Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»





Скачать 66.64 Kb.
НазваниеУрок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»
Дата публикации01.04.2015
Размер66.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 3б классе

Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М.М.Зощенко «Золотые слова»

Задачи:1) работать над пониманием прочитанного произведения, формировать умение анализировать и оценивать поступки героев;

2) развивать внимание на основе выборочного чтения; умение выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; развивать мыслительные операции через работу с пословицами;

3) воспитывать уважительное отношение к старшим, умение правильно поступать в изменяющейся обстановке.
Ход урока

I.Организационный момент.

- Поприветствуем гостей. Глубоко вдохнём и выдохнем через нос 5 раз. настроимся на плодотворную работу.

- Что значит плодотворная ? (дающая плоды, результаты)

- Значит каждый к концу урока должен получить какой-то результат, чтобы время не пропало даром.

II.Речевая разминка.

- Как и каждый урок литературы начнём с речевой разминки.

А) Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить её.
ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ

ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ
- Что значит тараторить? Кого называют тараторками?

- А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему ( мнения детей)

Б) Прочитать скороговорку чётко правильно 3 раза, постараться запомнить. («птичий базар»)

- четвёртый раз закрыв глаза, проверьте – запомнили или нет.

- Произнести на выдохе.

- Сначала громко – к концу произношения тихо. И наоборот.

- Три раза повторить с убыстрением (хором)

_ Кто желает произнести быстро, правильно. (2-3 человека)

III.Сообщение темы и задач урока.

А)Работа с пословицами в парах.

Слайд На слайде пословица-

СОРВАЛОСЬ СЛОВЦО – НЕ СХВАТИШЬ ЗА КОЛЬЦО.

Задание такое: к этой пословице необходимо подобрать близкую по значению из тех, что у вас на карточках №1.

Карточка №1

От слова до дела 100 перегонов.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Не торопитесь, советуйтесь друг с другом. Нужно понять значение каждой пословицы. Если встречаются незнакомые, непонятные слова – где можно узнать значение? (обращение к толковым словарикам)

- Кому трудно самостоятельно объяснить смысл пословиц можно обратиться к карточке №2 и найти объяснение из перечисленных.

Карточка №2

Объяснение к пословицам:
Если сказал что-то, то отвечаешь за сказанное.

Сказанные слова не возьмёшь назад.

Слова словами и останутся, если не выполнишь сказанного.

Слова словами, а дело надо делать.

От слов до дела ещё далеко.

Не всегда после сказанного быстро дело делается.
- Дети объясняют выбор.

- О чём все пословицы? О словах? А вот один писатель сказал о себе такие слова… Слайд..

  • "Мой характер сделан так, что я человек несколько иронический, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки человека."

- Кто этот писатель? Найдите его портрет среди представленных .

- как называется рассказ, который читали? Как понимаете название?

- Что знаете об авторе? (сообщения детей) Сегодня продолжаем работать над рассказом М.М.Зощенко «Золотые слова»

-- В течение урока вы будете работать с текстом произведения, учиться находить заданные отрывки, находить поступки героев и давать им свою оценку, выбирать главное. А для этого надо хорошо знать содержание рассказа. Это и было домашним заданием.

IV.Проверка домашнего задания.

Экспресс-опрос. В это время 2 человека выполняют тестовые работы.

На листочках записаны номера вопросов-заданий. Вы внимательно слушаете отрывки, которые я прочитаю, и если они совпадают с отрывками рассказа ставите «+», если нет такого – «-»

Самопроверка по образцу. Слайд

  1. + 7. –

  2. - 8. –

  3. + 9. +

  4. + 10. –

  5. - 11. –

  6. + 12. +

Самооценка по критериям

12 совпадений - 5

10-11 совпадений - 4

7-9 совпадений - 3

  1. и менее – 2

1.Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. (+)

2.Обратившись к нашим родителям папин начальник сказал:

- Теперь я понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня так внимательно слушают. (-)

3.Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лёлей, принял эти слова на свой счёт, тем более что он-то и был сердит. (+)

4.Доев сардинки, мы с Лёлей удалились под весёлый смех и шутки гостей. И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми. (+)

5.Но от этого запрещения мы очень страдаем. Мы с Лёлей грустно едим и переживаем, что нам нельзя разговаривать. (-)

6.Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать . Оно было как каменное. И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. (+)

7.Она(Лёля) стала плакать , поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. (-)

8.Папин начальник взял стакан в руку, увидел плавающее масло и отодвинул стакан подальше от себя. (-)

9.И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. (+)

10.Один из гостей сказал:

- Меня другое интересует. Дети не видели, что масло упало в чай. Поэтому они никому об этом не сказали. (-)

11.Это не гадкие дети, а послушные, умные. Хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так поступать. (-)

12.И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. (+)
V.Работа по теме урока.

А) Вступительная беседа.

- Кто главные герои рассказа?

- Почему дети так любили застолье в обществе взрослых? Ответ подтвердите чтением отрывка из текста.

- Как вели себя дети за столом? (Ответы детей)

Найдите отрывки в тексте и прочитайте.

- А как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом? А как бы вы оценили поведение детей?

- Какие правила вы посоветовали бы соблюдать Лёле и Миньке.

( пока дети высказываются Налигацкий и Ветюгов выбирают из списка)

МОЙ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ

НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА

УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО

ПЕРЕД ТЕМ КАК ОТВЕТИТЬ, ПОДНИМИ РУКУ

ПОБЛАГОДАРИ ЗА ЕДУ

УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ
Слайд..

Как правильно вести себя со взрослыми? Появляются правила:

НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА

УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО

УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ
- А что выбрали Дима и Данил?

- А в конце урока появится ещё одно правило.

ФИЗМИНУТКА.

Б) Работа в группах. Предлагаю объединиться в группы, рассмотреть иллюстрации к произведению М.Зощенко. Затем посовещаться в группе, найти отрывок, наиболее подходящий к рисунку и выразительно его прочитать. От каждой группы будет выступать один человек. (4 мин)

Показ слайдов с иллюстрациями, дети зачитывают отрывок.

В) Расположите картинки в той последовательности, в какой происходят события в тексте.

Г) Ребята, а на сколько частей можно разделить текст?

- О чём идёт речь в первой части? Что в ней главное? Как можно озаглавить эту часть? (предложения детей)

У Налигацкого, Калашникова, Герасева, Оруджова, Алиева карточки №4 с перечисленными примерными названиями частей

(На доске 1 пункт плана Ужины со взрослыми)

- О чём идёт речь во второй части? Что в ней главное? Как озаглавить?

(2.Папа запретил детям ужинать со взрослыми)

- О чём рассказывается в третьей части? Что случилось?Что главное? А как бы вы поступили в такой ситуации? Ваши предложения по озаглавливанию.

(3.Случай с кусочком масла)

- О чём говорится в последней части? Что главное? Как озаглавить?

(4.Золотые слова)

- Какие слова автор считает золотыми? Найдите в тексте и зачитайте их.

- Какой же вывод сделал автор для себя? Чему научил этот случай его?
-Получился план для составления краткого пересказа.

-Так какое правило добавилось к выше названным, давайте их вспомним.

Д/з. Чтение по ролям - Работа в группах – распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям. (2 группы лучше читающих детей)

А 3 группа детей готовит пересказ текста по плану

VI.ИТОГ УРОКА.

1) - Что поучительного в рассказе?

- Чему научил вас рассказ?

Своё отношение к прочитанному произведению определите с помощью пословиц.

1.СЛЕДЯ ЗА ЧУЖИМИ МАНЕРАМИ, ИСПРАВЛЯЙ СВОИ.

2.ЗНАЙ БОЛЬШЕ, А ГОВОРИ МЕНЬШЕ.

3.НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

2) А подитожить наш разговор я попрошу ребят, которые хорошо читают

Нагоров Ж, Ветюгов Д, Заика В., Пашков В.

  1. Мы со взрослыми всегда
    Любим побеседовать.
    Не забудьте никогда
    Правил, коим следовать.

  2. Если что-то не по нраву,
    Ты не должен перебить.
    Твой черед придет по праву,

  3. Нужно терпеливым быть.


3. Уважай, не осуждай
За другое мнение.
Меру в разговоре знай,
Наберись терпения.


4. Твердя формулировки, нельзя
Вперед все знать.
С учетом обстановки
Вам надо поступать.

Так какие золотые слова помогут вам в будущем при общении со взрослыми?

Всем ребятам спасибо за урок.

Все получают закладки для учебников с правилами вежливости, общения на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрока чтения в 3 классе Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова»
Угореть — отравиться удушливым газом, образую­щимся при неполном сгорании древесного угля
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconМ. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа)
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconМ. М. Зощенко. "Золотые слова" Цели
Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека...
В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой...
...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconТема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах»
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока: «Золотые краски осени»
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» iconУрок литературы в 6 классе. Тема урока: «В мастерской художника слова....
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск