Программа формирования здорового и безопасного образа жизни





Скачать 136.26 Kb.
НазваниеПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Дата публикации26.03.2015
Размер136.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вводится в действие с 1 сентября 2011 года.

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

  • физическое и психическое здоровье;

  • здоровый жизненный стиль;

  • культура безопасности жизнедеятельности;

  • правильное, рациональное питание;

  • профилактика вредных привычек.

В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Программа построена на основе принципов:

  • Раскрой себя в каждом деле.

  • Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

  • Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

Цель курса: Формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

  • валеологическая просвещенность учащихся;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

  • Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.


Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:

  1. - Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

  2. - Состояния здоровья.

  3. - Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей

  4. класса.

  5. - Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

-. Выявление интересов детей и родителей.

В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

  • Определения динамики роста и развития всех показателей.

  • Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.

  • Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.

  • Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

  • На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.


План работы программы


Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов


август

администрация

Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий.

в течение года


Зам.по УВР


Анализ, корректировка и изменение некоторых положений программы при необходимости




Администрация

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

 - световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;

- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.

В течение    учебного года


Зам.по УВР,

Зам.по АХЧ, классные руководители


Осуществление взаимодействия с медицинской службой, врачами – консультантами по конкретным вопросам

В течение учебного года

Администрация

Организация массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и другие.

в течение года

Руководитель спортивного клуба

классные руководители

Родительский всеобуч:

- родительские собрания

- беседа с медицинским работником,

-консультации психологов из ПМС-центра

2 раза в год

Классные руководители

Осуществление психолого-педагогического сопровождения

в течение учебного года

ПМС-центр

Оптимизация школьного питания

В течение учебного года

Ответственный за организации школьного питания



1. Создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе организовано горячее питание в урочное и внеурочное время.

В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, частично оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Эффективное функционирование созданной здоровье сберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры, педагог о ОБЖ, педагоги дополнительного образования.
2. Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Начальная школа XXI века».

Система учебников УМК «Начальная школа XXI века» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которыйимеется во всех темах программы второго класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс)

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? (3 кл.), подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Myfavouritemascot.Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
3.Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение бесед, лекций, семинаров, круглых столов, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий, дней здоровья, спортивных соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Предполагаемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы


Виды деятельности

Формы деятельности

1. Урочная деятельность

- беседы, рассказы, мини-лекции, рефераты на уроках физической культуры, окружающего мира, технологии;

- физминутки, динамические паузы с использованием ИКТ, инструктажи;

- урок Здоровья, урок-викторина, урок- путешествие, урок внеклассного чтения, уроки шахмат;

2. Внеурочная деятельность

- классные часы, встречи с медработниками и беседы работников ОВД, ГИБДД, ОППН,

- школьная спартакиада: «Весёлые старты»,

- акция «За здоровый образ жизни»;

- врачебно-педагогический контроль,

показатели физического развития, листы

здоровья;

-подвижные игры на переменах, памятки по правилам поведения и внешнему виду;

-школьные и классные праздники;

-походы - экскурсии

3. Внешкольная деятельность

. участие в городских спортивных

соревнованиях и «Весёлых стартах»;

- участие в конкурсах

«Безопасное колесо»;

- диспансеризация обучающнхся;

- встречи с работниками детской поликлиники

-беседы в городской библиотеке.

- консультации и тренинги психологов;

- занятость учащихся в спортивных секциях

Города: гимнастика, футбол, плавание;

- летняя оздоровительная площадка


4. Дополнительные образовательные программы

- «Уроки Здоровья» (1-4 классы)

- Спортивный клуб «Олипионик»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Учусь общаться», с целью формирования положительного восприятия активного жизненного стиля, как составляющей здорового образа жизни...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск