ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Образы родной природы в стихах Сергея Есенина
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Воронцова Елена Андреевна
|
| Место работы
| Старокиструсская сош, Спасского района
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Литературное чтение
|
| Класс
| 3
|
| Тема и номер урока в теме
| Образы родной природы в стихах Сергея Есенина
|
| Базовый учебник
| ВГ Горецкий ,ЛВ Климанова «Литературное чтение»
|
Цель урока: Формировать умение анализировать поэтический текст.
Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников
9. Задачи:
- обучающие: развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности., способствовать эстетическому развитию (формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором); отработка у учащихся функционально-грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов); -развивающие: содействовать развитию умения анализировать, сравнивать.
-воспитательные: стремится к формированию чувства сострадания, заботливого отношения к живому, к родной природе.
Тип урока обобщающий
Формы работы учащихся коллективная, групповая
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организация на работу
|
| Вхождение в урок.дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки “О”).
- Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой).
- Свет его на нас прольется (руки вытянутые перед собой ладошками вверх).
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз).
- Новый день оно начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
Повторение правил посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
| дети повторяют за ним.
| 1 мин
| 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
| Мотивирование на учебную деятельность
Проверка дом.задания
Работа над темой
Физминутка
Работа над стихотворением
Исследовательская работа
Выразительное чтение
Обобщение
Домашнее задание.
Рефлексия
|
ЭОР №1
ЭОР № 2
| - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Есенина. Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?
- Для чего вам это нужно?
Эти знания вам пригодятся при написании сочинения
- Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили
Схема анализа на доске.
Выразительно ли читал?
Соблюдал ли нужную интонацию?
Правильно ли выдерживал паузы?
Выделял ли голосом особые места?
Не было ли ошибок в словах?
Спасибо, ребята, вы хорошо прочитали стихи Есенина. Скажите, что свойственно поэтическому языку автора?
- А какие языковые средства помогают поэту показать свое отношение к тому, что он описывает в произведении?
- Давайте повторим, что означают каждые из этих названий. Демонтрация ЭОР.
Рассказ учителя о биографии Есенина
В ста семидесяти километрах от Москвы начинается древняя рязанская земля – “страна березового ситца”.
В далеком 1378 году русское войско во главе с московским князем Дмитрием, впоследствии названным донским, впервые за 140 лет гнета татаро-монгольских завоевателей одержало победу над ханом Мамаем. Сразу же за долиной этой исторической местности открываются просторы полей с островами березовых рощ. Именно здесь – родина великого русского поэта Сергея Есенина.
Ребята, вы можете дополнить мой рассказ о биографии поэта
Работа над стихотворением
Назовите стихотворение и его автора.
Прочитайте стихотворение про себя, без речедвижения.
Чтение хором вслух.
Чтение цепочкой по две строчки (1 ряд)
К какому роду литературы относятся стихи Что описывает поэт?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какие чувства владели поэтом тогда? Меняется ли поэтическое настроение?
Докажите. Прочитайте эти строки. (Край ты мой забытый//Край ты мой родной)
Какие языковые средства автор применил? Какие слова рифмуются?
- Олицетворение – самое любимое средство художественной выразительности Есенина, потому что он видел живое во всем, что его окружало.
Подготовьтесь к выразительному чтению. А что это значит – выразительное чтение?
Выбрать правильный тон.
Выбрать правильный темп.
Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
Представить в своем воображении, то, о чем читаешь.
Выразить свое отношение к воображаемому
1. - Сегодня мы почитаем и другое стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает...». Попробуем читать его стихи так, чтобы понравилось самим и нашим гостям, познакомимся со средствами литературного языка, благодаря которым мы видим и слышим то, о чем поэт хотел рассказать в своем произведении.
2. Словарная работа.
Прежде, чем вы послушаете его стихотворение, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые встретятся вам и могут быть непонятны.
- Может, кто – то из вас объяснит значение этих слов.
Аукает, баюкает, стозвон, сосняк, седые облака, мохнатый лес.
Демонстрация ЭОР№2 «Зимний словарик»
3. - Ребята, многие стихи С.Есенина переложены на музыку. Вот и это стихотворение прозвучит, как песня. Послушайте ее очень внимательно. Чтобы вам проще было представить, о чем хотел автор рассказать в своем стихотворении, смотрите на экран.
Демонстрация слайдов с изображением картин зимней природы
4. Проверка восприятия услышанного.
- Понравилось ли вам песня?
- Что вы почувствовали, когда слушали?
- Какие картины увидели?.
.
5. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.
- Откройте учебники и прочитайте стихотворение по строфам. Давайте поразмышляем над его содержанием.
– Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает...»?
- С кем автор сравнивает зиму?
- Вот такой прием называют олицетворением.
- Какие слова подтверждают это?
- Что значит – мохнатый лес?
- А этот прием – метафора.
- Что значит – лес баюкает?
- Что значит – стозвон сосняка?
- Стозвон – слово, придуманное автором, – это тоже метафора
- Какие строки передают настроение автора?
- Что значит – седые облака?
Это тоже – метафора.
- О чем же первая строфа?
- Прочитайте про себя вторую строфу.
С чем сравнивается метель?
Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?
Почему они прижались именно к окну?
Класс работает по вариантам.
- Первый вариант – подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы.
- Второй вариант – подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
– В стихах Есенина мало красок, зато много звуков.
Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?
- С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?
- Какова тема этого стихотворения?
- Какая зима перед нами?
Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимы след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта. А поэт Николай Браун выразил свои чувства к поэту в стихах, послушаем стихотворение, оно называется “Сергей Есенин” и написано к 100-летию со дня рождения. Читает.
В этом имени – слово есень Осень, ясень, осенний цвет Что-то есть в нем от русских песен: Поднебесье, тихие неси Сень березы И синь рассвет Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты Только скажут: Сергей Есенин Всей России встают черты.
- Дома вы еще поработаете над выразительным чтением стихотворения.
Прочитаете его целиком. Я раздам вам листы, на которых напечатано это стихотворение.
Может быть, у кого – то появится желание его заучить наизусть
Стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?
Какой теме они посвящены?
Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Чему бы хотели научиться?
Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо?
Вот и вывод: у природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!
| - Научиться выразительно читать стихотворения, находить красивые слова.
- Для того, чтобы уметь красиво говорить самим и чтобы приятно было слышать другим.
Учащиеся читают стихотворения Есенина “Вот уж вечер”, “Пороша”, “Черемуха”, “С добрым утром!”, “Клен ты мой опавший”. Чтение стихов у доски, анализ, оценивание и выставление отметок.
Дети повтряют, опираясь на ЭОР №1
Дети рассказывают всё, что знают о поэте.
Пейзажная лирика Уголок природы Грусть
Печальные, грустные Не меняется
Эпитеты, сравнения, олицетворения
Дети читают стихотворение.
Дети пытаются объяснить значение слов.
- Рифма, ритм.
Поэту помогают эпитеты, сравнения, олицетворения.
Тоску, грусть, сожаление.
Метелица стелется. Воробышки жмутся к окну.
Воют вьюги, поют метели.
С человеком.
Поет, аукает.
Всюду пушистый снег.
Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.
Сосен в лесу много, и все они качаются и шумят.
Они белые, как снег.
О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.
Дети отвечают.
Самостоятельная работа.
2 – 3 ученика читают.
Ответы детей.
| 0,5 мин
9 мин
10 мин
0,5 мин
10 мин
5 мин
5 мин
2 мин
1 мин
1 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
Образы родной природы в стихах Сергея Есенина
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
| Метафора, олицетворение (N 190903
|
|
| информационный
| Текст иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/29e9bdfa-d361-4911-b1bc-e7fe6787daf8/%5BNS-LIT_3-07%5D_%5BTQ_006%5D.swf
| 2
| кЗимняя страница. Словарик (N 190881)
| информационный
| анимация
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3af93a2b-ecd4-413f-899a-ffa9dc3b4f45/view/
|
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________ |