Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)»





Скачать 200.5 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)»
Дата публикации21.10.2013
Размер200.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Шириева Л.Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ «Стерлитамакский лицей-интернат №2»
Аннотация
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С.А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)».

Методический замысел урока состоит в том, чтобы рассмотреть мотив странничества в контексте диалога культур и раскрыть его своеобразие в художественном мире С.А. Есенина. Данный урок-практикум имеет следующую структуру: 1)организационно-мотивационный этап: определение учащимися мотива странничества через сопоставительный анализ хокку, башкирской легенды «Прошедшая жизнь, стихотворение А.С. Пушкина «Телега жизни»; определение учениками темы урока путем решения проблемного вопроса: какая из репродукции картин иллюстрирует мотив странничества; 2)операционально-исполнительный этап: выяснение значения термина «мотив», содержания слова «странничество», литературного жанра «странствие»; проведение анализа стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», сопоставительного анализа стихотворения С. Есенина с произведением А.С. Пушкина «Вновь я посетил тот уголок земли…»; работа с интерактивной доской по соотношению определений и понятий, синонимичных слову «странник»; работа в творческих группах (анализ образа странника в различных стихотворениях; слово учителя о личности С.Есенина); 3) рефлексийно-оценочный этап (подведение итогов, обобщение изученного материала). Учитель организует деятельность учащихся в индивидуальной, фронтальной, групповой формах работы, а себе отводит роль координирующего познавательную исследовательскую деятельность учащихся. Метод диалога культур способствует формированию мыслительных и креативных способностей учащихся, развитию навыков и умений анализа художественного текста, а также сопоставления образов различных произведений, авторов, культур, видов искусств. Презентация к уроку помогает реализовать метод диалога культур.

Методические рекомендации

Настоящая работа представляет собой методические рекомендации к уроку в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С.А Есенина» (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)


Эта разработка призвана помочь учителю, работающему в национальной школе, в организации познавательной исследовательской деятельности учащихся на уроке по лирике С.А. Есенина.

Основываясь на программе С. К. Бирюковой и др. « Русский язык и литература. 10-11 классы общеобразовательных учреждений с русским (родным) и родным (нерусским) языком обучения», мы отвели на изучение лирики С.А. Есенина пять часов. Творчество С.А. Есенина представлено в разделе «Многообразие направлений в поэзии первых послереволюционных лет», вслед за разделом «Революция глазами писателей разных направлений и взглядов». К уроку по поэзии С. Есенина одиннадцатиклассники приходят с уже сформировавшимся представлением о том, как в литературе 20-30-х годов решается проблема поиска смысла жизни. Напомним, что учащиеся уже знакомы с данной темой в творчестве М.Ю. Лермонтова. Ранее одиннадцатиклассники изучили поэзию М. Цветаевой, А. Блока и характерную для их творчества тему странствия души. Вслед за лирикой С. Есенина учащиеся знакомятся с произведениями В.Маяковского. Сформированные на уроке навыки анализа философской лирики помогут ученикам понять мотив трагического одиночества лирического героя В. Маяковского, основные мотивы поэзии 20 века.

Учитель также может опираться на знания и представления учащихся о событиях, произошедших в России в 1917-1930 годах, приобретенные ребятами при изучении таких учебных дисциплин, как история и обществознание. Сформированные на уроках мировой художественной культуры навыки анализа произведения изобразительного искусства, помогут учащимся в работе с репродукциями картин. Методический замысел урока состоит в том, чтобы рассмотреть мотив странничества в контексте диалога культур и раскрыть его своеобразие в художественном мире С.А. Есенина; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, сопоставлять образы различных произведений, авторов, культур, видов искусств, способствовать формированию навыков устной речи; пробудить интерес к «чужой» культуре, воспитать в учениках уважительное отношение к явлениям культуры разных народов, пробудить у учащихся интерес к личности С. Есенина и его творчеству, расширить диапазон восприятия эстетических ценностей.

Актуальность работы заключается в том, что метод диалога культур способствует формированию мыслительных и креативных способностей учащихся, развитию навыков и умений анализа художественного текста, а также сопоставления образов различных произведений, авторов, культур, видов искусств. Необходимо отметить, что эффективно использовать конспект урока на практике можно лишь с презентацией, иначе сложно осуществит анализ мотива странничества в контексте диалога культур. Содержание презентации 1) художественные тексты: хокку «Плащ нараспашку…» Сидо (XVIII в.), бащкирское предание «Прошедшая жизнь», А.С.Пушкин «Телега жизни»; 2)цифровые изображения репродукций картин: Ф.А.Васильев «В крымских горах», В.Д.Поленов «Московский дворик», И.И.Левитан «Владимирка»; К. Петров-Водкин «Купание красного коня», а также портрета С. Есенина; 3) графические символы; 4)упражнение-тренинг – соотношение определений и понятий, синонимичных слову «странник».

Нужно учитывать и то, что определенные виды работы (в частности, работа по соотношению понятий и их определений) рассчитаны на умениях учащихся работать с интерактивной доской, что формируются путем систематических занятий.

Реализация методического замысла урока приведет, на наш взгляд, к пониманию учащимися особенностей литературного процесса 20-30-х годов ХХ века, особенностей художественного мира поэзии С.Есенина, а также поможет усвоить учащимися определенные алгоритмы, своеобразные ключи к прочтению данного художественного произведения и многих других художественных произведений, в том числе и не только литературных, но принадлежащих к другим видам искусств. Все это должно пробудить у учащихся интерес к «чужой» культуре, воспитать уважительное отношение к явлениям культуры разных народов, интерес к личности С. Есенина и его творчеству, расширить диапазон восприятия эстетических ценностей.

Данный урок был апробирован на республиканском семинаре директоров учреждений интернатского типа и издан в учебно-методическом пособии «Самореализация творческой личности» (Уфа, 2008). Конспект урока может быть использован учителями литературы общеобразовательных школ, студентами педучилищ и педагогических институтов. Материалы урока доступны всем желающим познакомиться с ними, так как находятся в школьной коллекции цифровых образовательных ресурсов, созданных учителями кафедры предметов гуманитарного цикла.



Мотив странничества в лирике С.А Есенина

( изучение произведений поэта в контексте диалога культур)

Шириева Л.Ф.,учитель русского языка и литературы

Ибатуллина Г.М., к. ф. н., доцент СГПА

Цели урока.

Образовательные: рассмотреть мотив странничества в контексте диалога культур и раскрыть его своеобразие в художественном мире С.А. Есенина.

Развивающие: сформировать умение анализировать поэтический текст, сопоставлять образы различных произведений, авторов, культур, видов искусств, способствовать формированию навыков устной речи.

Воспитательные: пробудить интерес к «чужой» культуре, воспитать в учениках уважительное отношение к явлениям культуры разных народов, пробудить у учащихся интерес к личности С. Есенина и его творчеству, расширить диапазон восприятия эстетических ценностей.

Оборудование: мультимедийная установка.

Содержание презентации: 1) художественные тексты: хокку «Плащ нараспашку…» Сидо (XVIII в.), башкирское предание «Прошедшая жизнь», А.С.Пушкин «Телега жизни»; 2) репродукции картин Ф.А.Васильева «В крымских горах», В.Д.Поленова «Московский дворик», И.И.Левитана «Владимирка», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня»; 4) графические символы; 4) упражнение-тренинг на соотношение лексических значений и понятий, синонимичных слову «странник»; 5) задания творческим группам;6) портрет С. Есенина; 7) домашнее задание.

Ход урока.

I. Оргазиционно-мотивационный этап.

В начале урока учитель предлагает ученикам познакомиться с тремя художественными текстами: прочитать их.

1. Плащ нараспашку.

Смотрит старый монах

На вишневый цвет.

Сидо.XVIII.

2. Прошедшая жизнь (фрагмент башкирского предания).

…Только те (жених и невеста) выехали за пределы аула, как впереди показался всадник, который скакал во весь опор, поднимая клубы пыли …. В тот же момент всадник на бешеном скаку пронесся мимо них, перерезав им путь. Сошел жених с коня, сел на землю и запричитал:

- При прежнем тулпаре никто не мог перерезать мне дорогу. Наверное, это к моей гибели.

Невеста посмотрела на своего жениха и сказала так:

- Не плачь попусту, мой родной. Ведь то, что перерезало нам путь, - вовсе не человек, а пройденная жизнь. А ее нельзя нагнать даже на тулпаре.

3. «Телега жизни» (А.С. Пушкин).

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!……

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

- Назовите ключевые образы хокку, объясните их смысл (с жанром хокку дети уже были знакомы ранее).

// Плащ является символом дороги; старый монах – это странник в конце жизненного пути; цветущая сакура (японская вишня) символизирует мгновение жизни, ускользающее, но прекрасное.

- Назовите ключевые образы башкирского предания, объясните их смысл.

// Дорога – жизненный путь; муж и жена – странники; всадник символизирует прошедшую жизнь.

- Определите ключевые образы стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни».

// Телега – жизнь человека; ее подгоняет ямщик – время; утро жизни – юность, молодость; полдень жизни – зрелость; вечер – старость.

- Какой мотив объединяет все три произведения?

// Все три произведения объединяет мотив странничества.

Учитель предлагает рассмотреть три репродукции картин художников Ф.А.Васильева «В крымских горах», В.Д.Поленова «Московский дворик», И.И.Левитана «Владимирка».

- Какая из репродукций картин иллюстрирует этот мотив?

// Василий Дмитриевич Поленов в «Московском дворике» создает образ дома как особого мира. Своеобразие композиции этой картины – замкнутая линия построек; «художественное событие» совершается внутри этого кольца.

«Владимирка» Исаака Ильича Левитана была названа русским историческим пейзажем. Владимирское шоссе - это та самая Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, проходили в Сибирь заключенные.

Всматриваясь в картину Федора Александровича Васильева «В крымских горах», мы проникаемся мистическим настроением и понимаем, что дорога, повозка и люди обретают символические значения. Неслучайно искусствоведы пишут об эмоциональном и смысловом единстве этого полотна со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Итак, именно эта картина, на наш взгляд, иллюстрирует мотив странничества.

II.Операционально-исполнительный этап.

Слово учителя.

Мотив странничества – древний мотив, традиционный и для фольклора, и для литератур разных народов. Одним из главных он является и в лирике С. Есенина. Тема урока «Мотив странничества в лирике С.А. Есенина в контексте диалога культур»

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

// Объяснить, в чем своеобразие мотива странничества в лирике С.А. Есенина.

- Рассмотрим семантику понятий, заявленных в теме («мотив», «странничество»). Обратимся к экспертам – литературоведу и лингвисту.

Сообщение эксперта-литературоведа.

Мотив – это прежде всего повтор. Но повтор не лексический, а семантический. В.И. Тюпа называет мотив «матрешкой смыслов». При этом мотив рассматривается не только как элемент сюжета, но и как микросюжет. Мотивы могут существовать в различных формах: являть собой отдельные слова, словосочетания, повторяемые, или оставаться лишь угадываемыми и ушедшими в подтекст. Мотивы могут выступать либо как структурный элемент отдельных произведений и их циклов, либо как достояние всего творчества писателя, целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой.

Сообщение эксперта-лингвиста.

Слово «странничество» имеет старославянское происхождение и прослеживается во всех славянских языках с тем же значением. В.И.Даль определяет «странничество» следующим образом: быт, жизнь и состоянье странников, богомольцев; скитальчество. «Странствовать – ходить и ездить по чужим землям, путничать, путешествовать, посещать иныя страны, чужбину».

В современном русском литературном языке словари отмечают для данного слова 2 значения.

Странник (устар.)

1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый);

2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.

Словарь-справочник «Азбука христианства» (М.: ВШ, 1981) дает следующее определение.

Странничество – общественное явление в дореволюционной России, бродяжничество, имеющее религиозную окраску. Странники жили подаянием, переходили из монастыря в монастырь, от одного святого места к другому. Странничество имело как психологические, так и социальные корни.

Но мне все-таки думается, что странничество имеет не столько социальные, сколько корни духовные, ведь странничество это, по сути, проявление богоискательства, возможность духовного преображения личности, это поиск самого себя.

Интересно заметить, что определения прошлых веков отличаются от толкований современных словарей. Так, для В.И. Даля странничество – это быт и жизнь богомольцев. Обычный человек не может странствовать. В отличие от него, С.И. Ожегов в странничестве отмечает лишь оттенок путешествия, перемены мест пребывания. Отсутствует даже намек на религиозность. Таким образом, можно сказать, что с течением времени семантические нюансы в сознании языка постепенно изменяются, вытесняются другими.

Слово учителя.

В языке художественной литературы словесный образ «странничество» имеет множество синонимов с различной стилистической, семантической окраской. Приведите примеры этих синонимов.

// Странник, путник, скиталец, бродяга, изгнанник, пилигрим, паломник, путешественник.

В качестве домашнего задания детям было предложено вспомнить названия произведений русской и зарубежной литературы, где основным мотивом является мотив странствия. Учитель просит назвать их.

// «Хождения за три моря» Афанасия Никитина; «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д.Г.Байрона; «Мертвые души» Н.В.Гоголя; «Очарованный странник» Н.С.Лескова.

Слово учителя.

Мотив странничества в этих произведениях реализуется не только на тематическом и сюжетном уровнях, но и становится жанрообразующим началом. Мировой художественной литературе известны жанры хождения, путешествия.

-Таким образом, мы видим, что тема странничества и образы странников очень распространены в литературе и характерны не только для Есенина. Как вы думаете, в чем своеобразие мотива странничества в лирике С.А. Есенина?

Послушаем стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу… » (одному ученику было дано индивидуальное задание выучить наизусть стихотворение Есенина).

- Содержит ли оно в себе мотив странничества? Найдите образы, в которых странничество представлено не только как движение в пространстве, но и как движение во времени, путешествие по жизни, как в стихотворении А.С. Пушкина.

// Да, содержит. «Шляться босиком», «дух бродяжий», «проскакал на розовом коне», «пройдет, как с белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный», «сердце, тронутое холодком», «утраченная свежесть», «льется с кленов листьев медь, «пришло процвесть и умереть».

- Однозначно ли смысловое наполнение мотива странствия?

// Смысловое наполнение мотива странствия неоднозначно. Путешествие в пространстве превращается в путешествие по жизни, из пространственной категории оно переходит во временной план.

- Найдите в этом стихотворении образы, перекликающиеся с образами из японского трехстишия хокку и башкирской легенды. Сопоставьте образ розового коня с образом всадника из башкирской легенды. Встречался ли вам подобный образ в живописи? С каким образом хокку вы можете соотнести есенинское «с белых яблонь дым»? Почему?

// Есенинский образ розового коня перекликается с образом всадника из башкирской легенды. Общее в них то, что они символизируют прошедшую жизнь, промчавшуюся быстро, незаметно. У Есенина розовый конь (как и у Петрова-Водкина красный конь в картине «Купание красного коня») – символ юности, красоты, жизни, наполненной мечтами и поэзии. Есенинское «с белых яблонь дым» мы можем соотнести с традиционным образом японской поэзии – цветущей вишни (сакуры). Эти два образа наполняются сходным содержанием. Они олицетворяют красоту ускользающего мгновения жизни.

- Найдем образы, характеризующие состояние души лирического героя стихотворения Есенина.

// «Увяданья золотом охваченный », «утраченная свежесть», «льется с кленов медь», «пришло процвесть и умереть».

Слово учителя.

Мы видим, что внутренний мир героя изображается через целый ряд метафор, эпитетов и других тропов. Эти художественные средства необходимы поэту, чтобы создать образ лирического героя. Поэт использует необыкновенный, не часто встречаемый в литературе прием. Давайте же попытаемся увидеть и объяснить суть этого приема. Обратите внимание, как строится есенинская метафора, какова логика ее внутренних уподоблений?

// Создавая образ лирического героя, поэт использует обратный олицетворению прием – наделение образа человека природными характеристиками.

- На чем основан такой прием? Чем он мотивирован?

// Человек в восприятии поэта – часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. Со смертью одного существа жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть.

- Как, на ваш взгляд, относится автор к тому, что «все пройдет, как с белых яблонь дым»?

// Он не жалеет о прошлом, не зовет ушедшее, не плачет по утраченному. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове «умереть», акцентируется в последней строке все-таки емкое «процвесть». Это стихотворение – благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Сам словообраз «умереть» в контексте стихотворения предполагает возрождение.

- Мы видели, как рельефно проявляется мотив странничества в стихотворении Пушкина «Телега жизни». Рассмотрим, как этот мотив проявлен в другом его произведении «Вновь я посетил тот уголок земли…». По своему философскому содержанию – размышление о жизни в предчувствии смерти – есенинское стихотворение отчетливо с ним перекликается.

… Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я процвел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось и в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах. …

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий, поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

- Вам было предложено на дом задание прочитать и рассмотреть, как перекликаются пушкинское и есенинское стихотворения, и вспомнить содержание терминов аллегория, метафора, символ.

// Многое объединяет лирических героев пушкинского и есенинского стихотворений. Молодость они уподобляют цветению («где я процвел» - «процвесть и умереть»), так как она воспринимается ими как короткая, но прекрасная пора. Герои этих стихов - странники, они путешествуют по своей стране и совершают свой особый путь по дороге жизни. Открытия, происходящие в душе, сознании, жизненной философии; они постигают глубинные законы бытия, диалектику жизни. Один из таких законов – это неразрывная связь поколения «отцов» с «молодым племенем». Итак, эти два стихотворения объединяются мотивами уходящего времени, ушедшей жизни, странничества. Светлая грусть пронизывает поэтические монологи лирических героев.

- Однако эти вечные для поэзии темы у Есенина, как в свое время у Пушкина, звучат оригинально и неповторимо. В чем, по вашему мнению, оригинальность их звучания у Пушкина и Есенина? Ответить на этот вопрос вам помогут символы, спроецированные на экран.

// Во-первых, в есенинском стихотворении звучит мотив странствия как поступательно-направленного движения по жизненной дороге. В пушкинском - как круг изгнания и возвращения. Во-вторых, в логике пушкинского изображения сравнение молодого поколения с порослью превращается в аллегорию. В художественном мире герой именно метафорически, а не аллегорически наделяется природными, растительными атрибутами. Он символически отождествляется с миром природы. Итак, поэты здесь обращаются к разным тропам: Пушкин – к аллегории, Есенин – к метафоре и символу.

-В художественном мире С.А. Есенина герой-странник предстает перед нами в различных обликах. Вспомните синонимы, подобранные нами к слову «странник». Объясните их семантические различия. Для этого выполните следующее задание: соотнесите предложенные здесь понятия с их толкованиями. (При выполнении задания используется интерактивная доска. Следует учесть, что одно и то же толкование могут иметь два разных слова.).

Путник - путешественник в географическом или метафизическом

пространстве-времени; человек,

совершающий путешествие с определенной целью;

странник - путешественник в географическом пространстве;

скиталец - человек, совершающий неосознанное путешествие

без цели; одна из характеристик его внутреннего

состояния – бесприютность;

бродяга - странник поневоле;

изгнанник - путешественник к святым местам;

гость - странник на время;

паломник

пилигрим

Детям предложены (на интерактивной доске) тексты стихотворений С. Есенина и задания к ним. После совместного группового обсуждения они отвечают на вопросы.

Работа в группах.

- Прочитайте предложенные вашим группам стихотворения. В каких из названных сейчас семантических образов странника представлены лирические герои этих стихотворений?

1 группа: «Письмо матери».

// Лирический герой – бродяга, скиталец. У героя-скитальца живет в душе нежное чувство любви к матери, к родине, но одновременно и необходимость ее покинуть.

2 группа: «Воздух прозрачный и синий», «Калики».

//Лирический герой – странник-паломник, свободная, независимая личность, ищущая счастье или истину. Это поэт, восхищающийся красотой мира, стремящийся прожить, пропустить через свое сердце и душу каждое явление красоты, рождая новое прекрасное – свое творение. Это глубоко верующий человек, для которого важно все то в мире, что являет собой суть божественного.

3 группа: «Душа грустит о небесах», «Там, где вечно дремлет тайна».

// Лирический герой изображается здесь гостем, посещающим другие края, и одновременно он чувствует себя гостем в пространстве земной человеческой жизни в целом. Гость – это странник на время, который всегда может вернуться на свою родину, в свой истинный дом. Поэтому странничество героя гостя не порождает в нем чувства отчуждения и бесприютности.

Слово учителя.

- Действительно, лирический герой Есенина, ощущая себя гостем на земле, способен восхищаться красотой и гармонией земной жизни. Совсем иное мы видим, например, в лирике М.Ю. Лермонтова, в которой также отчетливо проявлен мотив земной жизни как странствия души. В его стихотворении «Ангел полуночи…» читаем такие строки:

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Учитель обращается к ученикам с вопросом, кем они себя ощущают в жизни: странником, бродягой, изгнанником или гостем? Почему?

Разговор о странничестве и его художественном осмыслении завершается воспоминанием Н. Тихонова, приятеля С.А. Есенина ( на экране слайд с портретом С. Есенина): «В эту минуту я увидел всего Есенина. Его наполняла гордость, какой-то легкий и свободный восторг, светлые кудри его развевались, его глаза странника, проходящего по весенней земле с песней и любовью ко всему живущему, лукаво усмехались». (В мире Есенина: Сборник статей. – М.: «Советский писатель», 1986).

3.Рефлексийно-оценочный этап.

- Итак, подведем итоги нашего обсуждения. В каких стихотворениях Есенина звучит мотив странничества?

- Каким смыслом наполняется мотив странствия в произведениях Есенина?

- Какие облики обретает в стихах лирический герой Есенина?

- Какие художественные приемы использует поэт, создавая образ лирического героя?

Домашнее задание: сделать устное сообщение на тему «Мотив странничества в лирике С. Есенина», провести сопоставительный анализ стихов «Исповедь хулигана» С. Есенина и «Парус» М. Лермонтова с точки зрения воплощения в них мотивов странничества и оформить как письменную творческую работу.




Описание конкурсных материалов

Автор

Шириева Лилия Фаритовна, учитель русского языка и литературы

Название номинации

урок русского языка и литературы

Форма

Презентация

Учебный предмет, класс

литература, 11 класс

Название темы или раздела учебного курса

Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Power Point и Microsoft Office Word

Цели, задачи дидактического материала

Цель: способствовать реализации метода диалога культур. Задачи: 1) создать проблемную ситуацию, 2) провести сопоставительный анализ произведений различных видов искусств, текстов различных культурных эпох; 3) провести тренинг, способствующий формированию умения правильно определять значения слов, синонимичных слову «странник».

Содержание дидактического материала

Содержание презентации: 1) художественные тексты: хокку «Плащ нараспашку…» Сидо (XVIII в.), башкирское предание «Прошедшая жизнь», А.С.Пушкин «Телега жизни»; 2) репродукции картин Ф.А.Васильева «В крымских горах», В.Д.Поленова «Московский дворик», И.И.Левитана «Владимирка», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня»; 4) графические символы; 4) упражнение-тренинг на соотношение лексических значений и понятий, синонимичных слову «странник»; 5) задания творческим группам;6) портрет С. Есенина.





Ресурсы дидактического материала

цифровое изображение, художественные тексты, упражнение-тренинг, графическое изображение

Используемые источники информации

  1. «Архэ». Культуро-логический ежегодник, Кемерово, 1993.

  2. Диалог культур. Сборник статей// А.В. Бартошевич, Т.В. Бутрова, Т.К. Шах-Азизова, С.-Петербург, 1997.

  3. Шедевры русской живописи.//Редактор Н. Астахова, М., «Белый город», 2006.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке;

- учащимися

1. Использование презентации позволяет педагогу оптимально распределить время, активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует созданию особой творческой атмосферы, реализовать метод диалога культур.

2.Данная презентация способствует осуществлению принципа наглядности: учащиеся зрительно воспринимают материал; работа с презентацией позволяет учащимся сопоставлять образы различных произведений, авторов, культур, видов искусств; расширить диапазон эстетических ценностей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconК ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений
Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние....
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Листок» был проведен...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,...
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconФормирование и развитие у учащихся навыков межкультурной коммуникации...

Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconЛитература как предмет гуманитарного цикла обладает большими возможностями...
Р. Р. Хайрутдинова, кан филол наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconОбразовательные технологии разрешения конфликтов в контексте диалога культур
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет»
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconСочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconРеферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»
По мнению В. В. Ванслова, «резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconПлан-конспект урока образы родной природы в стихах Сергея Есенина
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconУрок Тема: «Собака друг человека»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике С. А. Есенина (изучение произведений поэта в контексте диалога культур)» iconУрок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск