Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж





Скачать 92.98 Kb.
НазваниеСмирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж
Дата публикации06.10.2014
Размер92.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе
Разработал: Звонарёв Андрей Анатольевич, заместитель директора по военно-патриотической работе,преподаватель ОБЖ МКОУ «Кетовская СОШ»
Раздел: «Основы здорового образа жизни и медицинских знаний»

Тема: «Вредные привычки и их влияние на здоровье».

Урок: «Алкоголь и его влияние на умственные и физические способности человека».

Метод: урок-игра.

Цель урока: Формирование у обучающихся убежденности в том, что алкоголь опасен для здоровья и безопасности жизнедеятельности человека.

Задачи:

- раскрытие характера воздействия алкоголя на организм человека;

- показать несостоятельность утверждений о пользе алкоголя в малых дозах либо в качестве пива или вина;

- добиться усвоения знаний о пагубных последствиях употребления спиртных напитков

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; М.: Просвещение, 2008; с. 94 - 95.

  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках ОБЖ. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; с.31 – 33.

  3. С.В. Титов, Г.И. Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003; с. 62 – 66.

  4. И.В. Плющ, Н.Н. Шелегин. «Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ» / «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №10 (148) октябрь 2008; с. 42 – 44.

Материальное обеспечение:

Наглядные пособия:

- диаграмма сравнительных показателей рождаемости и смертности в России за 1991 – 2008 г.г.

- строение внутренних органов человека

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщения:

- «О влиянии алкоголя на центральную нервную систему и внутренние органы человеческого организма» - 2 чел.

- «О вреде пива» - 2 чел.

2. Опрос жителей микрорайона: «Для чего вы употребляете спиртные напитки?» - 2 чел

3. Для всех: найти в толковом словаре и выписать понятия: «спирт», «алкоголь», «пьянство», «алкоголизм». Составить в рабочей тетради список односельчан, преждевременно умерших за прошедший год от причин, связанных с употреблением алкоголя.

Ход урока:

Вводная часть (3 минуты)

– проверка наличия обучающихся по списку класса;

– сообщение темы урока и порядка его проведения.

Основная часть (30 минут)

Введение в тему (3 минуты)

Учитель: Скажите, с чем у вас ассоциируются слова «русский человек»?

(Среди ожидаемых ответов часто встречаются такие: «пьяница», «тот, кто много пьет и не пьянеет».)

Учитель: Да, к сожалению, за последние несколько десятилетий русский народ стал восприниматься в мире не только как великая нация, внесшая неоценимо высокий вклад в развитие человеческой цивилизации, достигшая огромных вершин в науке и технике, культуре и спорте, спасшая весь мир от фашизма ценой огромных жертв и героических усилий, на которые не способна была никакая другая страна. Все чаще о нас говорят, как о традиционно пьяном и ленивом народе, не имеющем будущего в «цивилизованном обществе». К сожалению и многие из нас почему-то тоже поверили в эту циничную ложь. Более того, охотно приняли в свою повседневную жизнь пьянство под видом всегдашней русской традиции, поставили между понятиями «пьянство» и «веселье» знак равенства!

А между тем, в тысячелетней истории Руси пьянство всегда считалось одним из тягчайших грехов, было презираемо в обществе и жестоко наказывалось. До рубежа 19-20 веков Россия была, наряду с Норвегией, самой непьющей страной в Европе. Да и в 20 веке такие грандиозные исторические события, во многом определившие дальнейший ход истории всего человечества, как Великая Октябрьская социалистическая революция и Победа в Великой Отечественной войне были совершены нашим народом «на трезвую голову».

Совсем иные реалии сложились в новейшей истории России, когда алкоголь получил широчайшее, практически бесконтрольное распространение на территории нашей страны. И чем больше росло его потребление, тем более нестабильной становилась социально-экономическая обстановка в стране, росла преступность и смертность, падала рождаемость и производительность труда, снижался интеллектуальный уровень населения, возрастало количество жертв производственного и бытового травматизма… Среди стран-членов ООН мы находимся на 139 месте по продолжительности жизни! Мужчины доживают в среднем до 54-58 лет! По численности населения мы скатились на 8-9 место в мире и «догнали» Бангладеш. На повестке дня – вопрос о сохранении либо безвозвратном угасании русского этноса. И ключевая проблема здесь – наше отношение к алкоголю, и прежде всего к одной из его разновидностей – этиловому (винному) спирту.

Я, как и многие здравомыслящие люди, неравнодушные к настоящему и будущему нашей родины, убежден, что употребление алкоголя – главная причина депопуляции и деградации нашего общества, достойная осуждения и скорейшего искоренения. А для того, чтобы не быть голословным, предлагаю обсудить эту проблему всесторонне, объективно и непредвзято, как в суде, где рассматриваются точки зрения защиты и обвинения, заслушиваются показания свидетелей и доводы экспертов.

Итак, судебное заседание по обвинению Алкоголя в многочисленных убийствах и причинении вреда здоровью и благополучию граждан.

Игра «Суд над Алкоголем» (17 минут)

Объявляется состав суда:

Народный судья (заранее подготовленный ученик)

Представитель защиты (ученик, подготовивший домашнее задание о причинах употребления алкоголя жителями микрорайона)

Представитель обвинения (учитель)

Эксперты (ученики, подготовившие домашние задания: сообщения по темам: «О влиянии алкоголя на центральную нервную систему и внутренние органы человеческого организма»; «О вреде пива»

А всем вам мы предлагаем, внимательно ознакомившись с материалами судебного расследования выполнить роль присяжных заседателей и вынести свой вердикт.

Судья: Обвинитель, что вы можете добавить к сказанному выше?

Обвинитель: Алкоголь – сильнодействующий наркотический яд, разрушающий человеческий организм. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной. Ежегодно в мире от алкоголя погибает около 6 млн чел. Из них от 0,5 до 1 млн – россияне. В 2008 г. только в Курганской области и только от алкогольных отравлений погибло 842 человека. Алкоголь вызывает заболевания желудка и других органов. Особенно опасен он для детей. Проникнув в организм, алкоголь ведет «вредительскую деятельность», нарушая работу всех органов нервной системы. Алкоголь не только замедляет реакцию, но и отрицательно влияет на способности: человек «тупеет», ухудшается память. Алкоголь нарушает работу легких и сердца. Препятствуя поступлению питательных веществ и кислорода к сердцу, алкоголь может спровоцировать его остановку и наступление смерти. Повреждая ткани легких, алкоголь делает их уязвимыми для микробов, вызывающих легочные заболевания. Организм человека, подвергшегося алкогольной атаке, обороняется: печень за 1 час может обезвредить 1 г алкоголя. При этом некоторые её клетки погибают. С большим количеством алкоголя печень не справится, и гибель печени влечет смерть человека. Эти факты подтверждают вину Алкоголя.

Судья поочередно предоставляет слово представителям Защиты и Экспертам.

Защита: Но алкоголь может приносить и пользу. Им согреваются на морозе, принимают как лекарство от простуды.

Эксперт: Это заблуждение. Этиловый спирт применяется в медицине, как наружное антисептическое и раздражающее средство, а также для приготовления настоек, экстрактов и других лекарственных форм. Но использование спирта, как внутреннего согревающего средства на морозе может привести к обморожениям, т.к. при этом температура тела не повышается, а понижается, создается лишь иллюзия согревания, т.к. снижается порог болевой чувствительности. И от простуды алкоголь не лечит. В крови есть лейкоциты и мемфоциты, которые и уничтожают болезнетворные микробы. Но если в крови алкоголь, то этот процесс замедляется или вовсе не происходит.

Защита: Алкогольные напитки улучшают аппетит.

Эксперт: Нет. Использование вина в этих целях ведет к нарушению деятельности желудка и кишечника. Изменяется состав желудочного сока: в нем становится много соляной кислоты и мало пепсина – фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигает слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита и язвенной болезни. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка.

Защита: Зато алкоголь – хорошее средство, для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, снять усталость, пообщаться с друзьями.

Эксперт: Это опасная иллюзия. Алкоголь и отдых несовместимы. Под воздействием алкоголя мозг не только не отдыхает, но и ухудшает свою работу. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творчеству, труду. А большие дозы в пьяных компаниях приводят к непредсказуемым, часто – трагическим последствиям: насильственным убийствам, несчастным случаям, ДТП и т.д. (приводятся примеры из местной криминальной хроники за последние несколько дней).

Защита: Но ведь не зря же по телевидению так часто рекламируют пиво. Это божественный напиток, вкусный и питательный, модный и на цвет красивый. Его даже называют жидким хлебом.

Эксперт: Рекламируют пиво те, кто делают на этом деньги. Большие деньги, которые пьющие люди безвозвратно теряют вместе со своим здоровьем. В пиве, как и в вине, содержатся кобальт, мышьяк, медь, неблагоприятно воздействующие на сердечную мышцу, вызывающие воспалительные процессы в пищеводе и желудке. Фитоэстрогены (аналоги половых гормонов) и ряд токсических веществ, соли тяжелых металлов вызывают изменения в эндокринной системе: у мужчин подавляется выработка мужского полового гормона тестостерона и начинают вырабатываться женские половые гормоны. Вызывающие изменения фигуры по женскому типу, а у женщин грубеет голос, появляются «пивные усы». Полифенолы приводят к образованию злокачественных опухолей мочевыводящих путей. Альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры – побочные продукты брожения, еще более ядовитые, чем алкоголь, также разрушают организм и вызывают тяжелые заболевания. Этиловый спирт в пиве – сильнодействующий наркотический яд, точно так же, как и в других спиртных напитках, разрушает многие органы, в т.ч и мозг человека, снижает интеллект, способность к учебе, резко уменьшает шансы добиться успеха в жизни. Губительно, особенно для растущего организма, то, что пиво своим мочегонным эффектом вымывает из организма белки, жиры, углеводы, микроэлементы. А дефицит калия ведет к срывам сердечного ритма, слабости в ногах; дефицит магния опасен сменой фона настроения, раздражительностью, нарушениями сна; недостаток витамина С снижает иммунитет, развивает гипоксию мозга, от чего страдает интеллект.

Пивной алкоголизм – тяжелый и трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Он формируется быстрее водочного, а бороться с пристрастием к пиву сложнее, чем с влечением к водке.

Защита: А как же красное вино «Кагор»? Его даже в церкви дают при причастии. Его морякам выдают, потому что оно улучшает кровь, помогает в лечении малокровия. А некоторые врачи говорят, что рюмка коньяка или водки снимает стенокардию, т.к. алкоголь в малых дозах расширяет сосуды.

Эксперт: Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в отдыхе. Этиловый спирт тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Алкоголь ухудшает и качество крови, под его воздействием красные кровяные тельца – эритроциты, переносящие кислород – слипаются и не могут пройти через некоторые кровеносные сосуды, не в состоянии в нужном объеме переносить кислород. Алкоголь затрудняет усвоение костным мозгом железа, необходимого для построения эритроцитов, ухудшает всасывание в кишечнике витамина В6 , который также необходим для формирования полноценных эритроцитов. Таким образом, алкоголь является не лекарством, а причиной таких болезней, как стенокардия и анемия.

Судья предоставляет слово свидетелям, которые приводят примеры из жизни микрорайона, свидетельствующие о губительном влиянии алкоголя на человека и отношения между людьми.

Судья предоставляет слово присяжным заседателям (классу). Предлагая вынести вердикт в отношении виновности Алкоголя в многочисленных фактах гибели и причинения вреда здоровью и благополучию людей (ожидаемый вердикт – «виновен»). Судья объявляет решение суда.

Учитель благодарит класс за участие в игре и объявляет перерыв на физкультминутку. (2 минуты)

По окончании физкультминутки учитель предлагает ученикам рассесться в круг для игры.

«Я – игра» (10 минут)

Ученики по очереди берут из рук учителя карточки. Зачитывают записанный на карточке вопрос и отвечают на него.

Вопросы:

  1. Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать алкоголь?

  2. Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?

  3. В каких ситуациях и по какому поводу ты употребляешь спиртные напитки?

  4. Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или алкоголь?

  5. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

  6. Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь?

  7. Назвал бы ты алкоголь наркотиком?

  8. Представь себе, что твой лучший друг принимает наркотики. Что ты сделаешь?

  9. Как ты думаешь, по каким причинам люди впервые принимают алкоголь?

  10. Ты уже бывал на таких вечеринках, где принято употреблять алкоголь?

  11. Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли твои родители право знать об этом?

  12. Ты уже бывал пьяным? Часто?

  13. Если ты находишься в компании, где пьют много алкогольных напитков, ты тоже пьешь вместе со всеми?

  14. Как ты справляешься со стрессом?

  15. Есть ли польза от употребления спиртных напитков?

  16. Есть ли у тебя три заветных желания?



Заключительная часть (5 минут)

Подводя итоги, целесообразно напомнить обучающимся, что приобщение к спиртному в возрасте до 20 лет в 80% случаев приводит к алкоголизму, а также что пьянство и алкоголизм – первопричины многих болезней и бед, человеческих трагедий, сломанных судеб и смертей, убийств и других тяжких преступлений. Бороться с этим злом мы должны всем миром.

Физиолог академик И.П. Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступление, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц. С тех пор, как доказали безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть речи о научном одобрении потребления малых или умеренных доз алкоголя».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconКонспект урока обж в 11 классе на тему: «Здоровый образ жизни»
Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Формирование здорового образа жизни подростков»
Охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры» Работу
Фгаоу впо приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование устойчивой мотивации здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках русского языка и литературы»
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж icon«Библиовакцина»: комплексная программа по формированию здорового...

Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconРабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе
В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconПрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья»
Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,...
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж iconРабочая программа по обж (Название предмета или курса) для 8
М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, С. В. Петров, Ю. Ю. Корнейчук, Б. И. Мишин, Н. П. Красинская «Основы безопасности жизнедеятельности»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск