Лемясова Т.Е.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 Современные подходы к преподаванию предмета «Окружающий мир»
Начальная школа – это принципиально новый этап в жизни ребенка. Сфера его взаимодействия с окружающим миром расширяется, активно развивается интеллект и произвольность всех психических процессов. Начальная школа создает базу для всего дальнейшего образования, а также формирует само умение учиться (ууд). Предмет «Окружающий мир» занимает в начальной школе особое место, т.к. соединяет в равной степени различные области познания, чрезвычайно актуальные для ученика начальной школы. Курс «Окружающего мира» имеет отчетливо выраженный интегративный характер, уроки курса успешно интегрируются с другими учебными предметами, а также с внеурочной и внешкольной деятельностью ребенка. Ценность такой интеграции несомненна и необходима при создании целостной образовательной среды, в которой должен находиться ученик, исходя из требований современного общества к современному образованию. Содержание и специфика предмета таковы, что в полноценной мере позволяют реализовать системно – деятельностный подход к обучению, применить проблемно – поисковые методы, осуществить личностно – ориентированное обучение. Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра, и урок – путешествие, исследование, конференция и т.д.
В своей работе я ориентируюсь прежде всего на системно – деятельностный подход к получению знаний, неизменно актуальными считаю игровые технологии в их различных видах и формах. Невозможно представить современные уроки «Окружающего мира» без информационно – коммуникативных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Также чрезвычайно эффективной, особенно при формировании блока личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, является связь уроков «Окружающего мира» с различными вариантами внеурочной деятельности.
Частично эти тезисы проиллюстрированы видео фрагментами урока «Окружающего мира» в I классе по теме «Как живет семья» (программа «Школа России»). Урок проходил в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Формирование ценностного отношения к семье на уроках и во внеурочной деятельности как часть духовно – нравственного воспитания в рамках перехода на ФГОС».
Первое полугодие I класса – очень важный и непростой период обучения. Адаптационный период еще продолжается, учитель и дети «узнают» друг друга. Насущной потребностью является формирование нового для детей классного коллектива. Учителю необходимо обучить детей элементарных организационным навыкам, при этом включив его в процесс как активного
участника, помощника учителя. Этот процесс ведется от простого (например, ученики загадывают загадки по теме урока своим одноклассникам) к более сложным вариантам взаимодействия на уроке со своими сверстниками.
Важным требованиям современного общества является умение работать в команде, «встраиваться» в различные профессиональные и социальные группы. Обучая детей работать в паре, микрогруппе и группе учитель формирует коммуникационные и регулятивные навыки учащихся. Эта деятельность также ведется «от простого к сложному».
Хочется отметить актуальность, продуктивность и многофункциональность игровых технологий и их элементов на уроке. Игра или ее элементы способны усилить мотивацию, активизировать учебную деятельность, включая ребенка в учебный процесс соответственно системно – деятельностному подходу к обучению. На этом уроке элемент игры позволил мне провести определенную диагностику эмоционально наиболее значимых ценностных ориентиров, характерных для данного класса.
Современный урок предполагает не подавление двигательной активности ребенка, а возможного «включения» ее в деятельность на уроке. На данном уроке ребята достаточно свободно передвигались по классу по ходу урока, также было две физминутки (в начале I класса их обычно провожу я, затем физминутки и динамические паузы проводят ученики).
Выстраивая учебный процесс, я стараюсь сделать акцент на творчестве детей, как на индивидуальном, так и на коллективном. На представленном уроке ребята «построили» фундамент «дома, где живет семья» (наша новая семья - наш класс), создали фото - коллаж на тему «Моя семья».
Этот урок дал начало двум проектам: «Моя семья» и «Наш класс», которые дети представляли на внеурочных занятиях по программе «Я - гражданин» (по направлению духовно – нравственное развитие) блоки которого «Я и семья», «Я и школа» интегрированы с темами уроков «Окружающего мира» в I классе. Таким образом осуществлялось формирование классного коллектива на базе наиболее эмоционально – значимых для ребят ценностных ориентиров, путем «переноса» семейных ценностей на новую школьную почву. Включение ребенка в новый для него классный (а затем и школьный) коллектив требует времени, эта работа продолжается в дальнейшем во внеурочной и внешкольной деятельности. Я считаю, что именно единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности способно обеспечить полноценное развитие ребенка в современных условиях. |