Скачать 109.89 Kb.
|
Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенева». Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенева». Тип урока: освоение художественного текста. Цели урока: образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве И.С.Тургенева; - сформировать умение составлять характеристику героя; - повторить понятия «портрет», «предание», «поверье»; - познакомить с понятием «былички»; развивающие: - развивать навыки связной устной речи; - развивать логическое мышление; - развивать навыки групповой работы с текстом; - развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог; воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к художественному слову; - прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева; Оборудование : иллюстрации к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки «Черты характера», «Толковый словарь» С.И.Ожегова и В.И,Даля , таблица «Характеристика Павлуши», мультимедийные средства. Виды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной (групповой) работы, устное словесное рисование. Структура урока: 1)Организационный момент. 2)Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом (предкоммуникативная фаза). 3) Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания (коммуникативная фаза). 4) Подведение итогов урока (посткоммуникативная фаза). 5) Домашнее задание. 6) Объявление и комментарий оценок. Ход урока:
Приветствие детей, проверка готовности к уроку, разделение класса на четыре группы.
(На экране проецируется портрет писателя) а) Вступительное слово. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. Мы познакомимся с его рассказом «Бежин луг», сопоставим портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя. -Скажите, что вы знаете о жизни И.С.Тургенева? Какие произведения его вы помните? -Молодцы. А теперь послушайте меня. Писатель родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле. Через 3 года будущий писатель вместе с родителями переезжает в Спасское –Лутовиново. Это место находится на древней, веками обжитой русской земле, близ города Мценска. (На экране проецируется изображение поместья в Спасском-Лутовинове). Детские годы Тургенева прошли именно в этом месте. Маленький Иван любил общаться с простыми людьми, он учился у охотников распознавать птиц по голосу, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Он любил много времени проводить на природе, потому что только здесь он чувствовал себя на воле. В доме и усадьбе управляла его мать, властная и жестокая женщина. (На экране проецируются иллюстрации с изображением природы вокруг поместья) Прошли годы, и он вместе с родителями переезжает в Москву, чтобы там учиться. Но он не забывает того места, где прошло его детство. Молодой Тургенев с радостью приезжает летом в имение. С каждым приездом всё шире открывается ему деревенская крестьянская Россия. Он рано полюбил охоту, часто отправлялся в дальние охотничьи путешествия. Каждая деревня, каждое охотничье угодье были ему хороши известны. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, его не боялись простые люди, ему доверяли. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение в его рассказах. Сегодня мы будем изучать один из его рассказов, это «Бежин луг». Он вошёл в цикл рассказов и очерков «Записки охотника». Тургенев писал его с 1847 года по 1852 , т.е. несколько лет. Кстати, в этом году исполняется 160 лет как начал писать первые рассказы этого цикла писатель. -Кто может объяснить, почему рассказ называется « Бежин луг»? -Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас , этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель , принадлежавших отцу писателя и был знаком Тургеневу с детских лет. -Кто может сказать, почему луг носит такое имя? -Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалёку…Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон. -А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно? б) Проверка домашнего чтения. -Вы прочитали дома рассказ « Бежин луг». Каково ваше впечатление от него? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж? -С чего начинается рассказ? Какое время года описывается в рассказе? -Что произошло с героем в начале рассказа? - С кем повстречался в степи он? -Опишите встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. в) Словарная работа. -Читая произведение дома, вы встречались с незнакомыми словами, вы их должны были выписать в тетрадь, назовите их(уч-ся называют). (На экране проецируются незнакомые слова) (Учитель вместе с учениками работает с незнакомыми словами по плану) 1. Правильное произношение слов (постановка ударения). 2. С помощью словарей найти лексическое значение слов. (Каждая группа ищет определённые слова). 3. Нахождение в тексте произведения этих слов. 4. Составление с ними словосочетаний. 5. Составление своего предложения со словами. 1 группа: осинник, межа. 2 группа: околоток, жбан. 3 группа: онучи, клячонка. 4 группа: лозняк, шти (щи). ( Когда дети найдут значения слов, на экране проецируются иллюстрации этих слов ). 3)Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания. Тема нашего урока «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». Цель нашего урока – найти связь между портретами и рассказами мальчиков. -Давайте вспомним значение литературного понятия «портрет»? -Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды). - По каким признакам можно характеризовать внешность человека? (Ответы учащихся) а) Составление плана ( работа в группах). Задание для групп: составьте план описания внешности каждого мальчика и докажите примерами из текста (групповая работа). (Все группы составляют план описания портрета) 1группа - план портрета Феди, 2 группа - Павлуши, 3 группа - Илюши, 4 группа - Кости, портрет последнего мальчика Вани опишем вместе. План описания внешности: 1.Возраст мальчика. 2.Внешний вид. 3. Выражение лица. 4. Одежда. (Уч-ся в группах зачитывают свои планы и подтверждают примерами из текста). б) Сопоставление портретов мальчиков.(худож. и писат.) (На экране проецируются портреты мальчиков) - Обратите внимание на экран, здесь изображены портреты мальчиков, сопоставьте эти портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому из мальчиков они принадлежат. (Уч-ся высказывают свои версии и приводят доказательства). -А теперь скажите, что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить? - О том, какой достаток в семье мальчика. - Об их характерах. (Уч-ся приводят доказательства). -Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным показан мальчик Костя. -Что общего у этих детей? - Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ. - В чём отличие этих мальчиков? - У них разные характеры. -Что мы можем сказать о характерах мальчиков? ( Уч-ся высказываются и приводят примеры, если затрудняются, то учитель обращает внимание на выражение лица мальчиков) - Обратите внимание, что И.С.Тургенев особое внимание уделяет выражению лиц мальчиков (уч-ся зачитывают примеры). …Павлуша глядел умно и прямо … …лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость… …Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом… (На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков, под ними будут помещены таблички «Черты характера.) -Павлуша – смелый, уверенный, умный. -Костя – задумчивый, печальный, любопытный. - Федя - гордый, любопытный. -Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый. - Ваня - тихий. ( Под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков) в) Сопоставление портретов и рассказов мальчиков. -Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики? -Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями. (На экране проецируются понятия «россказни», «предание», «поверье»). -Объясните, что обозначает каждое слово. (Уч-ся называют лексические значения слов) -Россказни- измышления, выдумки. -Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет. - Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах. (На экране проецируется лексическое значение слов). -Современные учёные называют их быличками. (На экране проецируется лексическое значение слова «былички») -Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами. - Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? - Обратите внимание в этом определении на словосочетание «суеверного характера», особенно на слово «суеверного». - Что такое суверие? - Кто такой суеверный человек? -Давайте сопоставим рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны? - Для сравнения возьмём рассказы Павлуши и Илюши о светопреставлении. - О каком светопреставлении идёт речь? -Прочитаем рассказ Павлуши и Илюши о светопреставлении. Перед чтением я задам вам вопрос: «Чем отличаются рассказы этих мальчиков?» -Павлуша был умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный. - Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного явления. - А теперь постарайтесь найти связь между портретами этих мальчиков и их рассказами. - В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый, сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов. - Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит, как и все дети у костра. -Как вы думаете, чем дети, которых встретил ночью в степи рассказчик, отличаются от вас современных детей? в) Составление устной характеристики Павлуши по плану. -Какой из мальчиков вам понравился больше всего? -Скажите, как вам кажется, а кто из них понравился автору рассказа? -Как рассказчик показывает своё отношение к Павлуше? - Рассказчик говорит о наружности, одежде, о его отличительных качествах: уме, ироническом отношении к нелепым суевериям, смелости, решительности. (На экране проецируется «План характеристики Павлуши») 1. Внешность. 2. Одежда. 3. Суеверие. 4. Ум, ироническое отношение к нелепым рассказам суеверных людей. 5. Смелость, решительность. 6. Отношение автора к Павлуше. Задание: уч-ся работают по плану, в тексте находят цитаты, записывают их в таблицу. Собрав материал, учащиеся переходят к составлению связной устной характеристики. (1-2 уч-ся дают устную характеристику Павлуши). 4)Подведение итогов. -Итак, ребята, пришла пора подвести итоги нашей работы. - Что вы можете сказать о портретах мальчиков и их рассказах? - В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни. -Павлушу в рассказе « Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. - Ильюша, рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра. Они не имели возможности учиться, их знания были минимальны. Но они привлекают нас тем, что они интересно могут рассказывать, что они дружны и не избалованы. - А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную) (Каждый ученик получает лист с тестом « Моя самооценка и оценка работы группы» и заполняет его) «Моя самооценка и оценка работы группы»
- Что вам понравилось на уроке? - Что хотелось бы выполнить ещё раз? - Что хотелось бы сделать по-другому? 5)Домашнее задание. Перечитайте дома фрагменты рассказа, в которых даны описания природы. Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются. 6) Объявление и комментарий оценок. |
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» На уроке, разработанном мною, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением... | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок-исследование в 8 классе (углубленное изучение литературы) Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний | Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | ||
Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | ||
Урок литературы в 8-м классе по теме Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе... ... | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме «Разнообразие растений» проводится по курсу Окружающий мир в третьем классе по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг... | Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» |