Скачать 321.59 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУЧКАПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 8 КЛАССЕ Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростков Автор: Мишин Н.В., учитель физической культуры Р.п. Мучкапский 2011год. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 8 КЛАССЕ Тема собрания: «Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростков». Цели:
Задачи:
Содержание: Организация физического воспитания в семье. Особенности физического развития подростков. Значение физической культуры и спорта для укрепления их здоровья. О роли физической культуры и спорта в становлении личности. Приобщение детей в семье к систематическому занятию спортом: занятия физической культурой – лучший вид отдыха в выходной день; организация совместных с родителями прогулок и экскурсий; вечерний отдых в семье. Вред табачного дыма и курения. Соблюдение режима питания и сна. Влияние ритма жизни на соблюдение подростком режима дня. Своеобразие подросткового возраста: слабость нервной системы подростков ,типы подростковой депрессии, психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в семье. Оборудование: ПК, Презентация « Мы за здоровый образ жизни»; буклеты, выполненные обучающимися о вредных привычках и здоровом образе жизни: «Пять шагов к здоровью», «Мера нужна в еде, чтоб не случиться беде», «Закурил – себя погубил», «Курить – здоровью вредить». Форма проведения: Судейская дискуссия – совместное обсуждение спорных вопросов, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения, в ходе которого экспертная группа обменивается мнениями с «аудиторией» о состоянии проблемы и о путях её решения. Участники дискуссии: заместитель директора школы по ВР, классный руководитель, учитель физической культуры, школьная медицинская сестра, учитель биологии, педагог-психолог, секретарь, родители обучающихся 8 класса. План проведения собрания:
Ход проведения собрания: Учитель физической культуры: Мне, как учителю физической культуры и председателю экспертной группы, предоставлена почётная миссия открыть родительское собрание о необходимости физического воспитания подростков в семье. Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы организовать консилиум экспертов (в спортивном мире такой консилиум обязательно проводится накануне важных соревнований - «судейская») о состоянии проблемы «Подросток и его здоровье - главная забота школы, семьи, общественности» и перспективах её решения в МОУ СОШ №6 в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье» именно в начале 2009-2010 учебного года. Так ли серьёзна данная проблема, мы выяснили в процессе опроса общественного мнения специалистов, учителей, обучающихся и их родителей. Вот некоторые результаты статистики: слово предоставляется медицинской сестре школы. Медицинская сестра школы: Здоровье и физическое состояние подростков вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы страны лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз, около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Результаты социологических опросов показывают, что в настоящее время на питание расходуется свыше 80 % средств семейного бюджета, а питание во многих семьях остается неудовлетворительным, особенно в семьях, находящихся за чертой бедности. Если в так называемые застойные годы 12 % детей имели превышение массы тела, то теперь обнаруживается обратная тенденция - уменьшение ее в сравнении с физиологическими нормами. Систематическое недоедание, ухудшение рациона питания отражаются на психическом и интеллектуальном развитии детей. По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет 30-36 %. Проблемы физиологического развития и здоровья детей есть и в нашей школе: частые простудные и разнообразные хронические заболевания школьников, рост количества детей-инвалидов по заключению ВТЭК. Классный руководитель: Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей - шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей. И кто, как не родители, призваны принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок, может обеспечить для них рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное - настроить самих ребят так, чтобы они и без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная, семейная дееспособность будет зависеть от того, здоровы или нет их сердце, легкие, мозг, нервы и другие органы и ткани. Учитель биологии: Не следует забывать о том, что перед нами – восьмиклассник, подросток с его физиологическими особенностями. В этом возрасте меняется физиологическая суть ребенка. Идет перестройка опорно-двигательного аппарата, увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Усиливается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. У подростка усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается в объеме их поверхность, повышается жизненная емкость. Число дыхания в минуту снижается в подростковом возрасте в 2 раза, т. е. подросток дышит глубже и реже. Хотя ритмичность дыхания остается еще учащенной по сравнению с ритмом дыхания взрослого. Формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек грудной. Подростковый возраст - ответственная пора в становлении человеческого организма. Зная физиологические особенности этого возраста, родители должны грамотно построить систему воздействий на своих детей: поддержка и понимание, личная ответственность за становление растущего организма. Советы педагога- психолога: Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления личности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития отрочество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет неожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Отклонения в психическом развитии подростков весьма разнообразны. Эмоциональные нарушения - одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей. Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Не секрет, что в классе больше половины детей из неполных семей, есть и другие категории семей: многодетные, малообеспеченные. Большую опасность представляют неблагополучные семьи, в которых антисоциальное поведение родителей является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. А ещё на безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьезной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отношения с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ребенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особенностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно, а это и вызывает тревогу. Не упустите тот момент, когда в муках переживаний и бурно проявляющихся чувств начнут взрослеть Ваши дочери и сыновья! Заместитель директора по воспитательной работе: Физическое воспитание – один из методов воспитания гармонически развитой личности в образовательном процессе. В учебно-воспитательном плане работы нашей школы в рамках приоритетной комплексно-целевой программы «Здоровье» предусмотрено проведение дней регулирования и коррекции. В начале учебного года был проведён день ДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» с целью выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи ДРК: 1. Определить состояние самочувствия ученика. 2. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза нашего исследования: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда здорового образа жизни, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: 1) наблюдение; 2) анкетирование - классный руководитель отвечает за проведение анкетирования обучающихся и родителей; Обучающимся была предложена анкета «Моё здоровье». Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, пониманию важности проблемы его деятельности по физическому совершенствованию.
5.Регулярно ли ты занимаешься спортом?
6.Оцени степень усталости на уроках сегодня
7.Были ли физические паузы на уроках-1. Поставьте соответствующий балл рядом с позицией, с которой вы согласны: 3-да; 2-частично; 1-нет. Анкета для родителей «Режим дня». Цель: изучить мнение родителей о влиянии режима дня школьника на его здоровье.
2.Оцените значимость (важность) физзарядки для здоровья Вашего ребёнка-2,2. 3.Оцените выполнение физзарядки Вашим ребёнком-1,6. 4.Оцените соблюдение Вашим ребёнком режима дня в школе-2,2 5. Оцените выполнение Вашим ребёнком режима дня дома-2,1. 6.Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье Вашего ребёнка-2,1. 7. Оцените участие Вашего ребёнка во внеклассных спортивных занятиях-2,3. |