Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека»





Скачать 456.98 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека»
страница1/3
Дата публикации05.11.2014
Размер456.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», с.Березичский стеклозавод Козельского района Калужской области.
«Утверждаю»

Директор МКОУ «ООШ »,

с.Березичский стеклозавод

Козельского района

Калужской области

__________В.Д.Магрицкая

ППриказ № 25 от 31.08. 2012г.

Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
«21 веку – здорового человека»

Срок реализации программы: 2012-16 г.


  1. Пояснительная записка.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать - тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. %). В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. По состоянию на 2012-2013 учебный год 121 обучающихся нашей школы имеют основную - (94,5%), 5 -подготовительную (3,9%) физкультурные группы и 2 обучающихся освобождены от занятий физической культуры (1,6%). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% – от образа жизни человека. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Под «Школой, содействующей здоровью» следует понимать учреждение образования со здоровьесберегающей и здоровьетворящей окружающей средой. Здоровьесберегающее образование связано с педагогической деятельностью, которая направлена на развитие личного состояния здоровья субьекта педагогического процесса, это целенаправлено организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс основной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

Программа отражает основные направления работы школы в целях сохранения, поддержания и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся в условиях МКОУ «ООШ», с. Березичский стеклозавод. В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, диагностическая, коммуникационная.

Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:


  • физическое и психическое здоровье;

  • здоровый жизненный стиль;

  • культура безопасности жизнедеятельности;

  • правильное, рациональное питание;

  • профилактика вредных привычек.




В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Программа построена на основе принципов:

• Раскрой себя в каждом деле.

• Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

• Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

• Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

• Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

• Готовь себя к будущей жизни, благополучие которой зависит только от тебя.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классах проводятся как на уроках , так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса школы.

Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы: четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; планомерная организация питания учащихся; совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения; привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

  1. Нормативно – правовое обеспечение Программы

• Закон РФ «Об образовании»

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

• Закон РФ от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

• Постановление Правительства Калужской области от 22.06.2010 №239 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы» (в ред. От 02.07.2013 №338)

• Приказ Министерства Российской Федерации от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»

• Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ,

Российской академии образования от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О

совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»

• Приказ МО РФ от 15.05.2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения «О центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»

• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г.г.» от 11 марта 2006г.

• Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» с. Березичский стеклозавод

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы: Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;

  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

  • организация мониторинга здоровья и физического развития;

  • признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

  • духовно-нравственное воспитание обучающихся

4. Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья школьников, снижение заболеваемости;

  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

  • валеологическая просвещенность учащихся;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.

5. Педагогические средства

  • Диагностика состояния здоровья

  • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.

  • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.

  • Программы учебных предметов и курсов (ОБЖ, «Окружающий мир», физическое воспитание), формирующие основы здорового образа жизни

  • Дни Здоровья

  • Программы летнего, осеннего, зимнего, весеннего оздоровительного сезона.

  • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

  • Планы воспитательной работы классных руководителей 1-9 классов.

6. Участниками программы являются:

администрация, педагоги школы, учащиеся, классные руководители, педиатр, детская медицинская сестра, закрепленные за школой, родители, педагоги-психологи, закрепленные за школой.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика: физически, нравственно, духовно здоровая личность. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека. Правильная организация своей жизнедеятельности. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями. Потребность в самостоятельной двигательной активности. Самоконтроль, личностное саморазвитие. Творческая продуктивность.

7. Этапы реализации программы.

Первый этап (2012-2013 учебный год): Информационно-подготовительный. Обучающий.

Цель: Адаптация экспериментального образовательного модуля

Задачи:

  • создание педагогических условий для адаптации экспериментального образовательного модуля здоровьесберегающей технологии;

  • теоретическая и практическая подготовка педагогов начальной школы в рамках здоровьесберегающей технологии;

  • диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников.

Второй этап (2013-2014, 2014-2015 учебные годы): Внедренческий.

Цель: Создание педагогических условий для развития навыков, обеспечивающих укрепление психофизиологического здоровья и развитие творческого потенциала школьников на основе современных методов адаптивной физкультуры.

Задачи:

  • диагностика психофизиологического состояния и творческого потенциала школьников;

  • совершенствование развивающей среды;

  • продолжение обучения навыкам и их развитию на уровне учебного и развивающего блоков в форме коррекционно - развивающих пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе.

Третий этап (2015-2016 учебный год): Оценочный.

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  • диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников;

  • анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;

  • создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента.

Методы тестирования психологического и физиологического здоровья.

Психологические методики, физиологические диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка.

Методы восстановления и развития психофизиологического здоровья.

Современные методы адаптивной физкультуры (коррекционно - развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены и прогулки на свежем воздухе), психологические консультации.

8.Основные направления деятельности:

1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

1.1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

1.2.Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.

1.3.Формирование секции «Здоровье» в составе Управляющего совета школы.

1.4.Утверждение режима питания на заседании родительского комитета.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.

2.1.Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки, подвижные перемены).

2.2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).

2.3. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

2.4. Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.

2.5. Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

2.6. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

2.7. Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.

2.8. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.

2.9. Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей».

2.10. Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

3.1. Оборудование спортзала.

3.2. Оборудование спортивной площадки во дворе школы.

3.3. Оборудование кабинетов школы.

3.4. Обеспечение учебно-методической литературой.

3.5. Приобретение ТСО.

3.6.Содержание «Витаминной грядки».

4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.

4.1.Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья

4.2.С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья.

9. Материально – технические условия МКОУ «ООШ», с. Березичский стеклозавод.

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.

Здоровесберегающая инфраструктура МКОУ «ООШ», с. Березичский стеклозавод включают в себя следующие объекты: спортивный зал, спортивная площадка, столовая, учебные кабинеты.

Спортивный зал. Площадь спортивного зала 162 м2. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладина, снаряды для опорного прыжка, подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные мешки и палатки), гири, гантели. При использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Спортивная площадка. Спортивная площадка включает в себя: футбольное поле, волейбольную площадку, полосу препятствий, прыжковую яму, площадку для игр. При занятиях на спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Столовая. Школьная столовая имеет пищеблок и обеденный зал на 60 посадочных мест. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

Витаминная грядка. В школе есть небольшой участок, где ребята сажают настоящую «витаминную грядку», выращивают укроп, петрушку, лук, а потом употребляют выращенные продукты в салатах.

10. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам. Данная стратегия предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей, а также другие учебные учреждения района и общественность района. В школе существует долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

Создан комплекс управленческих условий, к их числу относится:

  • Организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (утренняя зарядка, физкультминутки, факультативные и индивидуальные занятия, кружки, спортивные секции, подвижная перемена после 3 урока, спортивный час в группе продленного дня)

  • Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

  • Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

  • Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья учащихся и способствуют развитию личности. Выполняются все основные условия здоровьесберегающих технологий:

  • в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

  • процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.)

  • учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;

  • учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

  • работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;

  • учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

  • обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния стресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

  • вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;

  • учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;

  • оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.

11. Ресурсы для решения поставленных задач

• кадровые

МКОУ «Основная общеобразовательная школа », с. Березичский стеклозавод – самая большая по численности учеников из всех сельских школ Козельского района. В школе обучается 124 учащихся. Педагогический коллектив состоит из 17 преподавателей. Процент преподавателей с высшей категорией составляет 11,7%, с первой 35,3 %.

Школа заключила договор с Козельской поликлиникой на медицинское обслуживание обучающихся. Также на договорной основе с ФОК г.Козельск в школе работают спортивные секции.

• методические

Педагогическим коллективом школы накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни. В методической копилке разработки уроков и внеклассных мероприятий, совместных мероприятий с родителями обучающихся по пропаганде ЗОЖ, защите окружающей среды, о здоровом питании, активном отдыхе и др. Педагоги активно используют в работе с учащимися здоровьесберегающие технологии. В школе разработана и реализуется программа летнего лагеря с дневным пребыванием «Солнышко». Развито волонтерское движение - создан школьный отряд волонтеров среди старшеклассников.

• материально-технические

Здание школы – это современное типовое здание с большими оконными проемами, просторными рекреациями, светлыми классными кабинетами. Школа хорошо отапливается в зимний период. В школе имеется большой спортивный зал, оборудованных необходимым спортивным инвентарем, который регулярно обновляется. На территории школы имеется спортивная площадка. Школьная столовая рассчитана на 60 посадочных мест, оборудование столовой соответствует нормам СанПиН. В школе применяется витаминизация третьих блюд. Качество блюд и кулинарных изделий соответствует нормам, есть примерное двухнедельное меню для питания учащихся.

12. Организация физкультурно- оздоровительной работы.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, недели здоровья, работу спортивных секций.

В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин. В школе работают спортивные секции (футбол, баскетбол, волейбол). Разработан и действует комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с расписанием) для учащихся начальной школы, в стадии апробации находится такой комплекс для учащихся основной школы.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все участники образовательного процесса.

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:



  • Дни здоровья,

  • Уроки оздоровительной физкультуры,

  • Конкурсы рисунков: «За здоровый образ жизни», « Мы против наркотиков»;

  • Конкурс антинаркотических плакатов.

  • Конкурс сочинений «Мы против СПИДа»,

  • Тематические классные часы,

  • Интернет – уроки, посвященные борьбе с наркотиками;

  • Уроки нравственности и здоровья 1-9 кл.




Большую роль в формировании ЗОЖ и сохранения здоровья учащихся школы призваны сыграть внеклассные уроки нравственности и здоровья, которые проводятся у нас с 1 по 9 классы. Они включают в себя этические занятия и динамическую разминку. Первая 20-минутка этих уроков проводится классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 20 минут проходят в спортивном зале под руководством преподавателя физкультуры и при содействии классного руководителя и включают в себя разминку, подвижные игры, и т п. Сельская участковая больница с детским активом школы выпускает санбюллетень по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы. Классные руководители проводят индивидуальную и групповую работу с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек.

Наша школа ведет физкультурно-оздоровительную работу и с будущими первоклассниками. Традиционно 2 раза в год учителя начальных классов и физической культуры проводят «Веселые старты» и совместные дни здоровья между командами первоклассников и ребят подготовительной группы МКДОУ «Ручеек», находящегося в нашем селе.

13. Организация системы работы с педагогами, родителями и социумом.

Психолого-педагогическая служба управления образования проводит лекционные занятия с педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Для педагогов школы организован психологический лекторий, включающий здоровьесберегающую тематику:



  • Зона ближайшего развития в современной психологической практике

  • Школьная тревожность

  • Признаки употребления ПАВ

  • Особенности личностных изменений ребенка при неправильном воспитании

  • Как педагогу учитывать природные особенности ребенка, чтобы сохранить их психическое здоровье в процессе обучения




Проводится родительский всеобуч по темам:



  • Курение и статистика;

  • Алкоголь - яд и обман;

  • Наркомания - дело не личное;

  • Проблема здоровья детей.

  • Как сохранить здоровье ребенка?

  • Режим дня и его значение.

  • Путь к здоровью, силе, бодрости.

  • Физкультура и спорт в жизни школьника.

  • СПИД – реальность или миф.

  • Наркомания. Что о ней нужно знать?




Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Мы обсуждали такие темы как: « Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание», «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего обучения и воспитания», «Методика диагностики педагогических технологий здоровьесберегающих технологий», «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы» и др. Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы. Круглые столы были проведены по следующим темам: «Влияние разноуровневой дифференциации на психофизиологическое состояние ученика», «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)», «Современные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе личностно-ориетированного обучения воспитания сельских учащихся и родителей в местном социуме».

14. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. В школе организована регулярная профилактическая работа. Учителем физической культуры совместно с медицинскими работниками сельской участковой больницы разработан и проводится комплекс профилактических упражнений лечебной физкультуры:



  • при нарушении осанки;

  • при плоскостопии;

  • при сколиозе;

  • при нарушении зрения;

  • общеукрепляющие упражнения.




В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже). Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз используется:

  • упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники)

Режим смены динамических поз, использование физкультминутки на уроках позволяют провести профилактику многих заболеваний.

Регулярные беседы, выпуск санбюллетеней позволяет организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.

Администрацией школы осуществляется контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно- воспитательного процесса.

Один раз в год проводится плановый медосмотр специалистами сельской участковой больницы и в течении года отслеживается состояние здоровья учащихся медицинским персоналом больницы. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школы и использования зеленой продукции со школьной «витаминной грядки».

15.Методы и методики, используемые при реализации программы



  • Лекционные занятия;

  • Тренинги, мониторинг;

  • Индивидуальные и групповые консультации;

  • Тесты и анкетирование;

  • Диспуты;

  • Родительские лектории;

  • Ролевые игры;

  • Рефераты;

  • Выпуск газет; листовок;

  • Просмотр учебных фильмов;

  • Экскурсии;

  • Конкурсы;

  • Спортивные мероприятия.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «21 веку здорового человека» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск