Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников.





Скачать 90.21 Kb.
НазваниеУрок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников.
Дата публикации07.10.2014
Размер90.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребностям в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю уроки – путешествия, уроки – турниры и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.

Урок – путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. Педагог должен помнить, что у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. В любой игре содержатся психолого – педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемой психологами, - это игра на «преодоление этапов».

Урок – путешествие можно отнести именно к такому виду. В своей работе я применяю такие уроки в 5- 8 классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки – путешествия станции «Историческая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Физическая», «Химическая». я учу детей мыслить широко. Эти станции осуществляют связь с другими учебными предметами. Особенно любят дети станцию «Волшебную», на которой победителя ждет приз. Интересны уроки – путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа».

Хочу показать еще роль уроков – турниров для формирования познавательной активности учащихся. Я пришла к выводу, что организация соревнования между учащимися создает положительную мотивацию обучения детей в целом. В начале действует мотив: победить команду соперника, но так как победу приносят знания темы, математики в целом, то включается мотив – узнать глубже ту или иную тему.

При проведении урока – турнира в качестве домашнего задания при подготовке к уроку даю творческое задание: составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы, в ходе которой проводится урок – турнир. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание выиграть, получить хорошую оценку за задание опять – таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьников. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку – переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы. В ходе урока – турнира решаются воспитательные и обучающие задачи во время обучения детей, сотрудничества их друг с другом и сотворчества. Уро – турнир – это урок – игра, а «игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования».

Игровая деятельность вообще и уроки – турниры в частности, выполняют ряд функций:

коммуникативную: освоение диалектики общения и самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения.

Включение в игровую деятельность элемента соревнования позволяет успешно выполнить ряд дидактических задач.

Как же проводятся уроки – турниры? В основном, это уроки обобщения и систематизации материала перед контрольной работой. Подготовка к уроку проводится заранее (одна – две недели). Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание, наряду с вышеописанным заданием используются такие задания: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изученной темы, задача должна быть оригинально составлена и оформлена. Такие задания развивают творческое воображение учащихся, их мышление, стимулируют познавательную активность.

На урок – турнир приглашаются родители, учителя, классный руководитель.

Этапы урока таковы:

1. Организационный (1-2 мин).

На этом этапе создается мотивация учебной деятельности на данном уроке, учителю важно актуализировать сложившиеся ранее познавательные мотивационные установки, укрепить их и поддержать. Учитель создает условия для появления новых мотивационных установок: обратить внимание на то, что от результата работы каждого ученика на уроке зависит результат работы всей команды.

2. Постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися(2 мин).

Учитель объясняет учащимся, чему они научатся на этом уроке, где будет использоваться результат их деятельности (урок поможет обобщить и систематизировать материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать совместно).

3. Основная часть (35 мин).

  • Представление команд, девиза, капитанов.

  • Разминка. Обычно несложные задания устного характера и разгадывается девиз урока. Слова для девиза подбираю, согласуясь с особенностями класса: «Знание и труд – залог победы», «Ум – хорошо, а пять – лучше», «Знаешь сам – научи другого» и др.

  • Правила учим и знаем. Каждый ученик команды отвечает на один вопрос теории. Вопросы готовятся на отдельных карточках, их выбирает капитан.

  • Конкурс «Домашнее задание». Команда решает задачу, составленную соперником, или рассказывает сказку, рассказ, стихотворение по теме урока.

  • Конкурс задач. Задачи составлены учителем на карточке и требуют глубокого знания темы.

  • Конкурс капитанов.

4. Подведение итогов.

На доске в таблице отмечены баллы за каждый этап, они суммируются. Объявляется команда – победитель.

Капитан оценивает работу каждого ученика своей команды, комментирует результат.

Учитель подводит итог урока; важно поддержать и подбодрить обе команды, отметить все лучшее у проигравшей; по возможности отметить каждого ученика, с тем, чтобы создать положительную мотивацию на дальнейшее изучение предметов, чтобы каждому хотелось работать лучше.

Учебно – познавательной деятельностью характеризуется и дидактическая игра.

Например, в 8 классе по теме «Действия с алгебраическими дробями» провожу такую игру.

В работу включены 5 заданий. Примеры составлены так, что ответом каждого из них является одно из чисел, служащее порядковым номером какого – либо другого примера. Следовательно, ответы выражаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5.

Класс разбивается на пять групп. Учащиеся первой группы начинают решение с примера 1. Получив в ответе 4, ученики переходят к решению примера 4. Учащиеся второй группы с примера 2 и т.д.

Чтобы достичь наиболее глубоких и прочных знаний у учащихся я применяю приемы и методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Для того, чтобы добиться устойчивого интереса к предмету, я привлекаю учащихся к активному участию при доказательстве теорем, выводах формул, опираясь на их предыдущий опыт. Я сочетаю методы обучения готовым знаниям с методами обучения деятельности по приобретению новых знаний.

Методы обучения математике – это способы осуществления активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Среди методов обучения математике можно условно выделить:

1. Научные методы – наблюдение и опыт, сравнение, аналогия, анализ и синтез, математические исследования.

2. Учебные методы – проблемное обучение, алгоритмический, самостоятельная работа, дидактические игры.

Я предлагаю рассмотреть каждый из представленных методов более подробно.

Научные методы.

Наблюдение и опыт позволяют учащимся открыть новые истины. Приведу пример применения данного вида деятельности.

При изучении темы «Осевая симметрия» я показываю учащимся различные фигуры, в том числе окружающие нас предметы, среди которых одни обладают, а другие не обладают осевой симметрией. Учащиеся, наблюдая, замечают, что каждая из симметричных фигур делится прямой на две части так, что, если согнуть фигуру по этой прямой, одна ее часть полностью наложится на другую, а для каждой из несимметричных фигур такой прямой нет. После наблюдения мы переходим к дальнейшему изучению осевой симметрии с помощью опыта.

Каждый ученик получает лист бумаги и выполняет следующие упражнения:

1) согнуть лист бумаги так, чтобы образовалась линия сгиба;

2) выпрямить лист и отметить на нем произвольную точку А, не лежащую на линии сгиба и определить, глядя на свет через согнутый лист, с какой точкой совпала точка А (А1);

такие точки называются симметричными относительно прямой, которая называется осью симметрии этих точек;

3) повторить опыт для другой точки В, лежащей по другую сторону от линии сгиба (найти симметричную ей точку относительно линии сгиба);

4) найти точку, симметричную точке, лежащей на линии сгиба, сделать вывод;

5) соединить симметричные точки отрезком, сделать вывод;

6) соединить отрезками точки А и В и симметричные им точки А1 и В1, сделать вывод.

Особенно важную роль в математических исследованиях играют анализ и синтез. Этот метод я использую при решении задач на построение в курсе геометрии, текстовых задач и др.

Решении задач на построение имеет большое значение: учащиеся овладевают аналитико – синтетическим методом, непосредственно связывают анализ условия задачи с изученным теоретическим материалом, причем эта работа облегчается наличием чертежа – рисунка, что помогает найти план решения задачи.

Задачи на построение требуют: 1) анализа – поиска решения задачи; от руки выполняется рисунок, предполагая задачу решенной, и отыскиваются такие зависимости между данными и искомыми, которые бы позволили свести задачу к основным, хорошо известным построениям, и, таким образом, намечается план решения; 2) выполнения построения по намеченному плану решения; 3) доказательства того, что построенная фигура удовлетворяет требованиям условия задачи; 4) исследования существования и числа возможных решений задачи с учетом зависимостей между данными по условию.

Методика работы над решением текстовых задач состоит из следующих этапов: 1) прочтение условия задачи и выделение величин, о которых говорится в условии; 2) установление зависимости иежду величинами; 3) выбор и обозначение неизвестных, исходя из вопроса задачи (или иногда вспомогательных величин); 4) перевод условия задачи на язык алгебры, т.е. выражение зависимостей всех величин через введенные неизвестные и числовые данные условия; 5) выделение в условии значения какой – дибо величины, при помощи которой можно составить уравнение, и составление уравнения; 6) решение уравнения; 7) проверка найденных значений и запись ответа.

Учебные методы

На уроках я использую эвристический метод. Этот метод состоит в том, что перед учащимися ставится некоторая учебная проблема, а затем путем выполнения некоторых заданий учащиеся решают эту проблему.

Например, при доказательстве теоремы о площади трапеции даю такой план:

1) провести диагональ; 2) выразить площади полученных треугольников через высоту трапеции и ее основание; 3) найти площадь трапеции.

Применяя рассмотренные методы на уроках, я убедилась в том, что знания учащихся становятся более прочными, осознанными. Эффективность достижений той или иной цели обучения обеспечивается сочетанием приемов и средств обучения, потому что универсальных методов обучения не существует. Каждый учитель одну и ту же тему излагает своим способом, используя разнообразные формы и методы, т.к. в основе выбора и сочетания различных методов обучения лежат как объективные факторы (цели и содержание обучения), так и субъективные (учитель, учащиеся).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconИгра в жизни дошкольника. Игра зеркало души
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconУрок-игра по типу телевикторины «Своя игра»
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconИгра “Путешествие в страну физика” для 8 класса
Время пребывания на станциях 7-8 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Игра начинается с линейки всех...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconИгра Что? Где?
Игра проходит в режиме on – line. Команды, посредством Skype (или другой, предложенной куратором) подсоединяются к куратору игры....
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Без игры нет и не может, быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconРолевая игра, деловая игра
...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconЗадания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на...
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это обостряет мыслительную деятельность обучающихся. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К участию приглашаются педагоги доу, педагоги до, педагоги-психологи, педагоги – предметники
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconМедлительные дети. Рекомендации учителям
Учителям необходимо знать о тех учебных ситуациях, которые затрудняют деятельность медлительных школьников. Психологи М. К. Акимова...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для этой цели были проведены занятие с детьми "Путешествие в страну правил дорожного движения", дидактическая игра " Волшебные огоньки",...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconИгра 1 Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов,...
Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово....
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет нашего разговора сегодня — игра, Игра с большой буквы, игра как некий своеобразный фе­номен, документальный спектакль Игра,...
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск