Природа и человек в лирике Есенина





Скачать 94.44 Kb.
НазваниеПрирода и человек в лирике Есенина
Дата публикации21.10.2013
Размер94.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Природа и человек в лирике Есенина

(11 класс)

(2 урока)

Цель: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира.

Аспекты цели:

  1. Образовательный аспект цели: показать единство человека и природы в лирике Есенина.

  2. Развивающий аспект цели: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать творческое воображение, ассоциативное и критическое мышление.

  3. Воспитательный аспект цели: воспитывать гуманное отношение к природе, пробудить переживания, связанные с восприятием поэзии Есенина, музыки на стихи Есенина.

Домашнее задание предыдущего урока: 1 группа – прочитать стихотворения с описанием пейзажа, найти приемы пейзажной лирики; 2 группа – прочитать стихотворения о животных, раскрыть особенности изображения «живой» природы.

Методы:

– индуктивный метод при языковом исследовании;

– сравнительный анализ поэтического текста;

– аналитическая беседа.

Технологии:

– педагогика сотрудничества;

– элементы технологии критического мышления.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная учителем.

  2. Тексты стихотворений Сергея Есенина.

  3. Музыкальное приложение 1: романс «Отговорила роща золотая…» в исполнении Надежды Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо».

  4. Музыкальное приложение 2: романс «Какая ночь! Я не могу…» в исполнении Николая Сличенко.

  5. Аудиоприложение: Василий Качалов читает «Песнь о собаке».

  6. Раздаточный материал для индивидуальной работы: таблицы 1, 2, опорная схема.

  7. На правой стороне доски размещена выставка с репродукциями картин русских художников о временах года Ф. Васильева, И.Левитана, А.Саврасова и др., фотографиями, рисунками учащихся с изображением животных.

  8. На левой стороне доски написаны слова: 1) концепция, синквейн; 2) зеленя, закут, бластился, топь, желна.

Структура урока:

1. Приветствие.

2. Стадия вызова.

3. Стадия осмысления.

4. «Чтение с пометками».

5. Стадия рефлексии.

7. Домашнее задание.

8. Заключительное слово учителя.
Эпиграфы:

«И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег».

С.Есенин.

Ход уроков.

  1. Приветствие.

У ч и т е л ь.

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с природой!

Здравствуйте, те, кто любит поэзию Сергея Есенина!

Слайд 2

Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души.

А.Н. Толстой.

У ч и т е л ь. Так сказал о Есенине Алексей Толстой. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).


  1. Стадия вызова.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте вспомним по опорным схемам, что мы знаем о Сергее Есенине. Демонстрация слайдов 3,4.

  • Детство Сергея Есенина – село Константиново.

  • Образование – школа, университет.

  • Литературное направление – ?

  • Путешествия – ?

  • Есенин и его женщины – «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну».

  • Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина – «Все равно остался я поэтом…»

  • Философская лирика – «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...»

  • Смерть. Версии о смерти Есенина

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня на каждый из вас откроет для себя еще одну страничку в творчестве Сергея Есенина. А теперь давайте перенесемся на родину Есенина, в село Константиново.

Демонстрация слайдов «Село Константиново и его окрестности» на фоне романса «Отговорила роща золотая» (муз. В.Липатова, исп. «Золотое кольцо»).

Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
«Отрывок из воспоминаний сестры С. Есенина: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село…Раздольны, красивы наши луга. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен…»

У ч и т е л ь. С детства Сергея Есенина окружала такая природа. Воспитанный в крестьянской семье, он не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью природы, старшим братом разумного зверья. Например, своему знакомому художнику он говорил:

– У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе!

– Почему «собачья? – удивлялся художник.

– Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака… И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами…».

У ч и т е л ь. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Репродукции картин русских художников (учитель обращает взгляд на левую сторону доски) тоже затрагивают эту тему (Ответы учащихся).

Слайд 13

Тема урока: «Человек и природа в лирике Сергея Есенина».
У ч и т е л ь. Таким образом, мы можем сформулировать цели урока. (Учащиеся формулируют цели урока, учитель обобщает ответы и озвучивает цели).

Слайд 14

Цели урока:

  • показать, как изображает Есенин природу;

  • обратить внимание на приемы изображения природы;

  • узнать о есенинской концепции мира.

Словарная работа. Обращение к значению слова «концепция» (на правой стороне доски). Концепция(от лат. сonceptio – понимание, система) определенный способ понимания, трактовка какого-то явления, предмета, основная точка зрения на предмет, руководящая идея.

У ч и т е л ь. А сейчас мы послушаем некоторые из стихотворений Есенина о природе, заданных для домашнего ознакомления.

(Звучит чтение наизусть стихотворений: «Пороша», «Береза», «Лисица», «Корова». Прослушивание аудиозаписи: Василий Качалов читает «Песнь о собаке»).

Словарная работа: учитель помогает определить лексические значения слов, записанных на правой стороне доски и прозвучавших в стихотворениях (зеленя – листва, зелень; закут – хлев для мелкого скота; бластился – мерещился; топь – болото; желна – черный дятел с красным теменем)



  1. Стадия осмысления.

Работа в парах.

У ч и т е л ь. Я предлагаю вам составить вопросы, которые можно задать после прослушивания стихотворений о природе.

Слайд 15

Таблица 1

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто …?

Что …?

Когда …?

К кому …?

Чего …?

Объясните, почему…?

Как относится к …?

Почему сравнивает с …?

Как рисует…?

Какие чувства вызывает…?

Звучит тихая аудиозапись: романс «Какая ночь! Я не могу…» на стихи Сергея Есенина (исполняет Николай Сличенко).

Парная работа. Учащиеся записывают вопросы в таблицу.

У ч и т е л ь. Послушаем ваши вопросы (опрос 2-3 учащихся).

У ч и т е л ь. Я тоже хочу задать «толстый» вопрос, на который вы должны ответить с помощью цитат из стихотворений. Какими художественными средствами чаще всего пользуется Есенин, изображая природу? (ответы учащихся: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).


  1. «Чтение с пометками».

У ч и т е л ь. Теперь мы можем выделить приемы изображения так называемой «неживой» и «живой» природы. Первая группа расскажет об особенностях есенинского пейзажа, а вторая – об особенностях изображения животных в стихотворениях Есенина. Во время анализа мы заполним эту опорную схему.

Слайд 16

Групповая работа. В результате анализа и обсуждения учащиеся первой группы с частичной помощью учителя выделяют следующие приемы пейзажной лирики:

    • чередование различных состояний природы («Синь то дремлет, то вздыхает»);

    • уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет»);

    • очеловечивание природы («Словно белою косынкой подвязалася сосна»);

    • диалог человека с природой («О тонкая березка, Что загляделась в пруд?»).

Затем учащиеся второй группы анализируют стихотворения о животных и выделяют особенности изображения «живой» природы:

  • очеловечивание животных («Спит медведиха. И чудится ей: Колет охотник острогой детей»);

  • уподобление явлений природы животному миру («Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок», «Осень – рыжая кобыла – чешет гриву»);

  • страдания животных на трагедийно уровне («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» – «Песнь о собаке»);

  • образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах – как прелая морковь» - «Лисица»);

  • противопоставление беззащитности животного человеческой жестокости («Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях» – «Корова»).

Заполнение опорной схемы в листах для индивидуальной работы: «Природа и человек в лирике Есенина» – пейзажная лирика – мир животных – приемы – цитаты. Слайд 16.


  1. Стадия рефлексии.

У ч и т е л ь. Подведем итог групповой работе. Какой вывод можно сделать? В чем заключается концепция Есенинского мира?

Ответы учащихся.

У ч и т е л ь (обобщая ответы учащихся, обращаясь к эпиграфам). Да, действительно, для Есенина Природа – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой. У нее глаза –словно «золотые звезды». Она мучается и радуется, страдает и торжествует, живет и умирает. И она кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Человек в его поэзии – часть природы. Есенинская концепция мира и заключается в единстве Природы и Человека. Человека, ответственного за все живое на земле. Как «старший брат», который «зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

У ч и т е л ь.

– Удалось ли нам сегодня решить поставленные цели?

– Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Удалось ли поэту спустя 100 лет после написания стихов затронуть наши души, заставить сопереживать коровам, собакам?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в кавычках в правом верхнем углу листа.

– Кто работал на «5»?

– На «4»?
Творческое задание.

У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока. Алгоритм написания вам напомнит этот слайд.

Слайд 17

Алгоритм написания синквейна

  • 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.

  • 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

  • 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.

  • 4-я строка (суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль, цитата).

  • 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Индивидуальная работа учащихся.

Озвучивание работ школьников.

Синквейн учителя:

Слайд 18

Природа.

Божественная, беззащитная.

Вздыхает, страдает, плачет.

Живой мир, подобный человеческому.

Храм.
6. Домашнее задание. Слайд 19.

  1. Подобрать стихотворения на тему «Философская лирика Есенина».

  2. Заполнить таблицу по творчеству Сергея Есенина «Знал, знаю, хочу узнать»

Таблица 2

ЗНАЛ

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ








7. Заключительное слово учителя.

В самом звучании фамилии Есенин есть что-то лесное, природное, весеннее. В то время были популярны в среде поэтов псевдонимы, а ему они не понадобились. Есенин настолько родной, свой, что нам кажется, мы все о нем знаем. И все же за свою короткую жизнь он оставил такое литературное наследие, которое содержит, оказывается, еще множество загадок.

Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что родился, как и мы с вами, в российской деревне, не только потому, что писал о Родине и о родной природе, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те чувства, что и Есенин. Это и сострадание, и жалость, и разочарование, и любовь, и сомнения, и надежды на счастливое будущее.

Я желаю вам всем, чтобы ваши надежды и мечты о счастливом будущем сбылись. Спасибо за сотрудничество! Слайд 20.
Литература и ресурсы сети Интернет:

  1. Голышева Г.Э. «Мне в душу грусть вошла…» Стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке». VII класс // Литература в школе. – 2004. – №2. – С.35-37.

  2. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. Е.Н.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.

  3. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1973. – 238 с.

  4. Русская литература XX века. 11 кл. Поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

  5. Шнипова А.Р. Опорные схемы-конспекты как творческие проекты: Методическое пособие / ИПКиПРО. – Курган, 2003. – С.22-23.

  6. Эвентов И.С. Сергей Есенин: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

  7. http://festival.1september.ru

  8. http://www.modusvivendi.ru/photos/medium_12290970712...-

  9. http://wiki.kspu.karelia.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природа и человек в лирике Есенина iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Природа и человек в лирике Есенина iconI вариант является ли человек составной частью понятия «природа»...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Природа и человек в лирике Есенина iconГ. Н. Божкова Виды композиции в лирике С. Есенина
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Природа и человек в лирике Есенина iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Природа и человек в лирике Есенина iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Природа и человек в лирике Есенина iconТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Природа и человек в лирике Есенина iconКонкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа»
Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные...
Природа и человек в лирике Есенина iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Природа и человек в лирике Есенина iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Природа и человек в лирике Есенина iconРеферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек»
Поэма кризиса или поэма конца?
Природа и человек в лирике Есенина iconСочинение на тему: "Мой край моя гордость!"
Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края. Нашу родину...
Природа и человек в лирике Есенина iconУчебник А. А. Вахрушев «Человек и природа»
...
Природа и человек в лирике Есенина iconУрок внеклассного чтения по произведению Р. Киплинга «Маугли»
Воспитательной целью данного урока является формирование нравственных качеств в отношении «человек и природа». Основной упор делается...
Природа и человек в лирике Есенина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Природа и человек в лирике Есенина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Природа и человек в лирике Есенина iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск