Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек»





Скачать 124.17 Kb.
НазваниеРеферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек»
Дата публикации25.02.2015
Размер124.17 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ

«МИСТИЦИЗМ В ПОЭМЕ С.ЕСЕНИНА «ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2

§1.Композиция поэмы: образ, рифма, лексика, ритмика……………………. 3

§2. Выводы из последовательного анализа поэмы…………………………… 8

§3. Поэма кризиса или поэма конца?................................................................. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 13

Список использованных источников…………………………………………. 14

ВВЕДЕНИЕ
Творчество Сергея Александровича Есенина (1895-1925), неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Как поэт Есенин развивается стремительно . Но даже на этом фоне совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период творчества - в 1923 - 1925 гг. . «Русь уходящая» , «Русь Советская» , поэмы «Песнь о великом походе» , «Анна Снегина» , «Черный человек» , незаконченная драма «Страна негодяев» , «Персидские мотивы» -такова далеко неполный перечень созданного им за это время.

Ни одно из есенинских произведений не вызывало столько споров, которые продолжаются и по сей день, как лирическая поэма «Черный человек». Особенно спорят о том, кто такой Черный человек, какой смысл вложен в этот образ.

Целью этой работы является решение вопроса объективированы ли в образе Черного человека темные внешние силы, мучащие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта («Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек»), или это внутренний голос лирического героя, выражение его душевной раздвоенности? Для решения вопроса необходимо решить и второй вопрос, не решенный до сих пор: когда была написана поэма – в последние месяцы жизни автора или в начале 20-х годов, в период «Москвы кабацкой»?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к целостному анализу поэмы и прочтению ее в контексте творчества Есенина, опираясь на материалы и статьи исследователей наследия поэта советского и современного периодов и дать самостоятельные выводы в ходе изучения темы мистицизма в поэме Сергея Есенина «Черный человек».

§1.Композиция поэмы: образ, рифма, лексика, ритмика.

В композиционном отношении это двухчастное произведение, состоящее из 20 строф – 18 катренов с перекрестной рифмовкой и 2 пятистиший, включающих в себя «холостую» строку (АбХАб и АбАбХ). Две части поэмы – две встречи лирического героя с Черным человеком – построены «зеркально». Одинаково вступление с обращением к другу (одна строфа), описание душевного состояния поэта и приход «прескверного» гостя (две строфы), затем его монолог (пять строф) и концовка (одна строфа). Композиционная схема: 1+2+5+1+1=1+2+5+1+1 – поражает своей стройностью и четкостью. Строфическую уравненность частей нарушает добавление двух лишних стихов в первой части (строфы II и III) – в момент неожиданного и кошмарного появления черного призрака.

Первая строфа, начиная обе части поэмы, скрепляет и объединяет их в одно целое. Занимая особое место в композиции, она становится эмоционально «ключевой» в структуре всего произведения, выделенная в образном, лексическом и ритмическом отношении.

I и XI.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль ,как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Вся строфа пронизана всевозможными повторениями, сближениями, аналогиями, нагнетающими, усиливающими напряженность и взволнованность поэтической речи: «друг мой, друг мой», «очень и очень», «болен» и «боль». Синонимы «пустой» и «безлюдный» обостряют впечатление полной пустоты от всего живого: и людей и зверей. А метафорическое сопоставление таких, казалось бы, несовместимых понятий, как осенний листопад и «осыпание» мозгов от алкоголя, отражает болезненное психическое состояние героя. В звуковом «оформлении» отчетливо слышны две группы звуков (блн-боль, болен и вст-свист ветра), причем первая определяет и рифменные созвучия: болен –боль – полем –алкоголь, как бы указывает и на причину и на следствие.

Во второй строфе возникает главная тема поэмы – появляется Черный человек, о чем возвещают и ритмический сдвиг, и новый звуковой комплекс – ч, щ, ш, ж. Уже полустишие «Маячить больше невмочь» как будто предсказывало страшное видение, ночной кошмар. Трижды повторенное сочетание «черный человек» с добавлением «черный, черный» как навязчивый бред передает смятение и потрясение героя.

II.

Черный человек,

Черный черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Монологи ночного гостя и в первой и во второй частях поэмы начинаются с обращения «Слушай, слушай» и авторской ремарки «бормочет мне», «хрипит он, смотря мне в лицо». Но тональность их различна. Вначале Черный человек сдержан, почти добродушен и без особых резкостей по-приятельски посмеивается над собеседником, рассуждая о «стране негодяев», о прекраснейших планах в книге жизни поэта, читает из нее выдержки. И его оценки и характеристики хотя и ироничны, но не беспощадны («авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт, хоть с небольшой, но ухватистой силою»). Заканчивается речь Черного человека «сплошными» строчками афоризма – логическим и ритмическим завершением.
VIII.

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

Холодно-иронический и менторский тон его нравоучений резко констатирует со взволнованной тирадой лирического героя, негодующего и потрясенного: возмущенные выкрики и восклицания, короткие фразы и «задыхающаяся» интонация, перебои ритма и единственная в поэме неравносложная рифма, которая устанавливает семантическую связь между словами «этот» и «поэт», словно указывает именно на этого поэта, т.е. на говорящего.

IХ.

Черный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазной.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай.

Первая часть завершается Х строфой – молчанием мрачного призрака и суровым самоосуждением героя, более непримиримого к себе, чем его недруг. Не Черный человек, а он сам называет себя «прохвостом и забулдыгой», «скандальным поэтом», «жуликом и вором».

Многоточия отделяют первую часть от второй – авторский графический знак разделения. После знакомого нам зачина «Друг мой, друг мой…» следует картина морозной ночи (строфа XII), контрастная по отношению и к свисту ветра в пустынном поле, и к мучительным переживаниям, выраженным в предшествующих строфах. Однако несмотря на ночную тишину и «покой перекрестка» в мирный пейзаж проскальзывают тревожные нотки: плач «ночной зловещей птицы» и «копытливый стук» деревьев-всадников (XIII).

Во второй части трансформируется не только звучание речи непрошенного визитера, но и ее тональность, приобретая язвительный, ядовитый оттенок, - ирония переходит в сарказм. Черный человек сбрасывает с себя маску бесстрастного монаха, читавшего над «усопшим», и вступает в бой с живым противником: издевается, грубит, бравирует своим цинизмом, провоцирует. В грамматических конструкциях вместо 3-го лица теперь фигурируют 1-е и 2-е: люблю я поэтов, в них нахожу, ты будешь читать, - означая прямой вызов и открытую схватку. Однако к концу проводи характер ее снова меняется: кажется, что заряд ненависти и презрения иссяк, и неожиданно слышатся задумчивые, элегические ноты. Исчезают личные местоимения «я» и «ты», и снова незваный посетитель говорит о поэте в 3-м лице, но теперь вспоминает его «желтоволосым» мальчиком «с голубыми глазами». Необычны в речи самоуверенного и циничного Черного человека мягкость, неуверенность, нагнетаемые отрицательными глаголами «не знаю, не помню», перечислением городов с вводным словом «может» («Может, в Калуге, А может, в Рязани»). Буквально на наших глазах Черный человек сближается с лирическим героем и перестает быть его антиподом.

Второй монолог ночного пришельца оканчивается строфой, которая в первом занимала центральное место, - в ней приводится оценка поэтического таланта и любви героя к «сорокалетней женщине». Переделано только начало: «Был он изящен»-«И вот он стал взрослым». Повторяя одну и ту же мысль, Черный человек тем самым настаивает на своем первоначальном мнении, но не продолжает рассуждения.

Крутой сюжетный поворот отмечен ритмическим переломом, который замедляет темп и фиксирует внимание на расправе с Черным человеком.

XIX.

Черный человек!

Ты прескверный

гость.

Эта слава давно

Про тебя разносится.

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу…



Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…

Дактилическое окончание последнего слова и пунктуационный знак «…» не дают понижения интонации, повествовательной точки, и поэма заканчивается эмоциональным и интонационным «обрывом».


§2. Выводы из последовательного анализа поэмы.

Какие же выводы позволяет сделать последовательный анализ есенинской поэмы? Прежде всего он обосновывает трактовку Черного человека как двойника героя и свидетельствует не о противопоставлении их, а об общности. И лирический герой не столько спорит со своим противником, сколько просит его замолчать и за него высказывает его предполагаемые мысли. Не раз партнеры как бы меняются местами, говорят друг за друга, передоверяют один другому собственные речевые особенности. Окончательному слиянию Черного человека с героем способствует повторение одной бытовой детали – цилиндра, вначале принадлежавшего ужасному видению («Приподняв свой цилиндр»), а в конце самому поэту («Я в цилиндре стою»), тем самым «удостоверяется» нереальность Черного человека, созданного больным воображением лирического героя и превратившегося в его «второе я».

Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что черный человек в нем самом, лирический герой растерян и подавлен, ощущает душевную опустошенность и усталость. Поэтому поэма обрывается на щемящей, трагической ноте. Кажется, что круг замкнулся: снова «похоронный» мотив, безнадежное одиночество и «разбитая» душа. Однако это не тупик, а распутье: позади – ночные кошмары, впереди – пугающая неизвестность, а в настоящем – осознание собственной вины за свою «изломанную» и «обкраденную» жизнь. Не в том ли смысл ритмико-интонационного «обрыва» в концовке «Черного человека», что жизнь не окончена и борьба продолжается?

Так целостный анализ поэтического текста помогает уяснить его идейное содержание, принципы организации, системы образов. Но такое исследование – лишь первый этап в изучении литературного произведения, а за первым этапом должно последовать его рассмотрение в контексте творчества писателя, без чего нельзя решить второй вопрос, связанный с замыслом и историей создания художественного творения. Когда же был написан «Черный человек»?

§3. Поэма кризиса или поэма конца?

Поэма С.Есенина «Черный человек» была опубликована после смерти поэта, а датирована ноябрем 1925 года. На основании этой датировки во всех изданиях есенинских произведений поэма печатается последней вместе с предсмертным «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Есениноведы характеризуют ее как «кульминацию мотивов личной трагедии поэта» (К.Зелинский), как «предвестие конца» (Е.Наумов).

Казалось бы, сомнений в датировке «Черного человека» быть не может: в беловом автографе дата поставлена по указанию самого поэта С.А. Толстой-Есениной. Однако известно, что замысел поэмы возник задолго до 1925 года – первые упоминания о ней относятся к 1922 году; известно также, что Есенин намеревался опубликовать «Черного человека» в 1924 году. Может показаться, что не столь существенно, когда была написана поэма – в 1925-м или двумя годами раньше. На самом деле решение этого вопроса многое меняет в наших представлениях о последнем периоде творчества Есенина, о его духовной и художественной эволюции.

Является ли «Черный человек» итогом творческого пути поэта, «кульминацией» душевной драмы, приведшей его к трагическому исходу, или отражает разлад с самим собой и мучительные сомнения, пережитые Есениным в начале 20-х годов?

С чувством долгожданного избавления расстается поэт с «кабацким чадом», с былыми муками и разочарованиями: «Улеглась моя рана – Пьяный бред не гложет сердце мне» («Персидские мотивы»). Но в «Черном человеке», как и в «Москве кабацкой», эта рана кровоточила и кошмарный бред вселял в душу тоску и страх, во многом определяя настроенность этих произведений. «Мрачные силы» терзают лирического героя, и он не в силах заглушить в себе «черные думы»: «И стою я, кривясь от корчи, Черных дум заглушая вой». Воплощением этих горьких и страшных «черных дум» и является Черный человек, перелистывающий «мерзкую книгу» жизни скандального поэта, «бесстыдно и нагло обокравшего» самого себя. На мой взгляд, неправомерно отождествлять есенинского Черного человека с пушкинским («Моцарт и Сальери») и видеть в нем олицетворение враждебных, темных сил общества, преследующих и губящих талант. Как уже говорилось, Черный человек Есенина – это двойник поэта, его внутренний голос, требовательный, суровый, безжалостный. И сам поэт в состоянии душевной депрессии и подавленности готов перечеркнуть свою жизнь как неудавшуюся и бесцельную. Эта растерянность и ощущение никчемности, бессмысленности своего существования отразились в целом ряде есенинских стихотворений 1921-1923 годов («Снова пьют здесь…», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Вечер черные брови насопил» и др.). Следует обратить также внимание и на грубую приземную лексику, нарочитые прозаизмы и даже «физиологизмы» в «Черном человеке» («блевота», «ляжки», «прыщавый», «половая истома»), которые были так характерны для есенинской поэзии 1920-1923 годов («Исповедь хулигана», «Пой же, пой…», «Сыпь, гармоника…») и почти исчезли в дальнейшем; и на отдельные выражения, повторяющиеся неоднакратно в произведениях Есенина тех лет: «скверная девочка» и «прескверный гость» («Черный человек»), «скверный гость» («Сорокоуст»), «скверный дождь», «головы скверные» («Пугачев»), «скверный год» («Страна негодяев»). Стремясь определить хронологические рамки написания «Черного человека», П.Юшин сопоставляет его с незаконченной драмой «Страна негодяев» (1922-1923), предполагая, что поэма предшествовала пьесе.

Думается, что с учетом всего сказанного можно точнее определить дату создания поэмы «Черный человек». Очевидно, замысел ее возник в начале 20-х годов, а создавалась она в 1922-1923 годах одновременно с работой над «Страной негодяев». При редактировании «Черного человека» Есенин использовал опыт своих «маленьких поэм» 1924-1925 годов и тем самым усложнил ритмическое «дыхание», сделав его более мистичным, напряженным, взволнованным и менее напевным. Сергей Есенин вообще не раз редактировал свои ранее написанные вещи. «Черный человек» - цельное, законченное произведение, выдержанное в одном эмоциональном и интонационном ключе без «неверных» звуков и несоответствии. Вероятно, и сам Есенин считал свою поэму завершенной, т.е. в течение 1924 года неоднократно читал ее друзьям и знакомым и собирался отдать в печать (см. макет сборника «Москва кабацкая»).

Да и можно ли было переписать заново или коренным образом переделать такое замечательное произведение в течение двух вечеров – 12 и 13 ноября 1925 года, когда, как вспоминает С.Толстая-Есенина, поэт готовил «Черного человека» для журнала «Новый мир»?!

И, наконец, последнее. При всей бескомпромиссности лирического героя поэмы, при всей решимости покончить с прошлым, он стоит на распутье, не видя себя перспектив, не теша себя надеждами («Я один…И разбитое зеркало…»). Эта бесперспективность и безнадежность не свойственны есенинской поэзии последних лет, выразившей новые чувства и мечты, новое отношение к жизни, к поэтическому творчеству. Прилив новых сил и надежд особенно ощутил Есенин, посетив летом 1924 года родные места после долгого отсутствия.

«Черный человек» - это исповедь измученного, отчаявшегося человека. Это безотрадный итог целого периода жизни поэта, о котором впоследствии скажет: «С больной душой поэта Пошел скандалить, я, Озорничать и пить». Считать поэму написанной за месяц до смерти Есенина ошибочно.

Попытки объяснить причины появления столь трагического произведения в его поэзии в 1925 году приводят к разноречивым толкованиям творческого пути поэта. Так, одни исследователи пишут об усилений противоречий в его мировоззрении и творчестве последних лет: «…никогда еще не ощущалась с такой силой противоречивость, раздвоенность героя»; другие видят в «Черном человеке» «отрицание всего мрачного и эгоистического в человеке вообще» и свидетельство того, что Есенин «обрел прочную социально-нравственную почву», как и в «Анне Снегиной».

Таким образом, целостный анализ «Черного человека» и прочтение его в контексте всего творчества Есенина доказывают, что перед нами не «поэма конца», а скорее «поэма судьбы» - трагическая история человека, потерявшего себя, но не сдавшегося в жизненной борьбе и мучительно встречающего рассвет нового дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уйдя из жизни в тридцать лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

В ходе исследования темы мистицизма в творчестве Сергея Есенина на примере его поэмы «Черный человек» мною были проведены следующие работы и сделаны выводы:

  1. Образ Черного человека – это двойник поэта, его внутренний голос, а не действие олицетворение враждебных, темных сил общества, преследующих и губящих поэта;

  2. Окончание поэмы говорит о том, что лирический герой стоит в растерянности перед неизвестным будущим, осознав свою «никчемную» жизнь в прошлом;

  3. Доказано, что поэма не была последним произведением поэта, а одним из кризисным этапом его жизни, который он преодолел, и был готов к дальнейшему творчеству;

  4. трагическая неожиданная смерть поэта породила споры и слухи о его самоубийстве, причиной которого явился творческий кризис, выявившийся в появлении поэмы «Черный человек»,мистического и подавленного в душевном плане.



Список использованных источников


  1. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэт. Мастерство С.Есенина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Есенин С. Стихотворения и поэмы. Вст. Статья В.Г.Базанова. М., «Худож. Лит.», Тб., «Сабчота Сакартвело», 1975.

  3. Крученых А. Черная тайна Есенина. М., 1926.

  4. Сб. «Воспоминания о Сергее Есенине», под общей ред. Ю.Л.Прокушева. М., «Московский рабочий», 1965.

  5. П.Юшин. С.Есенин. Последний полет в «страну негодяев»// «Литература». -1999. -№ 3.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconИ. П. Гиривенко к т. н., доцент, зав кафедрой информатики и вычислительной...
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат на тему: «Зачем нужно читать книги?»
Ведь не для этого развивались наши предки, чтобы мы потом опять превратились в обезьян. Этого ни в коем случае нельзя допускать....
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconБудущим 10-классникам
А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат по дисциплине «Химия» на тему: «Химические элементы в организме человека»
Моя тема значима в курсе школьной химии и биологии. Человек очень сложный живой организм, но его изучение показалось мне довольно...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат по литературе на тему: «История страны и судьба народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья»
Духа Святого, когда человек самовольно уходит из жизни. Презрение к здоровью ведет к тому, что человек сам укорачивает свою жизнь....
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат по географии на тему: «Драгоценные камни»
Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат на тему: В. В. Терешкова первая женщина-космонавт
Наша страна всегда была первой в освоении космоса: первый запущенный искусственный спутник Земли, Ю. А. Гагарин – первый человек...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат на тему: «Почва и человек»
Диссертация В. В. Докучаева была посвящена судьбе русских черноземных степей, охваченных страшной болезнью истощения: падением почвенного...
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат На тему: «Человек и природа в росийском космизме»
В период освоения космоса особое место в философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени А. Е. Фурман, Ю. К....
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconРеферат по философии и истории образования на тему: «Педагогическое...
Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-предмет воспитания. 25
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconИдейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»
Ii. Иронический контекст и специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»
Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 Определить тему и идею поэмы; углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в поэме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск