Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 202.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.11.2013
Размер202.01 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка


Департамент образования Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Обучение культуре речи на уроках русского языка

Учитель русского языка и

литературы

Шепелева Юлия Николаевна


Город Муром

ПЛАН.

Введение.


  1. Актуальность темы: «Обучение культуре речи на уроках русского языка».




  1. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку.

  2. Язык и речь.

3. Язык и культура.

II. Дидактические приёмы обучения культуре речи на уроках русского языка.

1. Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи.

2. Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Содержательность речи».

3. Методические материалы к уроку русского языка на тему: «Речевая избыточность».

4. Конспект практической работы по русскому языку на тему:

«Лексические ошибки, снижающие выразительность речи».

  1. Заключение.

  2. Список литературы.



ВВЕДЕНИЕ

«Если речь правильна, ничто не отвлекает слушателя от содержания высказывания, ничто не мешает точному восприятию поступающей информации» (Л.А. Вербицкая)

Родным языком люди начинают овладевать с самого рождения. Ребёнок слушает колыбельные песни, сказки, с ним говорят окружающие, ему начинают читать книги. К трём-пяти годам он уже знает немало слов, интуитивно употребляет нужную грамматическую форму, строит предложение, т.е. умеет выражать мысли, понимать то, что ему говорят.

Обучение родному языку и систематическое его изучение осуществляется в школе. И это не случайно. Изучая язык, человек не только овладевает его системой, но и развивает мышление, познаёт историю своего народа, знакомится с окружающим миром. С полным правом некоторые исследователи называют язык – великим учителем.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Вот почему овладение родным языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

«Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка», - писал С.И.Вавилов.

Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность.

Цель данной работы: способствовать формированию у школьников правильной письменной и устной речи, соответствующей нормам современного русского литературного языка.

Задачи работы:

- осмысление основных понятий культуры речи;

- разработка дидактических приёмов обучения культуре речи на уроках русского языка.

I. Актуальность темы: «Обучение культуре речи на уроках русского языка».

Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации утвердило Закон “О государственном языке РФ” (2005), Федеральную целевую программу “Русский язык” на 2006–2010 годы. Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй - речь хорошая, “умелая, искусная” (Г.О.Винокур). Совершенствование речевой культуры - один из путей повышения общей культуры человека.



  1. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку.

Коммуникативная перспектива – область больших возможностей для лингвистического развития школьников.

Коммуникативная компетенция – это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Лексический запас ребёнка ограничен, речь, как правило, маловыразительна и скудна, он далеко не всегда ориентирован в том, как следует говорить.

В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая правила построения речи, он овладевает её высшими свойствами, такими, как логичность, точность, выразительность, уместность. Он учится строить своё высказывание соответственно ситуации и условиям общения.

Овладение языком как средством общения не равноценно овладению языковыми средствами: помимо усвоения языковых средств оно включает ещё и способность создавать тексты в процессе общения.


  1. Язык и речь.



«Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён », - пишет академик Л.В.Щерба.

Русский национальный язык неоднороден по своему составу. В нём прежде всего выделяется язык литературный – высшая форма национального языка.

Литературный язык – язык государственных и культурных учреждений, школьного обучения, радио и телевидения, науки, публицистики, художественной литературы.

Литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Основным признаком литературного языка является нормативность. «Умение правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина ».

Целая система норм (принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств) охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы, фразеологические нормы), словообразование (словообразовательные нормы), морфологию (морфологические нормы), синтаксис(синтаксические нормы), правописание(орфографические и пунктуационные нормы).

Национальный язык – более широкое понятие. Кроме литературного языка, национальный язык включает местные говоры (диалекты); городское просторечие; профессиональные, жаргонные и другие элементы, противостоящие литературному языку, как ненормативная речь.

Литературный язык превосходит все остальные разновидности национального языка широтой своего применения (функционирования). Диалекты, городские просторечия обслуживают в основном потребности бытового устного общения, а литературный язык используется и как язык литературы и искусства и в бытовом, и в научном, и в официально-деловом, и в межнациональном общении.

Литературный язык принимается обществом как образцовая форма национального языка, и поэтому используется во всех сферах общения.

3. Язык и культура.
Каждое общество имеет национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Следовательно, овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которые накопило данное общество, а с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка.

Язык – хранитель культуры, с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей данного общества. Сам термин «культура» должен пониматься широко. Это не только богатства литературы и искусства, но и традиции человеческого общества, обряды, обычаи.

С детства овладевая словарём, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, люди постепенно впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры.

II. Дидактические приёмы обучения культуре речи на уроках русского языка.

1. Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи.

Культура речи – это область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.

Культура речи предполагает владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определённой ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит 3 составляющих компонента:

- нормативный (безупречное владение литературной нормой);

- этический (этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения некоторых правил языкового поведения);

- коммуникативный (умение свободно, в соответствии с задачами общения, переходить с одного стиля на другой).

«Для каждой цели – свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества», - писал Г.О.Винокур.

Культура речи – это совокупность и система необходимых в общении, т.е. коммуникативных качеств, таких, как:

- правильность, чистота, богатство;

- логичность, точность;

- выразительность, благозвучие, образность;

- уместность;

- ясность.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Содержательность речи».
Цели урока:
- обучающая: познакомить школьников с главным условием хорошей речи – богатством содержания;
- развивающая: развивать умения речеведческого анализа текста;
- воспитательная: воспитывать потребность в формировании правильной и содержательной речи.

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.


Важнейшее условие хорошей речи – богатство содержания.

Как привлечь внимание собеседников? – Важностью темы.

Только актуальная и волнующая всех тема заставляет прислушаться к выступлениям ораторов, читать свежие газеты, включать телевизор, радио.

Что лишает нашу речь содержательности? Отсутствие информативной насыщенности, прежде всего. Выступающий говорит много, а речь его бессодержательна, пуста.

Содержательность речи означает глубокий внутренний смысл, богатство содержания.

II. Речеведческий анализ литературного текста.

Задание: Оцените лекцию героя с точки зрения содержательности.

В драматической сценке «О вреде табака» писатель изоб­ражает «лектора», который развлекал слушателей бессмыс­ленной болтовней:

Нюхин. ...Милостивые государыни и некоторым образом ми­лостивые государи... Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительной целью прочел здесь какую-нибудь популяр­ную лекцию. Что ж? Лекцию так лекцию — мне решительно все равно. Я, конечно, не профессор и чужд ученых степеней, но тем не менее все-таки я вот уже тридцать лет, не переставая, можно даже сказать для вреда собственному здоровью и прочее, рабо­таю над вопросами строго научного свойства, размышляю и даже пишу иногда, можете себе представить, ученые статьи, то есть не то чтобы ученые, а так, извините за выражение, вроде как бы ученые. Между прочим, на сих днях мною написана была гро­мадная статья под заглавием «О вреде некоторых насекомых». Дочерям очень понравилось, особенно про клопов, я же прочи­тал и разорвал. Ведь все равно, как ни пиши, а без персидского порошка не обойтись. У нас даже в рояле клопы... (Ч.)

Вопросы для обсуждения: Можно ли назвать подобную «лекцию» содержательной? Какова главная причина её бессодержательности?

Вывод:

Это пародия на лекцию, в которой выступающий никак не может обратиться к заданной теме. Сумбурность речи, противоречивость и абсурдность некоторых высказываний наглядно показывают полную беспомощность «оратора».

Со­держательной подобную «лекцию» назвать нельзя. Главная причина бессодержательности данной «лекции» - незнание предмета речи, непрофессионализм говорящего. Выступающий не имеет никакого отношения к предложенной теме (он «состоит заведующим хозяйственной частью»).


III. Сообщение о словах-паразитах.

Употребление «слов-паразитов» несовместимо с культурой речи. К таковым относятся:

- употребление ненужных вводных слов и конструкций (так сказать, как бы, некоторым образом, прошу прощения и т.п.)

- неуместное использование местоимений и близких к ним слов (Выборы – они показали; А этот – как его – вернулся; Хочу сказать следующее; Моя дочь уже как бы выросла; Он вроде сказал, что всё это как бы не имеет значения.)

- неуместное употребление наречий, частиц: здесь, совсем, в общем и целом, вообще и т.д. Например: Он в общем и целом с работой справился; Здесь мы рассмотрели законы управления; Прибор совсем готов к применению.

- лишние служебные слова, междометия вот, также, ну: Ну, я точно не могу сказать; Я должен вот сказать вам.

Задание: найти «слова-паразиты» в речи «лектора» Нюхина.
IY. Домашнее задание.
Составить памятку «Как достигнуть содержательности в речи».


  1. Методические материалы к уроку русского языка в 10 классе на тему: «Речевая избыточность».

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с основными лексическими ошибками, имеющими место при составлении лаконичной речи.

Развивающая: способствовать формированию у детей таких коммуникативных качеств речи, как: лаконичность, точность.

Воспитательная: воспитывать внимание к слову, потребность в грамотной речи.

Ход урока.


  1. Слово учителя.

Многословие, или речевая избыточность, – употребление лишних слов.

Французский учёный, философ и писатель, Б. Паскаль писал: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко».

Краткость и ясность формулировок достигается в результате напряжённой работы со словом. Трудно найти точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом.

«Краткость – сестра таланта», - утверждал А.П.Чехов.

Многословие граничит с пустословием.

Многословие может принимать форму плеоназма. Разновидностью плеоназма является тавтология.

«У кого тощее тело, тот напяливает на себя много одежек; у кого скудная мысль, тот раздувает ее словами», - писал М.Монтень.

  1. Сообщение учащегося на тему: «Правила написания лаконичных речей».

Для того чтобы привлечь и удержать внимание слушателей, необхо­димо работать над выразительностью, точностью, понятностью и лаконичностью текста выступления.

Чтобы речь была лаконичной (немногословной), нужно избегать необоснованных повторов.

Работа над лаконичностью речи — первый этап редактирования готового текста. Как только текст написан полностью (вступление, основная часть, заключение), следует просмотреть его в целом, что­бы выявить и ликвидировать:

-несоответствия рабочему плану;

-случайные смысловые повторы;

-лексические повторы (тавтологию и плеоназм).

Тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое + logos — слово).

- Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вно­сящее ничего нового (Авторский стиль — это стиль автора).

- Повторение в предложении однокоренных слов. (Крайне важ­ным условием для удачного заключения является удачный выбор момента, когда надо закончить речь.)

Плеоназм (греч. pleonasmos — излишество). Многословие, вы­ражение, содержащее одинаковые по значению и тем самым из­лишние слова (если только это не связано со стилистическим зада­нием), неоправданная избыточность выражения.

Примеры плеоназмов в речи:

- Каждая секунда времени (секунда всегда связана с понятием времени);

- своя авто­биография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя») и т.д.
III. Редактирование текстовых единиц.
Прочитайте предложения. Подчеркните волнистой линией сло­восочетания, в которых встречается тавтология, и пунктиром — словосочетания, в которых встречается плеоназм. Отредакти­руйте предложения:

Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном ан­шлаге.

На этой фирме есть свободная вакансия.

После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоуст­ройство на работу.

Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир — не­сколько брелоков с символами Петербурга.

Начав работу, мы не можем отступить назад и оставить ее незавершенной.

Самое первейшее в работе исследователя — определение главных приоритетов.

В последние годы отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.

Предельный лимит времени на выполнение каждого задания — 15 минут.

В большом зале горели настольные лампы в светло-розовых абажурах. Самое лучшее освещение, придающее всем молодой, здоровый вид.

Самая высочайшая вершина мира — Эверест.

Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.

Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.

Вывод

Для того чтобы речь была точной, необходимо соблюдать несколь­ко основных правил при написании и редактировании текста.

1. Избегать двусмысленности:

а) многозначные слова в контексте должны прочитываться од­нозначно;

б) слова (фразеологизмы) должны быть употреблены в прису­щих им языковых значениях.

2. Необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

3. Следует избегать необоснованного употребления неологизмов и заимствованных слов (или пояснять их).

4. При редактировании текста также нужно обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов.

  1. Это интересно. Информация для размышления.

Сообщение на тему: «Тавтология и плеоназм как стилистические приёмы, усиливающие эмоциональность речи».

1. Ряд тавтологических сочетаний и плеоназмов сохраняют народно-поэтическую окраску. Например:

- сослужить службу; всякая всячина; горе горькое; есть поедом; видать виды; ходить ходуном;

- грусть-тоска; путь-дороженька;

2. Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность:

- «Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жук.)

  1. Тавтология может выступать как средство создания комизма:

- «Позвольте вам этого не позволить» (Гоголь);

- «Писатель пописывает, а читатель почитывает» (Салтыков-Щедрин).

  1. Домашнее задание.

Подобрать из текстов художественной литературы примеры использования тавтологии и плеоназмов как стилистических приёмов.
4. Конспект практической работы по русскому языку на тему: «Лексические ошибки, снижающие выразительность речи».
Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с видами лексических ошибок в речи.

Развивающая: развивать умение редактировать текст.

Воспитательная: прививать стремление к совершенствованию речи.
I. 1.Сообщение на тему: “Речевая избыточность: плеоназм, тавтология, неоправданный лексический повтор” ( Индивидуальное задание)
2. Сообщение на тему: «Употребление в речи жаргонизмов и “слов-паразитов”»

II. Беседа с учащимися.

-Какие слова называются жаргонизмами, или жаргонными словами?

(Жаргонизмы – это слова, которые встречаются в речи определенных групп людей: молодежи, студентов, а также деклассированных элементов: воров, бродяг, карточных шулеров (заливать – неправдоподобно рассказывать; моргалы – глаза).

- Является ли нарушением лексической нормы употребление в речи жаргонных слов?

(Жаргонные, просторечные и диалектные слова находятся за пределами русского литературного языка, поэтому употребление их в речи – лексическая ошибка.)

- Какие лексические единицы называются “словами-паразитами”? Является ли их употребление в речи лексической ошибкой?

(“Слова-паразиты” - это слова, не связанные с содержанием речи, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: “ну”, “э-э”, “как бы”, “это самое”, “так сказать” и т. д. Употребление их - лексическая ошибка, так как они нарушают сочетаемость слов в предложении.)
V. Практическая работа по теме урока.

ЗАДАНИЕ 1.

1. Выпишите слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора.
Дружба (сильная, крепкая)

Водить (дружба, любовь)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Глухой (овраг, обрыв).

Достичь (успех, положение)

Верный (обещание, клятва)

Полуразрушенную церковь решили (строить, реставрировать).

На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) возможность пройти практику на предприятиях УГПУ.

Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее исправлять.

Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах искусства.

Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.

ЗАДАНИЕ 2. Найдите речевую избыточность.
Моя автобиография

Коренные аборигены

Сообщить о плохом инциденте                                                                 Главная суть книги

Разговариваю с коллегой по работе                                                          Свободная вакансия

Компьютерная диагностика                                                                       Необычный феномен

Пожилые старички                                                                                      Научный семинар

Незаконные бандформирования                                                                Совместное соглашение

Заведомая клевета                                                                                       Народный фольклор

Родился в марте-месяце
ЗАДАНИЕ 3. Отредактируйте текст объяснительной записки.

Объяснительная записка.

Я, Иванов Петр, ученик 10 «А»класса, отсутствовал вчера на уроке русского языка, так как мне срочно нужно было купить памятный сувенир своему предку. Долго выбирал крутую мобилу со всеми потрохами, поэтому в технарь опоздал. Обещаю, что пропуск занятий отработаю, в дальнейшем пропускать занятия не буду.

22 октября 2008 г. П.Иванов
ЗАДАНИЕ 4. Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши.

Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

Трудно практиканту усвоить сложные механизмы.

Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера.

Можно начать собрание: форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Карточка для индивидуальной работы.

Перепишите предложения в исправленном варианте.

Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро.

На научном семинаре автор изложил главную суть своей книги.

Он дал мне дружественный совет.

В прошедшие дни прошли снегопады, выпало много снега.

Мы собрались отметить юбилейную дату дня.

Выпас собак запрещается.

Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Чистота улиц от этого не прогрессировала.

Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
Контрольный тест.

Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками

1. Починка автомобиля                                                                         11. Свой автопортрет

2. Заклятый друг                                                                                    12. Будущая перспектива

3. Свободная вакансия                                                                          13. Страшно обрадовались

4. Полчища тружеников                                                                       14. Возобновить вновь

5. Состоялась благодаря разрешению                                               15.Кипучее безделье

6. Два года тому назад                                                                          1 6. Кипучая деятельность

7. Оценивает высоко позитивно                                                         17.Мелочная рыба

8. Прогул без уважительной причины                                              1 8.Танцевальная песня

9. Праздничный ужин                                                                           19.Праздная жизнь

10. Совместное сотрудничество                                                          20.Народный фольклор
V. Итоги работы

«Часто бывает, что нас неприятно удивляют или расхолаживают строки, в общем умны и вполне на месте… А причины нередко в том, что строки эти грешат против правил языка», - писал Вольтер. Чтобы добиться правильности, точности, выразительности речи, нужно изучать языковые нормы и много трудиться над их закреплением.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это всё приходит как результат труда, «… вдумываться в речь, вдумываться в слова…» - советовал А.П.Чехов молодым авторам. Говоря о языке М.Ю.Лермонтова, писатель однажды заметил: «Я бы так и сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения… так бы и учился писать». Эти слова «так бы и учился писать» очень важны: это путь к овладению речевой культурой.

«Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Однако главное – изучать речь по лучшим её образцам (художественным, научным, публицистическим). Изучать - и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной прежде всего», - писал Б.Н. Головин.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


    1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Москва «Логос», 2005.

    2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.

    3. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу/под ред. В.И.Максимова. М., 2002 г.

    4. Русский язык и культура речи: Учебник/под ред. В.И.Максимова. М., 2002.

    5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. М., 2006 г.

    6. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. М., «АКВАРИУМ ЛТД», 2001г.

    7. Культура речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы): Учебное пособие/сост. Н.Б.Руженцева. Екатеринбург, «У-Фактория», 2005 г.

    8. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., «Высшая школа», 1988 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск