Скачать 224.96 Kb.
|
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Цель программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
Направления реализации программы 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения В здании гимназии созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, СанПиНами. Здоровьесберегающую инфраструктуру обеспечивает: - Контроль санитарного состояния помещений, освещенности, режима проветривания, соответствие мебели росто-возрастной норме. - Организация горячего питания и контроль состояния питания. - Контроль за организацией питания, санитарным состоянием пищеблока. Осмотр сотрудников, ведение необходимой документации. - Контроль санитарно-эпидемиологического режима в школе. - Контроль физического воспитания детей. Посещение уроков физкультуры, ритмики. - Контроль за соблюдением воздушно-теплового режима во время учебного процесса (режим проветривания, прогулки). - Контроль за психологическим состоянием детей во время проведения занятий в период адаптации в 1-х, 5-х классах; осанкой, проведением физкультминуток, гимнастики для рук и глаз и др. - Контроль за составлением расписания. - Контроль за состоянием здоровья педагогического и технического персонала (медицинский осмотр и наличие допуска к работе). - Контроль за соблюдением требований СанПиНа. Организация питания В здании гимназии имеется оборудованная столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды. Расписание работы столовой: 8.00 – 17.00 Питание в гимназии организовано по договору на поставку питания с ИП В.В. Машняковым. Охвачено горячим питанием почти 100% обучающихся, при этом дети отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением администрации Города Томска № 65 от 28.01.2011 «Об обеспечении питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений Города Томска» получают дотационное питание на сумму 36 руб. (30 руб. – местный бюджет, 6 руб. – субвенция областного бюджета). Дотационное питание организовано в строгом соответствии с меню, утвержденным ТУ Роспотребнадзора по Томской области. Обучающиеся начальных классов питаются организованно. Выбор блюд в столовой разнообразен, организация обслуживания позволяет успеть пообедать во время перемен. Обучающиеся имеют возможность получать горячие завтраки и обеды в гимназии, многие обучающиеся питаются дополнительно перед уходом домой или перед началом занятий (вторая смена). Обучающиеся, посещающие группу продленного дня имеют возможность 2-х разового горячего питания. Создание условий для спортивно-оздоровительной работы В гимназии имеется: Большой спортивный зал 269 м2 Малый спортивный зал 151,8 м2 Класс хореографии 45,7 м2 Универсальная спортивная площадка для мини-футбола и баскетбола 24×12 Универсальная спортивная площадка с гимнастическим оборудованием Хоккейная коробка 50×22 Тренажерный зал 54,3 м2 Игровая площадка на улице – 2 штуки Каток в зимнее время. Спортивные площадки и залы оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Для физкультурно-оздоровительных мероприятий на улице имеются коньки, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палочки, крепление Для физкультурно-оздоровительных занятий в залах имеются мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные), маты гимнастические, шведские лестницы, гимнастическая скамейка, секундомеры, свистки, скакалки, столы теннисные, мячики для настольного тенниса, ракетки, сетка волейбольная, сетки баскетбольные, щит баскетбольный, ворота переносные, обручи. Гимнастическое оборудование на улице: - брусья гимнастические параллельные – 2 - лестница гимнастическая с перекладинами – 42 - рукоход – 2 - качели «Маятник» - 2 - качели на перекладине - 2 - перекладина – 1. Тренажерный зал оснащен «шведской стенкой», перекладиной, тренажерами ДСК «Лидер - С» - скамейка, тренажер – атлетическая скамья, тренажер «Райдер», «Супержим», «Фитнесс - центр». Создание условий для сохранения здоровья обучающихся В гимназии оборудованы - кабинет учителя–логопеда: учебно-дидактические пособия, картотеки, дидактические игры, схемы, алгоритмы; - педагога-психолога: компьютер, учебно-дидактические пособия, картотеки, дидактические игры. В гимназии работает медицинский кабинет. - медицинский кабинет: ширма – 1, кушетка – 3, шкаф аптечный – 1, медстолик со стеклянной крышкой: с набором прививочного инструментария, со средствами для оказания неотложной помощи – 1, холодильник для вакцин и медикаментов - 1, весы медицинские – 1, ростомер – 1, динамометр – 1, лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования – 1, таблица для определения остроты зрения – 1, тонометр – 3, фонендоскоп – 2, бикс маленький – 1, жгут резиновый – 4, шприцы одноразовые с иглами - 25, пинцет – 1, термометр медицинский – 15, ножницы – 1, грелка резиновая – 1, пузырь для льда – 1, лоток почкообразный – 5, шпатель металлический – 40, шины (Крамера, Дитерихса, пластмассовые, для верхних конечностей) – 2, носилки – 1, кварц тубусный – 1, полихроматические таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина – 1, плантограф деревянный – 1, коврик – 1, лампы бактерицидные передвижные – 2. Прием и медицинское сопровождение ведет врач-педиатр ДШО Кормина В.Н. График работы медицинского кабинета: понедельник – пятница. Режим работы: 9.00 – 17.00. Медицинское сопровождение осуществляется через: - Программу профилактических осмотров (осмотр детей на педикулез, чесотку и другие, организация и проведение профилактических медицинских осмотров с привлечением узких специалистов в 1-х, 5-х, 9-х классах.). - Программу иммунизации (планирование и проведение профилактических прививок с целью профилактики инфекционных заболеваний, постановка реакции Манту и выявление тубинфицированных). - Контроль текущего состояния здоровья обучающихся. Лечебно-оздоровительная работа - Ведение ежедневного амбулаторного приема детей, оказание неотложной помощи, при необходимости изоляция опасных для здоровья окружающих обучающихся. Детям с жалобами оказывается медицинская помощь, даются рекомендации по организации учебного процесса и режима детям, учителям и родителям. - Выявление заболеваний во время амбулаторного приема и профосмотров. Своевременное направление на обследование и лечение. - Анализ и учет инфекционной и соматической заболеваемости в гимназии. - Осуществление контроля за состоянием детей, страдающих хроническими заболеваниями. - Проведение оздоровительных мероприятий в течение учебного года (витаминотерапия, УФО, лечебный массаж, прогулки на свежем воздухе в режиме перемен и в группе продленного дня). Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель-логопед, врач-педиатр ДШО, педагог-психолог - 2, учителя физической культуры – 3. Социальные партнеры: Сотрудничество с центром семейной медицины, центром «Альтернатива», Центром медицинской профилактики, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Огонек», Областным центром профориентации и психологической поддержки, Центром социальной поддержки Кировского района. 2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. С целью рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся применяются здоровьесберегающие технологии: - Защитно-профилактические: (выполнение норм СЭС, проведение прививочной работы, ограничение предельного уровня учебной нагрузки). - Компенсаторно-нейтрализующие: при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки). - Стимулирующие: позволяют активизировать силы организма (педагогическая психотерапия). - Информационно-обучающие: обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Методические мероприятия: Педагогический совет с обсуждением вопросов использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве гимназии (1 раз в год). Методическая декада учителей начальных классов по теме «Создание здоровьесберегающей среды на уроке и во внеурочной деятельности» (1 раз в год). Заседание методического объединения учителей начальных классов с обсуждением здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в учебный процесс (1 раз в год). Организационно-педагогические мероприятия: Адаптационный период 1-х классов, главной целью курса адаптации является душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности учебной деятельности. Проведение уроков, проведение внеклассных мероприятий по вопросам сохранения здоровья, соблюдения личной гигиены. Проведение уроков, внеклассных мероприятий с использованием динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, прогулок на свежем воздухе (в группе продленного дня, уроках физической культуры). Продолжительность урока - 35 минут, с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минут каждая, с использованием дозирования времени на задания. Инструктажи по технике безопасности, ведение журнала инструктажей. Организация дополнительных подвижных занятий по ритмике, физической культуре, «Развивающей эстетике личностного имиджа». Контрольные мероприятия: Контроль «Эффективность учебной деятельности обучающихся 1-х классов в период адаптации, соблюдение САНПиНов» ВШК с целью контроля организации учебной деятельности. Мониторинг успешности учебной деятельности обучающихся 1-х классов. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся 1-ых классов. Контроль режима учебных занятий, расписания уроков, интенсивности учебной нагрузки, методик обучения, соблюдение гигиенических требований. Посещение уроков администратором входит в план ВШК. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, который представлен в курсах «Окружающий мир», «Физическая культура», «Иностранный язык», «Литературное чтение» и других в соответствии с особенностями УМК «Начальная школа 21 век», УМК «Школа России». Во время проведения занятий учителя учитывают: - наглядно-образный характер мышления обучающихся начальных классов; - возрастные особенности обучающихся; - особенности памяти, внимания, восприятия, психических процессов. Во время проведения занятий учителя используют: - технологию «Внимание посадке»; - физзарядку в начале учебного дня; - физкультминутки на каждом уроке; - динамические паузы; - пальчиковую гимнастику с применением «су-джок»; - подвижные дидактические и ролевые игры; - игровые технологии; - наглядные средства обучения; - систему творческих учебных заданий на уроке; - соревновательные моменты; - рефлексивная деятельность; - занимательный материал (математическая сказка, ребусы, загадки, встреча с героем из мультипликационных фильмов). В гимназии строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемых УМК «Начальная школа 21 век», «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура» предполагают возможность научиться понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Кроме того, с целью индивидуализации обучения учителями используются: - разноуровневые задания для самостоятельной работы; - раздаточный материал; - дидактический материал; - разноуровневые тесты и проверочные, контрольные работы. За обучающимися оставляется право выбора заданий, форм представления самостоятельной работы. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: - Систему диагностики психологических состояний. - Индивидуальное консультирование. - Систему тренингов. - Систему классных часов. 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы Система физкультурно-оздоровительной работы в гимназии направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
4. Реализация дополнительных образовательных программ Дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни реализуются по следующим направлениям: - «Фигурное катание», «Настольный теннис», «Волейбол», «Русская лапта», «Баскетбол», «Бальные танцы», «Ритмика», «Футбол»; - участие в городской программе «Здоровье и развитие молодежи»; - организация работы летнего оздоровительно-трудового лагеря «Надежда» с дневным пребыванием детей (Приложение 1. Комплексная программа летнего оздоровительно-трудового лагеря «Надежда» с дневным пребыванием детей); В качестве основы для формирования системной работы с обучающимися, их родителями, осуществления преемственности в здоровьесберегающей деятельности гимназии планируется использовать Учебно-методический комплект, разработанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАО «Все цвета, кроме черного». В него входят рабочие тетради для обучающихся 2-х классов («Учусь понимать себя»), 3-х классов («Учусь понимать других»), 4-х классов («Учусь общаться»), 5–6-х классов («Понимаю свои способности», «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми»), а также пособие для педагогов и родителей «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников». Данный комплект может быть использован и в условиях общеобразовательной школы, и в семейном воспитании. 5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) В гимназии сложилась система работы по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, направленная на повышение уровня знаний родителей, которая включает: - оказание консультативной помощи детям и родителям; - систему родительских собраний; - систему лекций по профилактике; - индивидуальное консультирование; - привлечение родителей для участия во внеурочных классных мероприятиях (Спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества); - сотрудничество с центром семейной медицины, центром «Альтернатива». Просветительская работа с родителями предполагает родительский всеобуч: - Особенности образовательного процесса в первых классах. - Организация знакомства с пособием для педагогов и родителей «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников». - Психологические особенности первоклассника, требования к режиму первоклассника. - Снижение уровня тревожности у детей (2-6 классы). - Юридическая ответственность родителей за воспитание детей совместно с инспектором по делам несовершеннолетних. Индивидуальная работа: - Беседы с родителями совместно со специалистами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Огонек», Центра социальной поддержки Кировского района. - Индивидуальные беседы с классным руководителем. - Индивидуальные консультации психолога. - Индивидуальные беседы с заместителем директора по УР, ВР, с директором. - Индивидуальные беседы с инспектором ОДН. - Индивидуальные консультации учителя-логопеда. - Индивидуальные консультации врача-педиатра ДШО. Оценка эффективности реализации программы Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: - динамики сезонных заболеваний; - динамики школьного травматизма; - утомляемости обучающихся. Осуществляется мониторинг через - Программу профилактических осмотров (осмотр детей на педикулез, чесотку и другие, организация и проведение профилактических медицинских осмотров с привлечением узких специалистов в 1-х, 5-х, 9-х классах.). - Программу иммунизации (планирование и проведение профилактических прививок с целью профилактики инфекционных заболеваний, постановка реакции Манту и выявление тубинфицированных). - Контроль текущего состояния здоровья обучающихся. Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», с. Березичский стеклозавод Козельского... | Закон Российской Федерации «Об образовании» Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | ||
Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | Образовательная программа 1-4 классы 1 Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни |