Скачать 66.64 Kb.
|
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М.М.Зощенко «Золотые слова» Задачи:1) работать над пониманием прочитанного произведения, формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; 2) развивать внимание на основе выборочного чтения; умение выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; развивать мыслительные операции через работу с пословицами; 3) воспитывать уважительное отношение к старшим, умение правильно поступать в изменяющейся обстановке. Ход урока I.Организационный момент. - Поприветствуем гостей. Глубоко вдохнём и выдохнем через нос 5 раз. настроимся на плодотворную работу. - Что значит плодотворная ? (дающая плоды, результаты) - Значит каждый к концу урока должен получить какой-то результат, чтобы время не пропало даром. II.Речевая разминка. - Как и каждый урок литературы начнём с речевой разминки. А) Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить её. ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ - Что значит тараторить? Кого называют тараторками? - А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему ( мнения детей) Б) Прочитать скороговорку чётко правильно 3 раза, постараться запомнить. («птичий базар») - четвёртый раз закрыв глаза, проверьте – запомнили или нет. - Произнести на выдохе. - Сначала громко – к концу произношения тихо. И наоборот. - Три раза повторить с убыстрением (хором) _ Кто желает произнести быстро, правильно. (2-3 человека) III.Сообщение темы и задач урока. А)Работа с пословицами в парах. Слайд На слайде пословица- СОРВАЛОСЬ СЛОВЦО – НЕ СХВАТИШЬ ЗА КОЛЬЦО. Задание такое: к этой пословице необходимо подобрать близкую по значению из тех, что у вас на карточках №1. Карточка №1 От слова до дела 100 перегонов. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слово – серебро, молчание – золото. Не торопитесь, советуйтесь друг с другом. Нужно понять значение каждой пословицы. Если встречаются незнакомые, непонятные слова – где можно узнать значение? (обращение к толковым словарикам) - Кому трудно самостоятельно объяснить смысл пословиц можно обратиться к карточке №2 и найти объяснение из перечисленных. Карточка №2 Объяснение к пословицам: Если сказал что-то, то отвечаешь за сказанное. Сказанные слова не возьмёшь назад. Слова словами и останутся, если не выполнишь сказанного. Слова словами, а дело надо делать. От слов до дела ещё далеко. Не всегда после сказанного быстро дело делается. - Дети объясняют выбор. - О чём все пословицы? О словах? А вот один писатель сказал о себе такие слова… Слайд..
- Кто этот писатель? Найдите его портрет среди представленных . - как называется рассказ, который читали? Как понимаете название? - Что знаете об авторе? (сообщения детей) Сегодня продолжаем работать над рассказом М.М.Зощенко «Золотые слова» -- В течение урока вы будете работать с текстом произведения, учиться находить заданные отрывки, находить поступки героев и давать им свою оценку, выбирать главное. А для этого надо хорошо знать содержание рассказа. Это и было домашним заданием. IV.Проверка домашнего задания. Экспресс-опрос. В это время 2 человека выполняют тестовые работы. На листочках записаны номера вопросов-заданий. Вы внимательно слушаете отрывки, которые я прочитаю, и если они совпадают с отрывками рассказа ставите «+», если нет такого – «-» Самопроверка по образцу. Слайд
Самооценка по критериям 12 совпадений - 5 10-11 совпадений - 4 7-9 совпадений - 3
1.Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. (+) 2.Обратившись к нашим родителям папин начальник сказал: - Теперь я понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня так внимательно слушают. (-) 3.Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лёлей, принял эти слова на свой счёт, тем более что он-то и был сердит. (+) 4.Доев сардинки, мы с Лёлей удалились под весёлый смех и шутки гостей. И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми. (+) 5.Но от этого запрещения мы очень страдаем. Мы с Лёлей грустно едим и переживаем, что нам нельзя разговаривать. (-) 6.Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать . Оно было как каменное. И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. (+) 7.Она(Лёля) стала плакать , поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. (-) 8.Папин начальник взял стакан в руку, увидел плавающее масло и отодвинул стакан подальше от себя. (-) 9.И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. (+) 10.Один из гостей сказал: - Меня другое интересует. Дети не видели, что масло упало в чай. Поэтому они никому об этом не сказали. (-) 11.Это не гадкие дети, а послушные, умные. Хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так поступать. (-) 12.И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. (+) V.Работа по теме урока. А) Вступительная беседа. - Кто главные герои рассказа? - Почему дети так любили застолье в обществе взрослых? Ответ подтвердите чтением отрывка из текста. - Как вели себя дети за столом? (Ответы детей) Найдите отрывки в тексте и прочитайте. - А как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом? А как бы вы оценили поведение детей? - Какие правила вы посоветовали бы соблюдать Лёле и Миньке. ( пока дети высказываются Налигацкий и Ветюгов выбирают из списка) МОЙ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО ПЕРЕД ТЕМ КАК ОТВЕТИТЬ, ПОДНИМИ РУКУ ПОБЛАГОДАРИ ЗА ЕДУ УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ Слайд.. Как правильно вести себя со взрослыми? Появляются правила: НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ - А что выбрали Дима и Данил? - А в конце урока появится ещё одно правило. ФИЗМИНУТКА. Б) Работа в группах. Предлагаю объединиться в группы, рассмотреть иллюстрации к произведению М.Зощенко. Затем посовещаться в группе, найти отрывок, наиболее подходящий к рисунку и выразительно его прочитать. От каждой группы будет выступать один человек. (4 мин) Показ слайдов с иллюстрациями, дети зачитывают отрывок. В) Расположите картинки в той последовательности, в какой происходят события в тексте. Г) Ребята, а на сколько частей можно разделить текст? - О чём идёт речь в первой части? Что в ней главное? Как можно озаглавить эту часть? (предложения детей) У Налигацкого, Калашникова, Герасева, Оруджова, Алиева карточки №4 с перечисленными примерными названиями частей (На доске 1 пункт плана Ужины со взрослыми) - О чём идёт речь во второй части? Что в ней главное? Как озаглавить? (2.Папа запретил детям ужинать со взрослыми) - О чём рассказывается в третьей части? Что случилось?Что главное? А как бы вы поступили в такой ситуации? Ваши предложения по озаглавливанию. (3.Случай с кусочком масла) - О чём говорится в последней части? Что главное? Как озаглавить? (4.Золотые слова) - Какие слова автор считает золотыми? Найдите в тексте и зачитайте их. - Какой же вывод сделал автор для себя? Чему научил этот случай его? -Получился план для составления краткого пересказа. -Так какое правило добавилось к выше названным, давайте их вспомним. Д/з. Чтение по ролям - Работа в группах – распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям. (2 группы лучше читающих детей) А 3 группа детей готовит пересказ текста по плану VI.ИТОГ УРОКА. 1) - Что поучительного в рассказе? - Чему научил вас рассказ? Своё отношение к прочитанному произведению определите с помощью пословиц. 1.СЛЕДЯ ЗА ЧУЖИМИ МАНЕРАМИ, ИСПРАВЛЯЙ СВОИ. 2.ЗНАЙ БОЛЬШЕ, А ГОВОРИ МЕНЬШЕ. 3.НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ. 2) А подитожить наш разговор я попрошу ребят, которые хорошо читают Нагоров Ж, Ветюгов Д, Заика В., Пашков В.
3. Уважай, не осуждай За другое мнение. Меру в разговоре знай, Наберись терпения. 4. Твердя формулировки, нельзя Вперед все знать. С учетом обстановки Вам надо поступать. Так какие золотые слова помогут вам в будущем при общении со взрослыми? Всем ребятам спасибо за урок. Все получают закладки для учебников с правилами вежливости, общения на уроке. |
Урока чтения в 3 классе Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова» Угореть — отравиться удушливым газом, образующимся при неполном сгорании древесного угля | М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы | ||
М. М. Зощенко. "Золотые слова" Цели Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание | Урок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,... | ||
Урока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека... В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок | Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой... ... | ||
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах» | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Тематическое планирование курса литературы в 8 классе Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства | ||
Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | Урок по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока: «Золотые краски осени» Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности... | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе | Урок литературы в 6 классе. Тема урока: «В мастерской художника слова.... С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу! |