Ролевая игра, деловая игра





Скачать 79.26 Kb.
НазваниеРолевая игра, деловая игра
Дата публикации29.02.2016
Размер79.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Приложение 1: аннотация методов интерактивной работы, применяемых в обучении в соответствии с РП по дисциплине «Психология» для магистрантов

Ролевая игра, деловая игра применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Например, при преподавании психологии можно разыгрывать ситуации: «неудобный покупатель», «ненавязчивый продавец-консультант», «конфликт с покупателем» и т. д.. Такая деловая игра заранее планируется (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и проводится на практическом занятии.

«Деловая игра», поставив обучающегося в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица заставляет его мыслить конкретно и предметно, с ясно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению.

Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

– работу над планом – сценарием тренинга;

– работу с обучающимися по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

– самоподготовку преподавателя;

– распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Диспут как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда обучающимся нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у обучающихся умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Кейс-стади. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Успешное выполнение учащимся заданий на практических занятиях в рамках означенных методов оценивается, согласно оценочной шкале, максимум в 18 баллов за семестр.

Приложение 2: самостоятельная работа магистранта.
Самостоятельная работа выступает как составная часть процесса обучения. Главная ее цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности учащихся, активность и самостоятельность.

Функции самостоятельной работы следующие:

     закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

     расширение и углубление учебного материала;

     формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий, решения психологических задач;

     выполнение индивидуальных наблюдений, экспериментов, подготовка учебных пособий для изучения новых тем.

Чтение рекомендованной научной литературы – есть та главная составная часть системы самостоятельной учебы, которая обеспечивает подлинное усвоение психологии как науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную деятельность. Лекционные и практические занятия формируют в сознании учащегося основные научные понятия.

Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки. Изучение литературы должно быть органически связано с другими элементами системы самостоятельной учебы – с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами студента (написанием реферата, подготовкой к аттестации).

Подготовка реферата. Изучение литературы, учебника в том числе, должно решать и задачу подготовки к написанию реферата по предмету. Чтобы студент мог свободно оперировать своими теоретическими знаниями при анализе, оценке и описании различных психических явлений, наблюдаемых у личности, совершенно недостаточно чтения только одного учебника. Поэтому написание реферата - итог овладения теорией по мере накопления материала, усвоения соответствующих идей, помогающих глубже понять психологию личности в целом или некоторые психические процессы и состояния, проявляющиеся у нее в той или иной ситуации. Написанная на такой научной базе работа будет первым опытом применения теории к жизни, попыткой научного психологического исследования какой-нибудь узкой, но конкретной жизненной проблемы.

Конкретные методические рекомендации обычно содержатся в заданиях по каждой теме реферата, вручаемой студентам на лекциях и консультациях. Как правило, учащийся при содействии преподавателя определяется с темой реферата, которая соответствует направлению его подготовки, а также соотносится с предполагаемой профессией, или родом занятости. Данный вид работы является обязательным и оценивается, согласно оценочной шкале, максимум в 30 баллов.

Подготовка статьи. Выполненный учащимся реферат, представляющий собой отчет о проделанном исследовании становится материалом для подготовки учащимся статьи в сборник работ студентов и аспирантов. Учащийся излагает основные выводы своего исследования в объеме 0,3 у.п.л., стилистически формулирует их и представляет на проверку преподавателем. Данный вид работы является обязательным и оценивается, согласно оценочной шкале, максимум в 12 баллов.

Подготовка к аттестации – органическая составная часть самостоятельной работы. Читая научные труды по любой проблеме, студент усваивает изложенные там идеи и, стало быть, готов к сдаче зачета по изученному вопросу.

Самостоятельное изучение рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на аттестацию. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения научной литературы и является подготовкой к аттестации, которая становится формой проверки качества эффективности всего процесса самостоятельной учебной деятельности учащегося в межсессионный период.

Предъявляемые в заданиях вопросы и задачи по их содержанию могут быть разделены на такие группы:

1) вопросы и задачи на выяснение научного содержания или теоретического смысла психологического понятия (например: «Что такое внимание?»);

2) вопросы (задачи) на анализ примеров из реальной действительности, на те или иные понятия или закономерности психологии, т.е. вопросы или задачи на понимание теории применительно к практике;

3) вопросы и задачи на критический анализ различных точек зрения в психологической науке на проблемы психологии (например, различные определения понятия «личность в психологии);

4) задачи на выявление психологических критериев оценки поступков и действий людей в различных ситуациях, исходя из общей теоретической посылки (например: «Представьте себе (и опишите), как поведут себя сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, узнав, что им поставили неудовлетворительную оценку за контрольную работу?»);

5) задачи на психологическую характеристику знакомой личности или психологический анализ какой-нибудь известной студентам деятельности (например, «Психологическая характеристика моей подруги» или «Психологическая характеристика деятельности практического психолога»);

6) задачи на сопоставление ранее существовавших взглядов на психическое явление с новым взглядом на него и объяснение причин изменения (например, изменение методологического подхода к изучению психики: сначала функциональный подход, затем личностный, а теперь – деятельностный);

7) задачи и вопросы на психологическое объяснение трудностей, испытываемых людьми при резких изменениях условий жизни (общественных отношений, экономических и правовых норм и принципов, социальных условий жизни, когда одни ценности меняются на другие, прежние жизненные ориентиры теряются, а новые почему-то не появляются. Например, одни испытывают удовлетворение от наступления рыночных отношений, а другие непримиримы к ним, даже при равенстве материальных и моральных потерь и приобретений. В чем психологическая причина расхождения во взглядах примерно равных по социальному положению людей?»);

8) задачи и вопросы на психологический анализ личностей героев литературных произведений, психологическую оценку их действий и поступков, а также на подбор наиболее ярких примеров из жизни персонажей для иллюстрации отдельных теоретических положений психологии.

Как видим, большая часть вопросов и задач посвящена психологическому анализу человеческих взаимоотношений, поступков и поведения людей, их личностных свойств и черт, особенностей различных видов деятельности, которая окружает учащегося и в которой он живет.

Итоговая аттестация является обязательной и оценивается, согласно оценочной шкале, максимум в 50 баллов.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ролевая игра, деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Ролевая игра, деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Ролевая игра, деловая игра iconУрока-ролевая игра по дисциплине «Бухгалтерский учет»
На авторскую разработку методического пособия по проведению нетрадиционной формы урока-ролевая игра по дисциплине «Бухгалтерский...
Ролевая игра, деловая игра iconС писок литературы по правовому воспитанию
Аминов, A. M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»: [Игра по правовым знаниям] // Преподавание истории и обществоведения в школе....
Ролевая игра, деловая игра iconДеловая игра «Музыка чувств младшего школьника»
Игра предназначена для родителей второклассников, проводится в течение учебного года с целью выяснения эмоционально-эстетического...
Ролевая игра, деловая игра iconУрок развития умений по теме “Traditions, Manners” ролевая игра
Заключительный урок развития умений по теме “Traditions, Manners” ролевая игра
Ролевая игра, деловая игра iconИгра в жизни дошкольника. Игра зеркало души
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка...
Ролевая игра, деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет нашего разговора сегодня — игра, Игра с большой буквы, игра как некий своеобразный фе­номен, документальный спектакль Игра,...
Ролевая игра, деловая игра iconТема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Ролевая игра, деловая игра iconКаравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии
Ролевая игра по теме «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека». (Слайд №1)
Ролевая игра, деловая игра iconСюжетно-ролевая игра «Робинзонада»
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Ролевая игра, деловая игра iconСюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Возраст: старшая группа Дьяченко О. В. Воспитатель
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Ролевая игра, деловая игра iconТема : “Sports and Games”
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, организация работы по вариантам, ролевая игра
Ролевая игра, деловая игра icon«Что такое выборы?»
Деловая обучающая игра «Витамин» по разработке инициативных проектов для города Набережные Челны
Ролевая игра, деловая игра iconКонспект урока. Деловая игра «Корректор»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Ролевая игра, деловая игра iconСюжетно-ролевая игра «диагностический центр «Здоровье»
Провести цикл занятий по книге «Уроки Мойдодыра» и по книге «В гостях у Айболита»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск