№ п/п
| Тема урока
| Элемент содержания, музыкальный материал
| Содержательные линии
| Характеристика деятельности учащихся
|
Россия – Родина моя (5 ч)
|
1
| Мелодия – душа музыки
| Интонационно-образная природа музыкального искусства.
- П.Чайковский
«Симфония №4»
2часть.
- «Моя Россия» Г.Струве
| Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
| Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
2
| Природа и музыка.
Звучащие картины.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
- «Жаворонок» М.Глинка;
«Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов
|
3
| «Виват, Россия!»
«Наша слава – русская держава»
| Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
-«Радуйся, Росско земле»;
- Солдатские песни.
|
4
| Кантата «Александр Невский»
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
- «Александр Невский» С.Прокофьев
|
5
| Опера «Иван Сусанин»
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
- Сцены из оперы
«Иван Сусанин» М.Глинка
|
«День, полный событий» (4 ч)
|
6
| Утро
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
«Утренняя молитва» П.Чайковский.
«Утро» Э.Григ.
| Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, м.Мусоргский, Э.Григ).
| Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
7
| Портрет в музыке
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Портрет в музыке.
- С.Прокофьев «Петя и волк»;
- «Болтунья» С.Прокофьев.
Балет «Золушка»;
«Джульетта – девочка»
|
8
| В детской! Игры и игрушки. На прогулке.
| Выразительность и изобразительность в музыке.
- «С няней» М.Мусоргский;
- «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский.
- П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».
- «Колыбельная песня» П.Чайковский.
|
9
| Вечер.
Обобщающий урок
| Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.
|
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
|
10
| Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
- «Ave,Maria» Ф.Шуберт
- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
| Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
| Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью 2словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
11
| Древнейшая песнь материнства
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери
«Мама» В.Гаврилин.
«Мама» Ч.А Биксио,
(исп. Р.Лоретти).
|
12
| Вербное воскресенье. Вербочки
| Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»),
«Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок.
|
13
| Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир)
| Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
|
14
| «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.
| Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
- «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова
- Песни Садко из оперы
Н.Римского-Корсакова.
- «Заиграйте, мои гусельки»
- «Высота ли, высота»
Садко и Морской царь – русская былина
| Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и образы в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
| Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
15
| Певцы русской старины (Баян. Садко)
| Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
- Песня Садко с хором
Н.Римский Корсаков.
- Вторая песня Баяна
М.Глинка.
|
16
| Певцы русской старины (Лель)
| Народная и профессиональная музыка.
- «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.
|
17
| Звучащие картины. «Прощание с Масленицей»
(обобщение)
| Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.
- Масленичные песни;
- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».
|
«В музыкальном театре» (6 ч)
|
18
| Опера «Руслан и Людмила»
| Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
- Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.
| Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
| Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
|
19
| Опера «Орфей и Эвридика»
| Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.
- Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк.
|
20
| Опера «Снегурочка»
| Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
-Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков.
Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
|
21
| Океан – море синее
| Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
|
22
| Балет «Спящая красавица»
| Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
- Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский
|
23
| В современных ритмах
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
-Р.Роджерс «Звуки музыки»
- «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.
|
«В концертном зале» (6 ч)
|
24
| Музыкальное состязание
| Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.
- «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский.
-«Веснянка» - укр. н.п.Музыкальные инструменты.
| Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном оркестре (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
| Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
|
25
| Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины
| Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
- «Шутка» И.-С.Бах
- «Мелодия» П.Чайковский;
- «Каприс №24» Н.Паганини.
- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня
|
26
| Музыкальные инструменты (скрипка)
| -Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
- Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
- разученные песни.
|
27
| Сюита «Пер Гюнт»
( обобщение)
| Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;
«Танец Анитры»;
«Смерть Озе»;
«Песня Сольвейг.
|
28
| «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии.
| Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
- «Симфония №3» Л.Бетховен.
- «Соната №14»;,
- «К.Элизе»
|
29
| Мир Бетховена
| Портрет композитора.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор - исполнитель – слушатель.
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч)
|
30
| «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки
| Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Музыка – источник вдохновения и радости.
-«Я поймал ритм» Дж.Гершвин;
«Колыбельная Клары» Дж.Гершвин.
-«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн
| Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С.Прокофьева. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
| Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Исполнять интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
31
| «Люблю я грусть твоих просторов»
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
- Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
- Э.Григ «Утро»
- П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4».
|
32
| Мир Прокофьева
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
-С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»
|
33
| Певцы родной природы
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Музыка – источник вдохновения и радости.
- Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости»
- В.Моцарт «Слава солнцу»
- Хор «Славься!» из оперы М.Глинки
- «Патриотическая песня» М.Глинка.
- Кант «Радуйся, Росско земле».
|
34
| Прославим радость на земле
| - В.Моцарт «Симфония №40»
- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
|