2014 года).
5.4.7. Работа с родителями (законными представителями)

Школа стремится привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований:

- «День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);

- «Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);

- «Папа, мама, я — спортивная семья» (соревнуются семейные команды);

- выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей);

создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
5.4.8.Организация работы (виды деятельности и формы занятий)

Работа с родителями

  1. Лекторий «Школа здоровья»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Физиология и психология младшего школьника.

  • Трудности адаптации первоклассников к школе.

Здоровье и личная гигиена.

Компьютер и здоровье.

Предупреждение детских неврозов

  • .




Влияние режима дня на здоровье ребёнка.

Учите детей быть здоровыми.

Причины и последствия детской агрессивности.


Физическое воспитание в семье.

Внутрисемейные отношения и эмоциональное состояние ребёнка.

Активный отдых младших школьников.


Безопасность на каждый день.

Физиологические и психологические особенности детей 10-11 лет.

Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек).




  1. Совместные мероприятия

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

  • Летние туристические походы

  • Соревнования «Весёлые старты»

  1. Выпуск памяток для родителей

  • Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.

  • Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка.

  • Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду.

  • Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

  • Организация безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером.

  • Упражнения для тренировки зрения.

  • Упражнения для коррекции плоскостопия.

  • Упражнения для красивой осанки.

  • Упражнения для глаз при работе с компьютером.

  • Схема режима дня младших школьников.

  • Правила поведения детей перед сном.

  1. Встречи с социальным педагогом, психологом, медицинским работником.

  2. Выставки научно- методической литературы.

  3. Консультации психолога, социального педагога, медицинского работника.

Работа с учащимися

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОбразовательная программа 1-4 классы 1
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОбразовательная программа начального общего образования
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – 123-129


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск