«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж»





Название«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж»
страница1/6
Дата публикации26.07.2013
Размер0.66 Mb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Биология > Творческая работа
  1   2   3   4   5   6


Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района

Нижегородской области.

Творческая работа
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся

на уроках ОБЖ»

(Обобщение педагогического опыта)

Работу выполнил

учитель ОБЖ

МОУ Мало – Андосовской ООШ

Тактаев Александр Владимирович

С. Малое Андосово

2010

Содержание.

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие здоровья………………………………………………………….. 5

2. Общее представление о ЗОЖ…………………………………………….. 6

3. Компоненты учебной программы при изучении раздела

«Основы здорового образа жизни» для учащихся среднего звена…….. 10

4.Система построения уроков ОБЖ при изучении вопросов о ЗОЖ…….. 11

5. Здоровый образ жизни и его составляющие…………………………… . 15

6. Сохранность здоровья учащихся. Здоровьесберегающие составляющие в

воспитательно-образовательном процессе учебного заведения применительно сельской школы

6.1. Здоровье школьника……………………………………………………… . 23

6.2 Здоровьесберегающие составляющие в воспитательно-образовательном роцессе учебного заведения применительно сельской школы .. …………… . 26

7. Факторы, разрушающие здоровье на современном этапе развития человеческого общества………………………………………………………………………… 29

8. Исследование отношения учащихся к ЗОЖ и анализ его результатов…... 36

Заключение……………………………………………………………………… 39

Список литературы……………………………………………………………. .. 40

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение.

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Обычно молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то, к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду. Человек, однако, легкомысленно относится к своему здоровью. Одной из веских причин такого отношения к собственному здоровью можно считать современную медицину и некоторое несоответствие между высоким уровнем благосостояния и ростом культуры населения. Бесплатная медицинская помощь, доступная в любом месте, в любое время дня и ночи, безотказная и многообразная (поликлиники, санатории), высоко квалифицированная с одной стороны - положительно отразилась на здоровье человека, но с другой притупила у людей страх перед болезнями.

Второй важной причиной бездумного отношения к собственному здоровью можно считать недостаточную убежденность в неотвратимости наказания за совершенное против здоровья «преступление». Человеку кажется, что плохое может случиться с кем угодно, только не с ним. Мало ли кто умер от инфаркта, рака. Он просто был невезучим, несчастливым. А я везучий, со мной ничего плохого не случится.

Цель творческой работы - сформировать у учащихся адекватное отношение к своему личному здоровью и здоровью окружающих посредством ЗОЖ и его составляющих.

Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. Учащиеся подвержены влиянию рекламы на СМИ пропагандирующей энергетические напитки, сигареты, алкоголь, что подрывает здоровье личности и общества в целом.

В творческой работе поставлены следующие задачи:

1. Сформировать у учащихся негативное отношение к привычкам, разрушающим здоровье.

2. Изучить литературу по теме.

3. Изучить проблему здоровья, ЗОЖ.

4. Пропаганда здорового образа жизни и его составляющих.

  1. Выявить по средствам анкетирования отношение учащихся к ЗОЖ.

  2. Провести эксперимент по овладению теоретическими знаниями по здоровому образу жизни учащихся образовательного учреждения.


1. Понятие здоровья

Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?

Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает не тождественность этих понятий. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные отклонения. Здоровье – понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия.

Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».

Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды».

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.
2. Общее представление о ЗОЖ.
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.

Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений.

Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

  • осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

  • целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков
    охраны здоровья;

  • использование естественных природных факторов в укреплении
    здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

  • активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

  • деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.

Таким образом, ЗОЖ представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. По поводу необходимости определённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена, который писал: «Единственный способ сохранить своё здоровье - есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».

Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активности абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.

Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни,

ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и качественного восстановления сил.

Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привычек. Алкоголь, наркотики, курение — злейшие враги человека, главная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает прежде всего активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Многие люди живут по моде. Мода - это не только форма причёски. Мода - это и особенности поведения, которого придерживается значительная часть общества. Следовательно, вполне уместно говорить и о моде на образ жизни. Мода начинает распространяться тогда, когда процент её последователей достигает некоторого критического уровня. Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те формы поведения, которые в той или иной степени связаны с биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у человека является потребность в двигательной активности, особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ и мода на такой стиль жизни.
3. Компоненты учебной программы при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» для учащихся среднего звена.
В своей образовательной деятельности при преподавании «основ безопасности жизнедеятельности» я использую учебную программу под общей редакцией А.Т.Смирнова.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

На изучение основ здорового образа жизни отводится 36 часов. Изучение тематики данной программы направленно на достижение следующих целей:

  1. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

  2. Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.

  3. Освоение знаний о здоровом образе жизни.

  4. Овладение умениями анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения тематики программы. Изучение основ здорового образа жизни реализуется в 4 этапа:

  1. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности развития человека в подростковом возрасте.

  2. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

  3. Факторы, разрушающие здоровье.

  4. Правовые аспекты взаимоотношения полов.

В результате изучения основ здорового образа жизни ученик должен знать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие. Учащиеся должны уметь доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconСмирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж
Разработал: Звонарёв Андрей Анатольевич, заместитель директора по военно-патриотической работе,преподаватель обж мкоу «Кетовская...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconКонспект урока обж в 11 классе на тему: «Здоровый образ жизни»
Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения образовательной области физическая культура в начальной школе – формирование у учащихся начальной школы основ здорового...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconРабочая программа по физической культуре 3 класс
Целью рабочей программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни. Развитие творческой самостоятельности посредством...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПоложение о Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных...
Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью учебного предмета является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Цель учебной дисциплины формирование у студентов потребности безопасного и здорового образа жизни и основ культуры производственной...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПерспективный план работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской...
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» icon«Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры» Работу
Фгаоу впо приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью физической культуры является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск