Скачать 94.44 Kb.
|
Природа и человек в лирике Есенина (11 класс) (2 урока) Цель: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира. Аспекты цели:
Домашнее задание предыдущего урока: 1 группа – прочитать стихотворения с описанием пейзажа, найти приемы пейзажной лирики; 2 группа – прочитать стихотворения о животных, раскрыть особенности изображения «живой» природы. Методы: – индуктивный метод при языковом исследовании; – сравнительный анализ поэтического текста; – аналитическая беседа. Технологии: – педагогика сотрудничества; – элементы технологии критического мышления. Формы: коллективная, парная, индивидуальная, групповая. Тип урока: комбинированный. Оборудование:
Структура урока: 1. Приветствие. 2. Стадия вызова. 3. Стадия осмысления. 4. «Чтение с пометками». 5. Стадия рефлексии. 7. Домашнее задание. 8. Заключительное слово учителя. Эпиграфы: «И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове…» «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег». С.Есенин. Ход уроков.
У ч и т е л ь. Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение! Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями! Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с природой! Здравствуйте, те, кто любит поэзию Сергея Есенина! Слайд 2 Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души. А.Н. Толстой. У ч и т е л ь. Так сказал о Есенине Алексей Толстой. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).
У ч и т е л ь. Ребята, давайте вспомним по опорным схемам, что мы знаем о Сергее Есенине. Демонстрация слайдов 3,4.
Ответы учащихся. Учитель. Сегодня на каждый из вас откроет для себя еще одну страничку в творчестве Сергея Есенина. А теперь давайте перенесемся на родину Есенина, в село Константиново. Демонстрация слайдов «Село Константиново и его окрестности» на фоне романса «Отговорила роща золотая» (муз. В.Липатова, исп. «Золотое кольцо»). Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 «Отрывок из воспоминаний сестры С. Есенина: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село…Раздольны, красивы наши луга. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен…» У ч и т е л ь. С детства Сергея Есенина окружала такая природа. Воспитанный в крестьянской семье, он не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью природы, старшим братом разумного зверья. Например, своему знакомому художнику он говорил: – У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе! – Почему «собачья? – удивлялся художник. – Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака… И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами…». У ч и т е л ь. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Репродукции картин русских художников (учитель обращает взгляд на левую сторону доски) тоже затрагивают эту тему (Ответы учащихся). Слайд 13 Тема урока: «Человек и природа в лирике Сергея Есенина». У ч и т е л ь. Таким образом, мы можем сформулировать цели урока. (Учащиеся формулируют цели урока, учитель обобщает ответы и озвучивает цели). Слайд 14 Цели урока:
Словарная работа. Обращение к значению слова «концепция» (на правой стороне доски). Концепция – (от лат. сonceptio – понимание, система) определенный способ понимания, трактовка какого-то явления, предмета, основная точка зрения на предмет, руководящая идея. У ч и т е л ь. А сейчас мы послушаем некоторые из стихотворений Есенина о природе, заданных для домашнего ознакомления. (Звучит чтение наизусть стихотворений: «Пороша», «Береза», «Лисица», «Корова». Прослушивание аудиозаписи: Василий Качалов читает «Песнь о собаке»). Словарная работа: учитель помогает определить лексические значения слов, записанных на правой стороне доски и прозвучавших в стихотворениях (зеленя – листва, зелень; закут – хлев для мелкого скота; бластился – мерещился; топь – болото; желна – черный дятел с красным теменем)
Работа в парах. У ч и т е л ь. Я предлагаю вам составить вопросы, которые можно задать после прослушивания стихотворений о природе. Слайд 15 Таблица 1
Звучит тихая аудиозапись: романс «Какая ночь! Я не могу…» на стихи Сергея Есенина (исполняет Николай Сличенко). Парная работа. Учащиеся записывают вопросы в таблицу. У ч и т е л ь. Послушаем ваши вопросы (опрос 2-3 учащихся). У ч и т е л ь. Я тоже хочу задать «толстый» вопрос, на который вы должны ответить с помощью цитат из стихотворений. Какими художественными средствами чаще всего пользуется Есенин, изображая природу? (ответы учащихся: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).
У ч и т е л ь. Теперь мы можем выделить приемы изображения так называемой «неживой» и «живой» природы. Первая группа расскажет об особенностях есенинского пейзажа, а вторая – об особенностях изображения животных в стихотворениях Есенина. Во время анализа мы заполним эту опорную схему. Слайд 16 Групповая работа. В результате анализа и обсуждения учащиеся первой группы с частичной помощью учителя выделяют следующие приемы пейзажной лирики:
Затем учащиеся второй группы анализируют стихотворения о животных и выделяют особенности изображения «живой» природы:
Заполнение опорной схемы в листах для индивидуальной работы: «Природа и человек в лирике Есенина» – пейзажная лирика – мир животных – приемы – цитаты. Слайд 16.
У ч и т е л ь. Подведем итог групповой работе. Какой вывод можно сделать? В чем заключается концепция Есенинского мира? Ответы учащихся. У ч и т е л ь (обобщая ответы учащихся, обращаясь к эпиграфам). Да, действительно, для Есенина Природа – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой. У нее глаза –словно «золотые звезды». Она мучается и радуется, страдает и торжествует, живет и умирает. И она кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Человек в его поэзии – часть природы. Есенинская концепция мира и заключается в единстве Природы и Человека. Человека, ответственного за все живое на земле. Как «старший брат», который «зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». У ч и т е л ь. – Удалось ли нам сегодня решить поставленные цели? – Что нового вы открыли для себя на уроке? – Удалось ли поэту спустя 100 лет после написания стихов затронуть наши души, заставить сопереживать коровам, собакам? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в кавычках в правом верхнем углу листа. – Кто работал на «5»? – На «4»? Творческое задание. У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока. Алгоритм написания вам напомнит этот слайд. Слайд 17 Алгоритм написания синквейна
Индивидуальная работа учащихся. Озвучивание работ школьников. Синквейн учителя: Слайд 18 Природа. Божественная, беззащитная. Вздыхает, страдает, плачет. Живой мир, подобный человеческому. Храм. 6. Домашнее задание. Слайд 19.
Таблица 2
7. Заключительное слово учителя. В самом звучании фамилии Есенин есть что-то лесное, природное, весеннее. В то время были популярны в среде поэтов псевдонимы, а ему они не понадобились. Есенин настолько родной, свой, что нам кажется, мы все о нем знаем. И все же за свою короткую жизнь он оставил такое литературное наследие, которое содержит, оказывается, еще множество загадок. Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что родился, как и мы с вами, в российской деревне, не только потому, что писал о Родине и о родной природе, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те чувства, что и Есенин. Это и сострадание, и жалость, и разочарование, и любовь, и сомнения, и надежды на счастливое будущее. Я желаю вам всем, чтобы ваши надежды и мечты о счастливом будущем сбылись. Спасибо за сотрудничество! Слайд 20. Литература и ресурсы сети Интернет:
|
Урок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина» Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных... | I вариант является ли человек составной частью понятия «природа»... Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | ||
Г. Н. Божкова Виды композиции в лирике С. Есенина Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного... | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,... Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Конкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа» Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные... | Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Конспект урока единство человека и природы в произведениях С. А.... Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина | Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» Поэма кризиса или поэма конца? | ||
Сочинение на тему: "Мой край моя гордость!" Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края. Нашу родину... | Учебник А. А. Вахрушев «Человек и природа» ... | ||
Урок внеклассного чтения по произведению Р. Киплинга «Маугли» Воспитательной целью данного урока является формирование нравственных качеств в отношении «человек и природа». Основной упор делается... | Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать | Конспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным |